Судья Стеблева И.Б. № 33а-739
№2а-1327/2019
67RS0021-01-2019-001528-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2020 года г.Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.
судей Туникене М.В., Холиковой Е.А.,
при секретаре Гуляевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петкевич Н.П,, Силкиной Л.В,, Кононова Р.В. к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области о признании действий незаконными с апелляционной жалобой представителя административных истцов Пакелькиной Л.В., Кононова Р.В. на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2019 г.,
заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения административного истца Кононова Р.В., представителя административных истцов Пакелькиной Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Лалеко М.Л., объяснения заинтересованного лица СНТ «Земляне» - Прирез М.Л., судебная коллегия
установила:
Петкевич Н.П., Силкина Л.В., Кононов Р.В. обратились в суд с административным иском к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области (далее ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области) о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению ЗАО «Лимб» сведений о зонах минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции г.Смоленска в границах Смоленского района Смоленской области, границах зон минимальных расстояний магистральных газовых трубопроводов (с кадастровым номером №) в качестве зоны с особыми условиями территории.
В судебном заседании представитель административных истцов - Пакелькина Л.В., административный истец Кононов Р.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административногоответчика ФГКУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области Леутина О.О., административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Лалеко М.Л. поддержал позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица СПК «Земляне» председатель правления Прирез Н.И. в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.
Административные истцы - Петкевич Н.В., Силкина Л.В., заинтересованные лица – представители Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Управления Росреестра по Смоленской области, Марко С.А., Гершанова Г.Я. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 15.11.2019 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Кононов Р.В. и представитель административных истцов Пакелькина Л.В. просят указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указывают, что суд не проверил доводы административных истцов и не дал им правовую оценку.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из пункта 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования, если признает решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) до 01.09.2019 в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). При этом в реестр границ в отношении сведений о местоположении указанных границ минимальных расстояний вносятся сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона применительно к зонам с особыми условиями использования территорий.
Для внесения сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в реестр границ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, утвердивший описание местоположения границ указанных минимальных расстояний и перечень координат характерных точек этих границ, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения направляет данные описание и перечень координат в орган регистрации прав. Внесение указанных сведений в реестр границ осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
При поступлении от уполномоченного органа государственной власти решения об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне орган регистрации прав одновременно с внесением сведений о такой зоне исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В силу ст.ст. 1 - 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и сведения в него вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коновалову Р.В., Силкиной Л.В. в СТ «Земляне» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью <данные изъяты> кв.м. и №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, расположенные по адресу: ...., ... участки №, №.
Петкевич Н.П. принадлежит отдельно стоящее нежилое строение подсобного (хозяйственного назначения), с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: ..., дом №.
Указанные здания и сооружения расположены в границах минимальных расстояний от опасного производственного объекта, в связи с чем общество не может обеспечить соблюдение требований законодательства РФ в области промышленной безопасности по причинам наличия препятствий в безопасной эксплуатации газопровода, а именно наличие зданий и сооружений, возведенных истцами на земельных участках в границах минимальных расстояний.
В производстве Смоленского районного суда Смоленской области находится дело по иску ООО «Газпром трансгаз Санкт Петербург» к Артемовой О.А., Гершановой Г.Я., Марко С.А., Новиковой Л.И., административным истцам Кононову Р.В., Петкевич Н.П. о пресечении действий, создающих угрозу безопасности эксплуатации объекта системы газоснабжения и восстановлении положения, существовавшего до нарушения права владельца опасного производственного объекта. В обоснование иска указано, что общество осуществляет временное владение и пользование магистральным газопроводом-отводом высокого давления к газораспределительной станции г. Смоленск, который относится к I классу опасности и состоит в реестре опасных производственных объектов под №, сведения об охранной зоне и зоне минимальных расстояний которого внесены в ЕГРН. В ходе эксплуатации газопровода-отвода общество не может обеспечить соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности по причине наличия препятствий-зданий и сооружений, возведенных истцами на земельных участках в границах минимальных расстояний.
ЗАО «Лимб» на основании договора № от (дата) с ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» выполняет работы по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (зонах минимальных расстояний) в отношении объектов Единой системы газоснабжения и (дата) и (дата) обращалось в адрес директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области с заявлениями о внесении сведений о границах зон минимальных расстояний в государственный кадастр недвижимости.
В период с 06.11.2014 по 11.11.2014 в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 35 зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта на территории Смоленской области, внесенных в качестве зон с особыми условиями использования территорий, в том числе и зона с учетным номером 67.00.2.162.
В дальнейшем, сведения о границах 35 зон минимальных расстояний в отношении объектов Единой системы газоснабжения ПАО «Газпром» были исключены из ЕГРН.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2019 признаны незаконными действия ФГБУ "ФКП "Росреестра" по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, указанных в письме № от 05.12.2018, внесенных в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий. Суд обязал ФГБУ "ФКП "Росреестра" устранить нарушения прав и законных интересов ПАО «Газпром» путем восстановления в ЕГРН сведений о 35 зонах с особыми условиями использования территорий.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий ФГБУ "ФКП "Росреестра" по постановке на кадастровый учет и внесению в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению ЗАО «Лимб» сведений о зонах минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции г.Смоленска в границах Смоленского района Смоленской области границах зон минимальных расстояний магистральных газовых трубопроводов (с кадастровым номером №) в качестве зоны с особыми условиями территории.
Выводы суда являются правильными, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом доказательств, а также нормам действующего законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приложения 1 к названному Федеральному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии со статьями 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", частью 6 статьи 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 108/ГС (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20), определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-О).
Согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, действовавшим в спорный период законодательством было предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, наличие в ЕГРН таких сведений с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не мотивировано, фактически выражает субъективную точку зрения представителя административных истцов о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, при этом выводы суда не опровергает.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 15 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Пакелькиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи