Дело № 12а-103/2017
РЕШЕНИЕ
07 августа 2017 года город Саратов
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Кожахин А.Н., при секретаре Арутюняне И.С., с участием прокурора – помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Ветрова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица директора общества с ограниченной ответственностью «У.К. Ленинского района» г. Саратова Воробьева С.В., по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поступившее с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным мировым судьей судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова, должностное лицо директор общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «У.К. Ленинского района» г. Саратова Воробьева С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым постановлением, должностным лицом принесена жалоба, в которой просит указанное постановление отменить и производство по делу прекратить.
В обосновании доводов жалобы указано, что согласно п.5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) обязанность обеспечения условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) к общему имуществу в многоквартирных домах возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В ходе визита сотрудников управляющей компании в квартиру <адрес> с иелъю замера расстояния между колесами коляски выяснилось, что ФИО1 передвигается на костылях и в дополнительных средствах доступа не нуждается.
Данных о том, что со стороны управляющей компании было допущено ненадлежащее содержание многоквартирного жилого дома материалы дела не содержат, а доводы прокурора о том, что именно на управляющей компании лежит обязанность по оборудованию средствами доступа второго подъезда указанного дома, являются несостоятельными, поскольку это прямо противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства.
Таким образом, обязанностей по установке средств доступа для инвалидов к общему имуществу МКД на Воробьева С.В. как на директора ООО «У.К. Ленинского района» возложено не было.
В судебное заседание должностное лицо директор ООО «У.К. Ленинского района» г. Саратова не явился, извещался надлежащим образом, заявлений об отложении дня и времени судебного заседания в суд не представил.
Прокурор Ветров А.М. в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав явившегося прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Так, ст. 9.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По смыслу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 (далее - СНиП 35-01-2001), в части общих требований к входам в здания устанавливают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
В силу пункта 5.1.1 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с пунктом 5.2.9 СНиП 35-01-2001 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Сводом правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденным Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 и введенным в действие с 01 января 2013 года.
В соответствии с п. 5 Свода правил СП 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего.
Согласно подпунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 п.5 вышеуказанного Свода правил в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51261-00 «Устройства опорные стационарные. Типы и технические требования», введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 13 апреля 1999 года № 123, по ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входные двери должны иметь ширину в свете не менее 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения маломобильных групп населения не допускается.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. «в» п. 10).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Ленинского района г. Саратова принято решение о проведении проверки ООО «У.К. Ленинского района» с целью соблюдения законодательства о защите прав инвалидов. По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в многоквартирный жилой дом <адрес> не оборудован предусмотренными п. 5 Свода правил «СП 59.13330.2012» средствами доступа для инвалидов.
Кроме того, из представленных материалов следует, что в многоквартирном жилом доме <адрес>, находящемся в управлении ООО «У.К. Ленинского района», проживает инвалид-колясочник ФИО1. Указанный жилой дом в нарушение требований Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, не оборудован средствами доступа для инвалидов.
Постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «У.К. Ленинского района» Воробьева С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки, актом проверки, представленными и содержащимися в материалах дела фотографиями, приказом о назначении Воробьева С.В. на должность директора, уставом ООО «У.К. Ленинского района» г. Саратова и сведениями о регистрации юридического лица.
Все эти доказательства согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о доказанности совершения директором ООО «У.К. Ленинского района» г. Саратова административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Кроме того, указанные и изложенные доводы являлись предметом обсуждения при рассмотрении дела мировым судьей и им была дана оценка.
В том числе и была дана оценка доводам в части, что ФИО1 в настоящее время не пользуется креслом-коляской, а использует костыли для передвижения, поскольку данные обстоятельства не освобождают должностное лицо от исполнения установленной законом обязанности по оборудованию входа в жилой дом средствами доступа инвалидов, в том числе поручнями и иным необходимым оборудованием
При указанных обстоятельствах не может быть и принята во внимание ссылка заявителя на то, что обязанность по созданию предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» условий для инвалидов возложена исключительно на органы местного самоуправления.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях директора ООО «У.К. Ленинского района» г. Саратова состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, является правильным.
Выводы, изложенные в решении судьи, мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Административное наказание назначено директору ООО «У.К. Ленинского района» Воробьеву С.В. в пределах, установленных санкцией ст. 9.13 КоАП РФ. При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «У.К. Ленинского района» Воробьева С.В. подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 9.13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░