Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года г. Москва
Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Петровой В.И. с участием помощника Коптевского межрайонного прокурора г. Москвы Долотиной Г.Н. при секретаре Черкашиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-116/2017 по иску Приказчикова СМ к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу № 1 Шкурагина ВВ ,
У С Т А Н О В И Л:
Приказчиков С.М. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что решением избирательной комиссии № 8/37 от 31.07.2017 г. Шкурагин В.В., выдвинутый Московским городским отделением Политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России», был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу № 1. Между тем, по мнению Приказчикова С.М., данное решение было принято ответчиком незаконно, поскольку представленные Шкурагиным В.В. подписные листы, в которых содержатся подписи граждан в поддержку его выдвижения, оформлены с нарушением действующего законодательства, поскольку не содержат данные о дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей в поддержку кандидата, в связи с чем все подписи, содержащиеся в данных подписных листах, подлежат признанию недействительными. Истец полагает, что принятие ответчиком оспариваемого решения нарушает принцип равенства кандидатов.
Административный истец Приказчиков С.М. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя, действующего на основании доверенности, Тамурки А.В., который заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - председатель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский Александрова Н.В. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Шкурагин В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. Между тем, в соответствии с ч.3 ст.243 КАС РФ неявка Шкурагина В.В. в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Выслушав участников процесса, заключение помощника Коптевского межрайонного прокурора г. Москвы, указавшей на отсутствие оснований для отмены принятого Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу № 1 Шкурагина В.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский № 6/4 от 20.07.2017 г. Приказчиков Сергей Михайлович зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 3.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский № 8/37 от 31.07.2017 г. Шкурагин ВВ в порядке выдвижения Московским городским отделением Политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России» зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский в г. Москве по многомандатному избирательному округу № 3.
Согласно решению Избирательной комиссии № 2/5 от 22.06.2017 г. количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального круга Тимирязевский по многомандатному избирательному округу № 2, составляет 17, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию – 21.
Шкурагиным В.В. представлены в поддержку своего выдвижения 20 подписей избирателей, содержащихся на 4-х листах.
Из содержания искового заявления и пояснений административного истца следует, что представленные Шкурагиным В.В. подписные листы, в которых содержатся подписи граждан в поддержку его выдвижения, оформлены с нарушением действующего законодательства, а именно не содержат сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, в связи с чем все подписи, содержащиеся в данных подписных листах, подлежат признанию недействительными.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В соответствии со ст.37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. № 38 (ред. от 31.05.2017 г.) «Избирательный кодекс города Москвы» регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в соответствии с ч.16 ст.34 настоящего Кодекса либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3-7 ст.35.1 Федерального закона, или указанного в ч.15 настоящей статьи.
Количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, не более чем на 4.
В силу ч.6 ст.76 Закона № 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных п.24 ст.38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Согласно ст. ст.37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. № 38 (ред. от 31.05.2017 г.) «Избирательный кодекс города Москвы» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Недействительными признаются:
- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
Согласно пунктам 12, 13 ст.37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. № 38 (ред. от 31.05.2017 г.) «Избирательный кодекс города Москвы» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п.12 ст.37). Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (п.13).
В силу п.12 ст.34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. № 38 (ред. от 31.05.2017 г.) «Избирательный кодекс города Москвы» право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Согласно п.14 ст.34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. № 38 (ред. от 31.05.2017 г.) «Избирательный кодекс города Москвы» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченным представителем избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов), который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
В материалы дела представлены подписные листы в поддержку выдвижения кандидата Шкурагина В.В., подлинники которых обозревались в ходе рассмотрения дела, из которых усматривается, что лицом, осуществлявшим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата Шкурагина В.В., являлся лично Шкурагин В.В.
Часть 2 ст.32 Конституции РФ определяет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10.03.2016 г. № 451-О отметил, что по смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции РФ во взаимосвязи со ст.3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (ч.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., ст.3 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 г., ст.3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 07.10.2002 г.).
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, учитывая положения указанных выше правовых норм, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку в ходе исследования подлинных подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Шкурагина В.В., было установлено, что лицом, осуществляющим сбор подписей являлся сам кандидат, во всех представленных в избирательную комиссию подписных листах указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта с указанием даты его выдачи и кода органа, его выдавшего, подпись и дата ее внесения, в связи с чем оснований как для признания всех подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными, так и для отмены решения о регистрации Шкурагина В.В. в качестве кандидата в депутаты, не имеется. Кроме того, из представленных суду подписных листов усматривается, что сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, в данных подписных листах имеются. Принятое Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский решение являлось правомерным, соответствует нормативно-правовому регулированию данной сферы отношений; при этом применительно к частям 9, 11 ст.226 КАС РФ административным ответчиком в ходе судебного разбирательства доказано, что оно принято в рамках предоставленной ответчику компетенции с соблюдением порядка принятия и при наличии к тому законных оснований, напротив, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность предъявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административных исковых требований Приказчикова СМ к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве – муниципального округа Тимирязевский об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Тимирязевский по многомандатному избирательному округу № 1 Шкурагина ВВ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Коптевский районный суд г. Москвы в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья В.И. Петрова
Решение в окончательной форме изготовлено 21.08.2017 г.