Решение по делу № 2-3414/2019 ~ М-3065/2019 от 10.06.2019

Дело № 2-3414/2019

64RS0045-01-2019-003545-77

Решение

Именем Российской Федерации

19.09.2019 года г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Cорокиной Е.Б.,

при секретаре Исмаиловой Д.А.,

с участием представителя истцов Юрасовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой НК, Беловой ТВ, Григорян ММ, Ждановой ОН, Маркова АЮ, Маркова ЮВ, Панфиловой ЛП, Рожковой НМ, Турыгина АА, Ястребовой ВД, Гороховой ЮВ, Гороховой ЛА к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, Администрации муниципального образования «Город Саратов», ООО УК «Восток», третьи лица Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Министерство культуры Саратовской области, о возложении обязанности осуществить разработку проектно-сметной документации и обеспечить исполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем и крыши многоквартирного дома,

установил:

истцы Афанасьева Н.К., Белова Т.В., Григорян М.М., Ждановой О.Н., Марков А.Ю., Марков Ю.В., Панфилова Л.П., Рожкова Н.М., Турыгин А.А., Ястребова В.Д., Горохова Ю.В., Горохова Л.А. обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее Фонд капитального ремонта), в обоснование которого указывают следующее.

Истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома № <адрес>. Областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П, для многоквартирного дома № 27 по ул. Киселева в 2018 года предусмотрен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши. Проведения капитального ремонта собственники квартир указанного жилого дома добиваются с 2015 г., в частности, кровля находится в неудовлетворительном состоянии, неоднократно происходил (и происходит в настоящее время) залив квартир. В мае 2016 г. в ООО «ЛНСЭ» было заказано и проведено экспертное исследование, в соответствии с которым: «... техническое состояние кровли, крыши, балконов неудовлетворительное, имеется вероятность обрушения конструкций балконов. Кровля, конструкции крыши не выполняют свое функциональное назначение, происходит намокание конструкций деревянных перекрытий. При невыполнении капитального ремонта кровли, крыши произойдет намокание деревянных перекрытий, засыпного утеплителя, увеличение веса перекрытия вследствие чего возникнет вероятность его полного или частичного обрушения...» - это описание состояния конструкций на май 2016 г. (с того момента прошло 3 года) (копия экспертного исследования от 06 мая 2016 г. прилагается). В связи с вышеизложенными обстоятельствами собственники жилых помещений указанного дома добивались произвести капитальный ремонт ранее установленного срока - 2018 г. Однако добиться проведения капитального ремонта ни ранее установленного срока, ни в сроки, установленные программой - 2018 г. истцам не удалось. Многоквартирный дом по указанному адресу является объектом культурного наследия местного значения на основании постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 г. № 659-П. истцы неоднократно обращались в управляющую компанию - ООО УК «ВОСТОК»; в Фонд капитального ремонта г. Саратова; в администрацию муниципального образования «Город Саратов»: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству; Государственную жилищную инспекцию Саратовской области; в Комитет по градостроительству, архитектуры и капитальному строительству МО «Город Саратов»; в Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области (копии обращений, протоколов общего собрания, заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия прилагаются). В ответ на обращения получены следующие ответы: согласно ответа Фонда капитального ремонта № 8855/1 от 01.11.2018 г.: «В отношении указанного дома отсутствует технический паспорт, необходимый для подготовки электронных аукционов по привлечению подрядных организаций к выполнению работ по разработке проектно­сметной документации указанного дома». Также сообщается о том, что Фондом капитального ремонта направлен запрос в ООО УК «Восток» о содействии и предоставлении технического паспорта многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Киселева, д. 27. Однако согласно ответа ООО УК «Восток» никаких запросов от Фонда капитального ремонта не поступало. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству в ответе от 31.10.2018 № 02-58/23 указывает, что Фонд капитального ремонта приостановил организационные действия по проведению работ «в связи с отсутствием алгоритма организации ремонтных работ в домах, признанных объектами культурного наследия... основания для рассмотрения на комиссии представленного пакета документов отсутствуют». Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия регламентирован действующим Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно разъяснениям Главного управления культурного наследия Московской области: «В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к ремонтным работам на объекте культурного наследия относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Согласно письма Министерства культуры Российской Федерации от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника. В указанном акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу. Ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения - оборудование, улучшающее показатели. В соответствии со ст. 45 Федерального закона проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия (в том числе работы по ремонту фасада) должны проводиться на основании разрешения, выданного Главным управлением. Реестр лицензий на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Лицензирование» по адресу: http://mkrf.ru/deyatelnost/licenzirovanie. Разъяснения о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия изложены в письме Министерства культуры Российской Федерации от 19.07.2017 № 212-01.1-39-ВА. Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена в частности ст. 7.13 КоАП РФ. В настоящее время состояние жилого дома крайне неудовлетворительное, вследствие протекания осадков неоднократно был причинен вред имуществу собственников жилых помещений, состояние кровли требует капитального ремонта.

В соответствии с установленным порядком комиссией 31.08.2017 принято решение о необходимости проведения в 2018 году капитального ремонта внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, ремонта крыши в доме № 27 по ул. Киселева г. Саратова, разработка проектной — сметной документации также назначена на 2018 г.

Однако, ни разработка проектно-сметной документации, ни сами работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши не начаты до настоящего времени, в связи с неудовлетворительным состоянием крыши происходит протекание осадков во внутренние помещения.

Таким образом, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, сроки проведения работ по капитальному ремонту в доме истцов нарушены, нарушено право граждан на благоустроенное помещение.

Не проведение капитального ремонта имущества, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает жилищные права истцов, гарантированные Конституцией РФ.

Просит суд, обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» осуществить разработку проектно - сметной документации и обеспечить исполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Саратов, ул. Киселева, 27.

В процессе рассмотрения дела в качестве соответчиков были привлечены Администрация муниципального образования «Город Саратов», ООО УК «Восток».

Истцы Афанасьева Н.К., Белова Т.В., Григорян М.М., Ждановой О.Н., Марков А.Ю., Марков Ю.В., Панфилова Л.П., Рожкова Н.М., Турыгин А.А., Ястребова В.Д., Горохова Ю.В., Горохова Л.А. надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Представитель истцов Юрасова Н.О. в судебном заседании дала объяснения, аналогичные описательной части решения, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта в судебное заседание не явился извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв относительно исковых требований, вы которых указывает, что у Фонда отсутствуют полномочия по согласованию заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ. Форма разрешений заданий на проведение работ по сохранению культурного наследия не содержит в себе формулировок о проведении капитального ремонта объектов культурного наследия и содержат в себе, в том числе реставрационные работы. При этом, утвержденная форма является единой и не подлежит изменению. До настоящего времени не существует необходимой нормативно- правовой базы, регулирующей проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на территории Саратовской области, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители ответчиков Администрации муниципального образования «Город Саратов», ООО УК «Восток» не явились, были извещены своевременно и надлежащим образом.

Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Саратовской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Министерства культуры Саратовской области надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явились.

Заслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Частью 1 статьи 167 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (п. 1 ст. 182 Жилищный кодекс РФ).

Законом Саратовской области № 103-ЗСО от 27.06.2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность,, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.

Региональный оператор Фонд капитального ремонта создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19.07.2013 года №171-ПР.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.

Распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 29.09.2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 годы, в который на 2018 год включены работы по капительному ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши и разработка проектно-сметной документации многоквартирного дома № 27 по ул. Киселева г. Саратова.

Между тем указанный жилой многоквартирный дом является объектом культурного наследия местного значения на основании постановления Правительства Саратовской области от 25.12.2009 года № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно ответа Администрации МО «Город Саратов» от 31.10.2018 года в связи с отсутствием алгоритма организации ремонтных работ в домах, признанных объектами культурного наследия, Фондом капитального ремонта приостановлены организационные действия по проведению работ в таких домах (л.д. 53-54).

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее Закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Ч.1 ст. 13 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные поступления, местные бюджеты).

Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено понятие эксплуатация объекта культурного наследия, которая предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.

При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.

Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.

Согласно разъяснениям Министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации.

Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.

Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.

Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.

Проектная документация для проведения ремонтных работ необходимо разработать вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования».

Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 г. № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.

В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.

Обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В силу ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизаций первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Правовое положение регионального оператора закреплено в ст. 178 ЖК РФ, деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии со ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Пунктом 22 ст. 1 ГрК РФ) определено, что технический заказчик - это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее - функции технического заказчика).

Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Принимая во внимание, что многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, ул. Киселева, д. 27 является объектом культурного наследия, технический заказчик должен обладать и правом лицензированной деятельности на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, коей ответчик не обладает.

Согласно п. 2.1 устава Фонда, утвержденного распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05.02.2014 г. № 30/1-р, Фонд образован в целях формирования средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансовое обеспечение, формирование средств и имущества для такого ремонта на территории Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 17.03.2014 г. № 154-П утверждено Положение о порядке привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения, привлечение подрядных организаций осуществляется путем проведения открытых конкурсов.

Вместе с тем, исходя из анализа вышеприведенных актов, Фонд уполномочен проводить конкурсы по отбору подрядных организаций на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а не реставрационных работ.

Одновременно, согласно ст. 3 распоряжения Правительства Саратовской области от 19.07.2013 г. № 171 -Пр «О создании регионального оператора» средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, используются только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах.

Указанная норма также не предусматривает проведение реставрационных работ за счет средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Саратов, ул. Киселева, 27 (л.д. 65-85).

Согласно заключению № 16/04-100 от 06.05.2016 года проведя осмотр конструкций жилого дома № 27 по ул. Киселева в г. Саратове было установлено, что его общее техническое состояние можно охарактеризовать как ограниченно работоспособное состояние – категория технического состояния здания или его строительных конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. При этом техническое состояние крыши, кровли, балконов неудовлетворительное, имеется вероятность обрушения конструкций балконов. Кровля, конструкции крыши не выполняют свое функциональное назначение, происходит намокание конструкций деревянных перекрытий. При невыполнении капитального ремонта кровли, крыши произойдет намокание деревянных перекрытий, засыпного утеплителя, увеличение веса перекрытия вследствие чего возникнет вероятность его полного или частичного обрушения. Стоимость приведения конструкций жилого дома № 27 по ул. Киселева в работоспособное техническое состояние на момент производства экспертного исследования составляет 894993 рубля (л.д. 19-35).

Согласно ответу Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 19.08.2019 года впервые было приватизировано жилое помещение (квартира № 9), расположенная по адресу: г. Саратов, ул. Киселева, д. 27 (ранее ул. Первомайская д. 109). Договор б/н от 18.01.1993 года на приватизацию данного жилого помещения заключался между НПО «Авторемонт» и гражданами Крамарским А.В. и Крамарской С.М.

На основании изложенного, требования истца о том, что Фонд обязан провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, которые должны быть проведены с учетом реставрационных работ в установленном порядке путем проведения конкурса по отбору подрядных организаций, не подлежат удовлетворению, так как средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, не предполагают финансирование указанных работ. При этом, как следует из материалов дела многоквартирный дом не исключен из программы. Помимо этого, согласно имеющемуся в материалах дела Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (л.д. 39-41), следует, что в случае проведения противоаварийных работ без изменения особенностей здания, составляющих предмет охраны, согласование проектной документации не требуется.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Киселева, д. 27 осуществляет ООО УК «Восток».

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

По смыслу Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей», потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Статьей 7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на то, чтобы услуга не причиняла вред его имуществу. При этом ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-01 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными 1 Установлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 (далее - Правил), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 10).

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Следовательно, согласно п. 2 названных Правил в состав общего имущества включаются крыши.

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона в обоснование своих требований и возражений должна предоставлять суду свои доказательства.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ООО УК «Восток», которое осуществляет управление многоквартирным домом, и в силу своих прямых обязанностей, а также взятых обязательств и с учетом действующего законодательства, обязан производить меры по устранению аварийных ситуаций, производить ремонтные работы. Доказательств того, что для устранения имеющихся на кровле многоквартирного дома повреждений, мер по проведению текущего ремонта будет не достаточно, ответчиком ООО УК «Восток» в ходе рассмотрения дела не представлено.

При таких обстоятельствах, требования истцов к ООО УК «Восток» об обеспечении исполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши в многоквартирном доме подлежат удовлетворению в полном объеме.

Требования к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, Администрации МО «Город Саратов» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Восток» обеспечить исполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Киселева, 27.

В удовлетворении исковых требований к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области», администрации муниципального образования «Город Саратов» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.Б. Сорокина

2-3414/2019 ~ М-3065/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Марков Александр Юрьевич
Ястребова Вероника Дмитриевна
Григорян Мариам Маисовна
Горохова Юлия Владимировна
Панфилова Лариса Петровна
Турыгин Александр Алексеевич
Горохова Лада Александровна
Жданова Ольга Николаевна
Белова Татьяна Владимировна
Рожкова Наталья Михайловна
Афанасьева Наталья Кузминична
Марков Юрий Владимирович
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
ООО УК "Восток"
Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Другие
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области
Министерство культуры Саратовской области
Юрасова Наталья Олеговна
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Сорокина Елена Борисовна
Дело на странице суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2019Подготовка дела (собеседование)
29.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
12.09.2019Судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
24.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.11.2019Судебное заседание
13.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее