Дело № 2-535/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская городская детская больница», администрации города Канска об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская городская детская больница», администрации г. Канска об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МБУЗ «Канская городская детская больница», расположенной по адресу: <адрес> «а». В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МБУЗ «Канская городская детская больница» отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, исполненные в соответствии с требованиями законодательства. Основной вход в учреждение осуществляется по бетонному крыльцу, перила отсутствуют, имеется пять ступенек, ступени около 10-12 см высотой каждая. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами в соответствии с требованиями законодательства для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло – коляска, трость, костыли и др.). Здание по адресу: <адрес> «а» является муниципальной собственностью г. Канска. Ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, а также маломобильных групп населения. Канский межрайонный прокурор просит обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Канская городская детская больница» в лице администрации г. Канска создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – оборудовать основной вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> «а» специальным приспособлением (пандусом) с оборудованием пандуса поручнями, с уклоном пандуса до 10 %, для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – МБУЗ «Канская ГДБ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО2 требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБУЗ «Канская городская детская больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия и о согласии с исковыми требованиями.
Представитель ответчика администрации г. Канска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, при согласии помощника Канского межрайонного прокурора, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, проведенной Канской межрайонной прокуратурой, установлено, что в МБУЗ «Канская городская детская больница», расположенном по адресу: <адрес> «а», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, исполненные в соответствии с требованиями законодательства. Основной вход в учреждение осуществляется по бетонному крыльцу, перила отсутствуют, имеется пять ступенек, ступени около 10-12 см высотой каждая. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло – коляска, трость, костыли и др.) (л.д. 14). Здание по адресу: <адрес> «а» является муниципальной собственностью г. Канска, что подтверждается сообщением МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» (л.д. 13).
Согласно п. 9 ст. 30 Устава г. Канска администрация г. Канска выступает заказчиком при строительстве и ремонте объектов муниципальной собственности (л.д. 7-12).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика администрацию г. Канска обязанности оборудовать вход в указанное здание специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, так как такая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена действующим федеральным законодательством.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 1,7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда. СНИП 35-01-2001, принятый постановлением Госстроя ДД.ММ.ГГГГ № «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем малобильным группам населения. В соответствии с п.3.13 раздела 3 данного СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.9. лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. П. 3.14. предусматривает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. В соответствии с п. 12.3 подраздела «Здания учреждений образования» указанного Свода правил (таблица 12.1 - общие требования к зданиям учебных учреждений) подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования необходимо оборудовать пандусом.
Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно - пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах - колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
При указанных обстоятельствах МБУЗ «Канская городская детская больница» должна быть обеспечена помимо лестницы, еще и пандусом.
Надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование г. Канска в лице администрации г. Канска. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – шесть месяцев, представляется суду разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская городская детская больница», администрации города Канска об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – оборудовать основной вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> «а», специальным приспособлением (пандусом) с оборудованием пандуса поручнями, с уклоном пандуса до 10 %, для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – МБУЗ «Канская городская детская больница» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
Судья И.В.Калинкина