ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции №2-647/2019
Председательствующий судья суда первой инстанции – Благодатная Е.Ю.
Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции №33-8948/2019
Судья-докладчик суда апелляционной инстанции – Чистякова Т.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 октября 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Чистяковой Т.И.,
судей – Гоцкалюк В.Д., Лозового С.В.,
при секретаре – Садыховой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора г.Симферополя Республики Крым в интересах Малышева А.В., Малышевой Н.И. к Администрации г.Симферополя Республики Крым, третье лицо - Совет Министров Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г.Симферополя Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, перевода (отказа в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, иным архитектурно - строительным вопросам о понуждении совершить определенные действия в порядке статьи 45 ГПК,
по апелляционной жалобе Администрации г.Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В декабре 2018 года прокурор г.Симферополя Республики Крым в интересах Малышева А.В., Малышевой Н.И. обратился в суд с иском к Администрации г.Симферополя Республики Крым о понуждении совершить определенные действия в порядке статьи 45 ГПК.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Симферополя по обращению Малышева А.В., проведена проверка на предмет исполнения должностными лицами администрации г.Симферополя требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что Малышев А.В., Малышева Н.И., проживают в составе семьи из двух человек в жилой квартире № жилого многоквартирного дома № по <адрес>, на основании договора социального найма.
В ходе проверки также установлено, что согласно акта обследования помещения №72 от 14.03.2016 и заключения об оценке состояния соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №53 от 14.03.2016г. вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, в связи с чем, постановлением администрации г. Симферополя от 27.06.2016 №1480 он признан аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, вопреки требованиям действующего законодательства должностными лицами администрации г.Симферополя до настоящего времени Малышеву А.В., Малышевой Н.И. не предоставлено иное жилое помещение по договору социального найма.
22.04.2019г. истец уточнил исковые требования, согласно которым просил обязать администрацию г.Симферополя предоставить Малышеву А.В., Малышевой Н.И. другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: <адрес>, Республика Крым не менее 22,1 кв.м., находящееся в черте города Симферополя.
В судебном заседании прокурор Шалева М.В., изложенные в уточненном исковом заявлении доводы поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации г. Симферополя Республики Крым Чикова А.В. просила в иске отказать.
Представитель третьего лица - МКУ Департамент городского хозяйства Мускаиди Д.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года иск удовлетворен. Поставлено: «Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Малышеву А.В., Малышевой Н.И. другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последними в данный момент, расположенного по адресу: <адрес>, Республика Крым не менее <данные изъяты> кв.м., находящееся в черте города Симферополя.
Взыскать с Администрации города Симферополя государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.»
Не согласившись с указанным решением, Администрация г.Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения по следующим правовым основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 07.09.2018г. к Прокурору г.Симферополя Республики Крым обратился Малышеву А.В. с заявлением о принятии мер реагирования.
10.09.2018г с аналогичным заявлением обратилась Малышева Н.И.
Малышеву А.В. является нанимателем квартиры № общей площадью <данные изъяты> кв.м и жилой площадью 11,8 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от 29.03.2018г.
В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают: Малышеву А.В. (наниматель) и Малышева Н.И. (жена нанимателя).
Постановлением Администрации города Симферополя №1480 от 27.06.2016г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
29 марта 2018 года Советом Министров Республики Крым принято постановление №148 «О региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 -2019 годах на территории Республики Крым», согласно которому, с учетом постановления Совета министров Республики Крым от 15 августа 2018 года №387 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года №148», - срок реализации программы 2018-2019 годы.
Постановлением Администрации г.Симферополя от 09.04.2019г. №2038 внесены изменения в вышеуказанное постановление №1480 от 27.06.2016г., установлен срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, указанного в пункте 1 настоящего постановления - до 31 декабря 2021 года.
Согласно положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям частей 1-2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам, в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 2 и ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно пунктам 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 37 постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» №14 от 02 июля 2009 г. указал, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями с. 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 15, 51, 57, 86-88, 89 ЖК РФ, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 г. и исходя из того, что предоставление жилья обусловлено аварийностью занимаемого дома, пришел к выводу об удовлетворении иска.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в принятом администрацией города Симферополя постановлении от 09 апреля 2019 года №2038 «О внесении изменений в Постановление администрации города Симферополя от 27 июня 2016 года №1480 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> аварийным и подлежащим сносу», был установлен срок отселения для физических и юридических лиц из многоквартирного дома до 31 декабря 2021 года, в связи с чем обращение в суд является преждевременным, не могут быть приняты судебной коллегий как основание для отмены законного решения, поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес> является аварийным, существует возможность разрушения конструкций и опасность для пребывания людей. Предоставление Малышеву А.В., Малышевой Н.И. другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Симферополя равнозначного по площади жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана реализации программы.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, как необоснованные, поскольку при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает Малышев А.В., Малышева Н.И. представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Доводы, что переселение истца должно проводиться в сроки и в соответствии с Региональной программой противоречат положениям пункта 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
Бездействие со стороны администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по переселению истцов из аварийного жилья подтверждается тем, что с 2016 г. по настоящее время Малышев А.В., Малышева Н.И. не были переселены.
Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения положениями ст. 14 ЖК РФ возложена на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда или изменения его судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 июня 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации г.Симферополя Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий – Чистякова Т.И.
Судьи – Гоцкалюк В.Д.
Лозовой С.В.