Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 12-57/2021 (12-694/2020;) от 24.11.2020

                                                                             12-57/21

Р Е Ш Е Н И Е

2 марта 2021 года                                                                         г. Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Кочетков Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда УР на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Минсоцполитики и труда УР обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от -Дата- вынесенное врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производство УФССП по УР, которым Министерство привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., просили постановление отменить, производство по делу прекратить

Жалоба мотивирована тем, что частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, лицо может быть привлечено к административной ответственности только в том случае, когда после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, им не исполнено требование исполнительного документа. Наличие постановления о взыскании исполнительского сбора, в данном случае является обязательным. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено в отношении МОиН УР, в отношении Министерства подобное постановление не выносилось. Обязанность по исполнению судебного решения в порядке правопреемства возложена на Министерство не в связи с реорганизацией МОиН УР, а в связи с изменениями законодательства, в рамках которого обязанность по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2020 года возложена на Министерство.Следовательно, переход прав в порядке правопреемства связан не с реорганизацией либо упразднением юридического лица (МОиН УР). Замена МОиН УР на Министерство произведена в связи перераспределением полномочий в определенной сфере правоотношений. Таким образом, наличие постановления о взыскании исполнительского сбора с МОиН УР, а также требования судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Министерства вынесено не было. Кроме того, оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов. Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР) на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. В -Дата- Минстрою УР выделено 347, 8 млн.руб на формирование специализированного жилищного фонда. По итогам -Дата- Минстроем УР приобретено 58 квартир в г. Сарапуле. Понимая, что объем выделенных средств и количество приобретаемых жилых помещений не достаточны для исполнения судебных актов Министерство обратилось в Министерство финансов Удмуртской Республики (далее – Минфин УР) с убедительной просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов. Вместе с тем, дополнительных денежных средств не выделено, в своем ответе Минфин УР лишь констатировал общую сумму выделенных средств и процент их освоения Минстроем УР. Иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда Министерство не располагает, поскольку реализует полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения судебных актов по независящим от него обстоятельствам. Принимая все необходимые и возможные меры к исполнению решения суда, Министерство лишено возможности его исполнения, а также исполнения требования судебного пристава-исполнителя от -Дата-, поскольку не располагает жилыми помещениями в г.Сарапуле, принадлежащими Министерству на праве оперативного управления и включенными в состав специализированного жилищного фонда, в необходимом объеме. Таким образом, считают, что у Министерства имеются достаточные и объективные обстоятельства, определяющие невозможность исполнения в полном объеме требований исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки.

В судебном заседании представитель Минсоцполитики УР ФИО1 на доводах жалобы настаивала, дав пояснения аналогичные, изложенным в жалобе

В судебное заседание врио. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от -Дата- на Министерство образования и науки УР возложена обязанность предоставить в пользование ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно у условиям населенного пункта в г. Сарапуле жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.

Апелляционным определением Верховного Суда УР от -Дата- решение 1 инстанции оставлено без изменения

На основании решения Октябрьского районного суда г. Ижевска -Дата- выдан исполнительный лист

-Дата- зам.начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП России по УР вынесено постановление о возбуждении в отношении Министерства образования и науки УР исполнительного производства. Должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа

-Дата- в отношении Министерства образования и науки УР вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора

-Дата- Октябрьским районным судом г. Ижевска вынесено определение о замене по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО2 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения выбывшую сторону (ответчика) Министерство образования и науки Удмуртской Республики на его правопреемника Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

-Дата- судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП по УР ФИО3 № вынесено постановление о замене в исполнительном производстве от -Дата- должника: Министерство образования и науки Удмуртской Республики его правопреемником: Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

-Дата- в адрес должника – Министерства социальной политики УР направлено требование об исполнении решения суда в срок до -Дата- с предупреждением об административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, которое поступило должнику -Дата-.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП по УР ФИО4 в отношении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики протокола об административном правонарушении от -Дата- , предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ

Постановлением врио. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по УР ФИО5 от -Дата- Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 113 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Как следует из материалов дела, в связи с тем, что решения суда не было исполнено в срок для добровольного исполнения, -Дата- вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

-Дата- судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП по УР ФИО3 на основании определения Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от -Дата- вынесено постановление о замене в исполнительном производстве должника: Министерство образования и науки Удмуртской Республики его правопреемником: Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

Согласно части 4 статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Таким образом, для правопреемника – Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики все действия, совершенные и до его вступления в производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны производства, которую правопреемник заменил (Министерство образования и науки Удмуртской Республики), в том числе и последствия за неисполнение обязанностей правопредшественником.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон УР № 8-РЗ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – уполномоченный орган).

Статьей 6 Закона УР № 8-РЗ закреплен порядок формирования сводного республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республики

Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР) (часть 1 статьи 1 Закона УР № 8-РЗ).

Аналогичная норма закреплена и в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2019 № 229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Порядок), в соответствии с которым финансирование расходов, связанных с формированием специализированного жилищного фонда, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на указанные цели, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета в установленном порядке (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктом 3 Порядка Министерство ежегодно до 1 мая представляет в Минстрой УР информацию о количестве детей-сирот, включенных в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, с разбивкой по муниципальным образованиям, образованным в Удмуртской Республике.

Минстрой УР на основании информации Министерства представляет в Министерство финансов Удмуртской Республики заявку об объемах средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с пунктом 6 Порядка Минстрой УР определяет способы формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год, осуществляет формирование специализированного жилищного фонда.

Проведение закупок для государственных нужд в целях формирования специализированного жилищного фонда осуществляется Минстроем УР в соответствии с требованиями Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.01.2018 № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики».

Министерством социальной политики и труда УР представлены приказы за период со -Дата- по -Дата- о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда УР для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на -Дата- ФИО2 находится на 1 111 месте в республиканском списке и на 41 месте по г. Сарапулу на основании данных выборки из республиканского списка по месту предоставления жилого помещения.

Частью 2 ст.7 Закона УР № 8-РЗ установлено, что решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган в хронологическом порядке включения в республиканский список

-Дата- Министром социальной политики и труда УП в адрес Министра финансов УР было направлено письмо о возможности выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов

Письмом от Министерство направило запрос в Минстрой УР о размере выделенных на 2021 год денежных средств на формирование специализированного жилищного фонда и о планируемом к приобретению количестве жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот

Письмом от -Дата- Министерство было уведомлено, что дополнительных денежных средств не выделено

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1 и статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

В силу ч. 8 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Закон УР от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделяет органы местного самоуправления УР на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст. 10,11 Закона)

В силу ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется из бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций (далее - субвенции) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период, на указанные цели.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Исходя из вышеприведенных законоположений, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются органами местного самоуправления за счет выделенных на эти цели финансовых средств.

Из письма за подписью Министра финансов УР от -Дата- установлено, что законом УР « О бюджете УР на 2020 и на плановый период 2021 и 2022г» на предоставление жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020г. предусмотрено 348 732 руб., из них за счет средств бюджета УР всех обязательств, установленных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету УР на предоставление жилых помещений детям-сиротам – 217 019,20 руб. Кассовое исполнение по состоянию на -Дата- составляет 64 057, 1 тыс. руб. (18,4% от плановых назначений)

Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей установлено, что в материалах дела имеются сведения, подтверждающие, что на момент возбуждения исполнительного производства вынесенные ранее решения судов республики об обязании выделения жилых помещений детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей Министерством исполняются, также неоднократно направлялись письма о нехватке денежных средств на приобретение квартир по решению судов, в адрес судебного пристава-исполнителя направлялись объяснения о причинах неисполнения решения суда по делу о предоставлении жилого помещения и о принятых мерах, направленных на исполнение решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что Министерством социальной политики и труда УР были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в отношении ФИО2 обусловленных недостаточным финансированием из бюджета УР, в связи с чем, приходит к выводу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращению производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от -Дата- вынесенное врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производство УФССП по УР в отношении Министерства социальной политики и труда УР отменить, производство по делу прекратить

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней с момента получения копия решения

                       Судья                              Кочетков Д.В.

12-57/2021 (12-694/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Министерство социальной политики и труда УР
Другие
Чикурова Юлия Михайловна
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Кочетков Денис Владимирович
Статьи

ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
24.11.2020Материалы переданы в производство судье
25.11.2020Истребованы материалы
18.02.2021Поступили истребованные материалы
19.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее