РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Митрофановой Е.Н. о признании незаконным отказа в постановке на кадастровый учёт земельного участка и предоставлении в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Митрофанова Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на кадастровый учёт земельного участка и предоставлении в собственность. В обоснование заявленных требований указала, что 03.04.2015 года Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара принято решение о возврате её заявления о предоставлении земельного участка. Данным решением отказано в предоставлении в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 122 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Она считает данный отказ незаконным и нарушающим её права.
Решение Департамента основано на том, что в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывала на основании данного решения. Также Департамент указал на отсутствие документов, предусмотренных пп.1, 4-6 п.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, а именно на отсутствие документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Испрашиваемый земельный участок имеет общие границы с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 300 кв. м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для индивидуального жилищного строительства, принадлежащим Митрофановой Е.Н. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Спор по границам испрашиваемого земельного участка отсутствует.
Таким образом, она имеет право на приобретение испрашиваемого земельного участка согласно п. 10 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ - в собственность без проведения торгов. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в ст.39.16 кодекса и имеют исчерпывающий характер.
Согласно ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно решению Департамента в заявлении не указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Однако, необходимая постановка данного земельного участка на кадастровый учёт, возможна только после согласования схемы расположения земельного участка.
Также Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №61, расположен в границах территориальной зоны Ж-5 (зона планируемого жилья). Данная зона предназначена для развития жилья любого типа.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1 в предоставлении земельного участка.
Обязать Администрацию г.о. Самары в лице Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём осуществления, установленных законом действий, связанных с согласованием схемы расположения испрашиваемого земельного участка общей площадью 122 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории с указанием вида разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства для целей постановки указанного земельного участка на кадастровый учёт.
Обязать Администрацию г.о. Самары в лице Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём осуществления, установленных законом действий, связанных с осуществлением действий по предоставлению за выкуп без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 122 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Митрофанова Е.Н. является собственником земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 300 кв. м по адресу: <адрес>, октябрьский район, <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что она обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп без проведения торгов смежного с вышеуказанным земельного участка под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 122 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
03.04.2015 года Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара принято решение о возврате заявления Митрофанеовой Е.Н. о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации г.о. Самара от 01.04.2015 года №287 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» к полномочиям Департамента отнесены: возврат в течение срока, установленного Земельным кодексом РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, заявлений о перераспределении земельных участков, а также подготовка и направление ответов на обращения граждан и юридических лиц, требующих разъяснения порядка подачи документов, необходимых для предоставления земельных участков, и порядка предоставления земельных участков.
Таким образом, письмо Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1 о возврате заявления о предоставлении земельного участка и представленных документов отказом в предоставлении земельного участка не является, в компетенцию Департамента принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельного участка не входит.
Согласно статье 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Судом установлено, что в заявлении о предоставлении земельного участка информация, предусмотренная подпунктами 1, 3, 9 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ отсутствовала. Кроме того, не приложены документы согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обоснованно в соответствии с пунктом 1 постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» возвратил Митрофановой Е.Н. заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 122 кв. м, для целей индивидуального жилищного строительства, и представленных документов.
Действующим законодательством РФ не предусмотрено обжалование возврата заявления о предоставлении земельного участка и представленных документов. Департамент фактически не рассматривал по существу заявление о предоставлении земельного участка, поскольку, в нарушение норм статей 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ заявление не соответствовало установленной форме. Департамент не отказывал заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 122 кв. м, для целей индивидуального жилищного строительства.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к вводу о том, что действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара соответствуют действующим нормативным правовым актам, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Митрофановой Е.Н. о признании незаконным отказа в постановке на кадастровый учёт земельного участка и предоставлении в собственность – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья