Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-332/2015 ~ М-344/2015 от 30.11.2015

Дело --

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-- 09 декабря 2015 года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Тарасова А.Н.,

при секретаре --7,

с участием:

истца – Семёновой А.М.,

помощника прокурора -- --8,

ответчика - представителя администрации -- по доверенности --10.,

представителя третьих лиц - органа опеки и попечительства -- --11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора -- в интересах Семёновой --3

к

--,

о возложении обязанности на администрацию -- предоставить Семёновой --3 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

УСТАНОВИЛ:

-- обратился в суд с иском в интересах --3 к администрации -- о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, мотивировав его тем, что прокуратурой -- рассмотрено обращение Семёновой А.М. о нарушении её прав по внеочередному предоставлению жилого помещения --, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семёнова --3, -- года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать --2 и отец Семёнов Михаил Филиппович решением Мазановского районного суда -- от -- лишены родительских прав.

Согласно постановлению администрации -- от -- -- «О направлении --3 A.M. в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семёнова A.M. была направлена в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление главы Краснояровского сельсовета от -- -- «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней --3» отменено постановлением от -- --.

Согласно постановлению администрации -- от -- -- «О принятии --3 на учет в качестве не имеющей закрепленного жилья» --3. включена в список не имеющих закрепленного жилья.

С заявлением и пакетом документов на выделение жилого помещения в орган опеки и попечительства управления образования администрации -- --3 обратилась --.

В министерство образования и науки -- документы в отношении --3 направлены -- (исх. --).

Согласно свидетельствам о рождении --3 имеет на иждивении детей: --22, -- года рождения и --23, -- года рождения, проживающих совместно с матерью.

Как следует из заявления --3. от --, поступившего в прокуратуру --, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением по договору социального найма.

--3 в июне 2010 г. окончила Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу -- -- и получила основное общее образование.

Кроме того, обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

-- Совета народных депутатов от -- «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории --» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 квадратных метра для одиноко проживающих граждан.

Несмотря на то, что документы в отношении --3 направлены в министерство образования и науки -- ещё --, однако до настоящего времени администрацией -- жилой площадью --3 не обеспечена, что нарушает её право на обеспечение жильем вне очереди, не ниже установленных социальных норм.

--3. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на иждивении двоих малолетних детей, собственного жилья не имеет, вследствие чего, находится в трудной жизненной ситуации, а также не имеет специальных юридических познаний для самостоятельного обращения в суд, в связи, с чем он не имеет возможности самостоятельно осуществить защиту своих прав и законных интересов.

Прокурор в рамках гражданского дела поставил перед судом вопрос о возложении на администрацию -- обязанности предоставить --3 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.

Сторона ответчика - -- в представленном суду письменном отзыве указала, что предоставить жилое помещение --9 в настоящее время не представляется возможным, жилье для предоставления данной категории лиц у администрации отсутствует, так как жилищный фонд в 2008 году был передан в Новокиевский сельсовет -- является дотационным, за счет собственных средств приобрести --9 жилое помещение не представляется возможным. Сумма денежных средств, утверждённая на приобретение жилья указанной категории лиц составляет 5532500 рублей, в связи с чем полагает необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв осуществлен в письменной форме и приобщен к материалам гражданского дела.

Представитель третьего лица Управление образования -- в представленном суду письменном отзыве возражений по существу заявленных требований не имел, полагая об их законности и обоснованности.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица со стороны ответчика, не заявляющего самостоятельных требований – Министерство социальной защиты населения --, возражений в отношении заявленных исковых требований в не представил, сослался на обстоятельства исполнения своих обязательств, по распределению, предусмотренных областном бюджете денежных средств на указанные цели исполнил в полном объеме, данные денежные средства распределены по муниципалитетам --, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц возложена на администрацию --, и не возражал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с правилами ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел материалы гражданского дела без участия представителя третьего лица со стороны ответчика Министерства социальной защиты населения --.

В судебном заседании помощник прокурора -- --8 подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и настаивал на удовлетворении исковых требований прокурора -- в том виде, как они изложены.

В судебном заседании истица --3 исковые требования прокурора -- о возложении на -- обязанности предоставить ей по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории --, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв. м, подтвердила, пояснив суду, что в настоящее время не имеет жилья, у неё на иждивении находится двое несовершеннолетних детей. Во время учебы в настоящее время снимает жилье в --, хотя местом своего жительства является --, где имеет административную регистрацию.

Представитель ответчика администрации -- действующий, на основании доверенности --10, в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в письменном отзыве в отношении заявленных требований, пояснив о том, что жилые помещения спорной категории граждан предоставляются по месту их жительства, местом постоянного проживания --3 является --.

Представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации -- по доверенности --11,в судебном заседании пояснила, что --3 обладает юридическим статусом сироты, она состоит на учете на внеочередное получение жилья, право --3. на обеспечение жилым помещением вне очереди нарушено. Полагает, что поскольку в настоящее время в связи с учебой в --, --3 временно снимает жилое помещение, то при удовлетворении требований прокурора ей должно быть предоставлено жилье вне очереди, по месту её фактического проживания --

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 и ч. 3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от -- № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон вступившего в силу с --. Действие положений статьи 8 Федерального закона от -- № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от -- № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», -- от -- ---ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норм жилищного права, регулирующих возникшие правовые отношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 7 приведенной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 5 Федерального закона от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. -- ---ОЗ от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном --.

По смыслу правовой нормы, указанная категория граждан однократно обеспечивается органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи -- от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» -- и пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением -- от -- --, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по однократному обеспечению за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилыми помещениями площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления в порядке, определенном --.

Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением правительства -- от -- -- установлено, органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением -- от -- -- «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Правовой анализ приведенных положений нормативных правовых актов свидетельствует суду о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселений, территориально входящих в состав данных районов.

При этом вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.

То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав, Семёновой А.М., имеющей правовой статус лица, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение её жильем органами местного самоуправления.

В силу ст. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Семёновой А.М. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Из паспорта серии --, следует, что --3, родилась -- в --, зарегистрирована по адресу: --.

Как следует из свидетельства о рождении серии --, выданного Администрацией Краснояровского сельсовета -- --, родителями --3 являются --32 и --2

Согласно решения Мазановского районного суда -- от --, --2 и --32 лишены родительских прав в отношении дочери – --3., -- года рождения.

Согласно Постановлению главы -- от -- --, --3. признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список на предоставление жилого помещения.

Право --3 на получение вне очереди жилого помещения сторонами не оспаривается.

На основании исследованных доказательств, судом установлено, что --3 -- года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её родители лишены родительских прав, своего жилого помещения не имеет и до настоящего времени жильем не обеспечена.

Заявленные прокурором требований о возложении на администрацию -- обязанность в предоставлении --3 по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в --, по мнению суда, противоречат положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от -- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ, в силу которых детям данной категории предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

В соответствии с правилами ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что истица в настоящее время проходит учебу в учебном заведении расположенном в --, где с семьею снимает временно жилье.

В тоже время имеет фактическую регистрации. По адресу --, и намерена там проживать по окончании учебы.

Установленные судом фактические обстоятельства, позволяют суду признать требование прокурора о возложении на ответчика обязанности о предоставление истцу жилого помещения не по месту его проживания, как противоречащие выше приведенной нормы закона, а доводы о возможном затруднении предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории села --, безосновательны.

Судом установлено, что в период 2015 года вопрос финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета администрации -- для приобретения жилья детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей разрешался.

Так из материалов гражданского дела следует, что согласно данным Министерства Социальной защиты населения -- бюджету муниципального образования -- в рамках финансирования на предоставление жилых помещений детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015 год перечислено 5532500 рублей, из которых из средств федерального бюджета предусмотрено 3. 161,400-00. руб., и данные обязательства по предусмотренных в областном бюджете денежных средств на реализацию переданных полномочий бюджету муниципального образования - --, Министерство исполнило.

Доводы стороны ответчика, об отказе в удовлетворении исковых требований, по основаниям отсутствия у стороны ответчика собственного жилого фонда, а также отсутствие в бюджете -- собственных средств для приобретения жилого помещения, и наличие неисполненных в настоящее время тринадцати решений суда по предоставлению жилых помещений для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, суд признает безосновательными, как, не имеющих правового значения, по следующим основаниям.

Закон не освобождает муниципальные органы от исполнения вышеуказанной обязанности при отсутствии свободных жилых помещений, при этом требование пункта 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сводится к тому, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, либо при отсутствии неисполненных судебных решений по аналогичным исковым требованиям.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и принимая во внимание, что стороной ответчика в соответствии с правилами ст. ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлены достоверные, допустимые доказательств подтверждающие отсутствие у Семёновой А.М. права на предоставление ей жилого помещения, по договору найма специализированных жилых помещений, как лица обладающего правовым статусом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи, с чем исковые требования прокурора суд признает законными, обоснованными, но подлежащими удовлетворению только частично.

На основании выше изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора -- действующего в интересах --3 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать -- в порядке, установленном законодательством, предоставить --3, родившейся -- в --, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в --, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м., в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через -- путем поддачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда -- --.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья А.Н. Тарасов.

2-332/2015 ~ М-344/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семёнова Анна Михайловна
Прокурор Мазановского района в интересах Семёновой А.М.
Ответчики
Администрация Мазановсокго района
Другие
Орган опеки и попечительства Управления образования администрации Мазановского района
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
30.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2015Передача материалов судье
01.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее