2-1194/2019
10RS0№ ...-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ящука Н. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил срочную военную службу в войсковой части № ..., дислоцировавшейся в районе Крайнего Севера. После службы в армии в течение трех месяцев был трудоустроен в <...>. При обращении в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ему было отказано. Полагая данный отказ необоснованным, просит включить в стаж работы период прохождения военной службы в районе Крайнего Севера с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В судебное заседание истец не явился, о рассмотрении дела извещен. Ранее в судебном заседании поддерживал требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснял, что был демобилизован из армии в звании младшего сержанта.
Представитель ответчика Константинова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что истцу отказано в зачете периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и осуществлении перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, но не для перерасчета размера назначенной пенсии.
Заслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения ст. 19 и 39 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту и равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Частями 4, 6 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - ФЗ № 400-ФЗ) предоставлено право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 года, время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии; ХХ.ХХ.ХХ ему отказано в перерасчете размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.2 ст.18 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истцом заявлено требование о зачете периода прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Суд считает, что при разрешении спора о включении периода прохождения действительной срочной службы в специальный трудовой стаж необходимо применять законодательство, действующее в соответствующий период.В период службы истца в армии по призыву действовал Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что период действия срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в РКС и МКС; поступление на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки истца следует, что он в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходил службу в рядах Советской Армии.
В соответствии с архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ и военным билетом, приказами командира войсковой части № ... от ХХ.ХХ.ХХ № ... истец зачислен на все виды довольствия с ХХ.ХХ.ХХ и № ... от ХХ.ХХ.ХХ исключен из списков личного состава части со всех видов довольствия с ХХ.ХХ.ХХ; войсковая часть № ... в ХХ.ХХ.ХХ-ХХ.ХХ.ХХ гг. дислоцировалась по адресу: .........
После службы в армии ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу в <...>, то есть с условиями работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в течение трех месяцев после увольнения с военной службы.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера, Кондопожский район - к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в соответствии с указанными нормами и их буквальным толкованием, период прохождения службы в армии истца, с учетом ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть зачтен в специальный стаж.
Истец является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается документально.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, суд считает, что требование истца об обязании ответчика включить в стаж работы в районе Крайнего Севера обозначенный период подлежит удовлетворению.
Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии ХХ.ХХ.ХХ, решением ответчика ему было отказано во включении в стаж спорного периода.
Доводы ответчика о том, что положения ч. 8 ст. 13 ФЗ № 400-ФЗ применяются только в целях определения права лица на страховую пенсию при ее назначении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным обстоятельствам по делу, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, в силу которых иск не подлежал бы удовлетворению.
Поскольку других оснований для отказа в перерасчете пенсии истцу не имеется, а с учетом спорного периода у него возникает право на перерасчет, суд приходит к выводу о том, что требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии подлежит удовлетворению с ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) включить Ящуку Н. Г., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, период прохождения военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) в пользу Ящука Н. Г. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.