Дело № 2-848/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2015 года г. Емва Республики Коми
Княжпогостский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Петровой М.В.,
при секретаре Козловой Л.П.,
с участием старшего помощника прокурора Княжпогостского района РК Федоровой В.С.,
представителя ГИБДД ОМВД РФ по Княжпогостскому району по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Княжпогостского района РК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО МР «Княжпогостский» об обязании организовать проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-93,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО МР «Княжпогостский». В обосновании заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при организации перевозки обучающихся образовательных организаций школьными автобусами, в ходе которой выявлены нарушения требований пп. 3, 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании прокурор ФИО2 и представитель ГИБДД ФИО3 заявленные требования поддержали. Полагали, что довод ответчика о признании данной дороги бесхозяйной не подтвержден документально, в силу действующего законодательства администрация района обязана нести бремя содержания межпоселенческих дорог.
Представитель администрации МР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, суду представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, В предоставленном отзыве на иск прокурора, указано об отсутствии у администрации МР обязанности по содержанию спорной дороги ввиду её бесхозяйности, а также выражена просьба об увеличении срока исполнения судебного решения до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Суд, выслушав доводы прокурора и представителя ГИБДД, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечить безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (п. 10).
Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Княжпогостский». Автомобильная дорога «Подъезд к с. Турья» до д. Луг в данный перечень не включена (л.д.22).
Вместе с тем, в силу п. 5 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения. При этом утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования не является обязательным, поскольку статья 6 Федерального закона № 257-ФЗ, регламентирующая право собственности на автомобильные дороги, не содержит норм, предусматривающих последствия включения автомобильных дорог в такие перечни или исключения из таковых.
Таким образом, автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального района «Княжпогостский» вне границ населенных пунктов, являются муниципальной собственностью муниципального района в силу закона независимо от наличия правоустанавливающих документов.
Довод ответчика об отсутствии у него обязанности по несению бремени содержания дороги, являющейся, по его мнению, бесхозяйной, противоречит вышеназванным нормам действующего законодательства. Кроме того, факт наличия у спорной дороги статуса бесхозяйной в силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не подтвержден.
Пунктом 3 «ГОСТ Р 50597-93 Государственного стандарта Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении», утвержденного Постановлением Госстандарта России № 221 от 11.10.1993, предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с подп. 3.1.1 названного ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Материалами дела подтверждается, что муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа» с. Турья осуществляется эксплуатация автобуса для перевозки детей <данные изъяты> с целью организованного подвоза обучающихся, проживающих в д. Луг, в МБОУ «СОШ» с. Турья по маршруту с.Луг - с. Турья.
<ДД.ММ.ГГГГ> ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району при проведении проверки состояния дороги по маршруту движения автобуса, осуществляющего регулярные перевози детей от с. Турья до д. Луг, на участке автомобильной дороги д. Луг - «подъезд к с. Турья» выявлены нарушения требований пп. 3, 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93.
Наличие на участке автомобильной дороги вышеуказанных нарушений требований государственного стандарта не обеспечивает безопасность участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, создает условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Из сообщения главного государственного инспектора БДД по Княжпогостскому району от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что в ходе организации мероприятий по подготовке к школьному 2015-2016 учебному году сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району проведены обследования состояния улично-дорожной сети, по которой проходят маршруты движения школьных автобусов. По состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> ремонтные работы на автодороге «Подъезд к с. Турья» до д. Луг не проведены (л.д.8-9).
Нарушения, установленные на участке автомобильной дороги «подъезд к с. Турья» до д.Луг, зафиксированы в акте от <ДД.ММ.ГГГГ>, подписанном инспектором ДПС ФИО4 и главой администрации СП «Турья» ФИО5, фотоснимками (л.д.10-15)
Предписанием <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> юридическому лицу - администрации МО МР «Княжпогостский» предложено произвести ремонт дороги, подрезку древесно-кустарниковой растительности, обеспечить видимость дороги со стороны водителей транспортных средств, произвести ремонт водопропускной трубы до <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.16).
Из сообщений заместителя руководителя администрации МР «Княжпогостский» ФИО6, адресованных главному государственному инспектору БДД по Княжпогостскому району и прокурору Княжпогостского района, следует, что участок дороги протяженностью 2,6 км от д. Луг до примыкания к автомобильной дороге «Подъезд к д. Турья» не является собственностью МР и имеет статус «бесхозяйной» дороги (л.д.17,18).
Из акта контрольной проверки исполнения предписания ГИБДД <№>, проведенной <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что данное предписание не исполнено (л.д.20).
Согласно протоколу <№> об административном правонарушении от <ДД.ММ.ГГГГ> администрация МР «Княжпогостский» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания ГИБДД (л.д.21).
Таким образом, бездействие администрации МР «Княжпогостский», выразившееся в необеспечении выполнения мероприятий по содержанию и ремонту автомобильной дороги д. Луг - «подъезд к с. Туръя», ставит под угрозу здоровье и безопасность обучающихся, препятствует получению ими общего образования, а также создает реальную угрозу безопасности дорожного движения иных граждан.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
В отзыве на иск администрация МР «Княжпогостский» ходатайствует об увеличении срока для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ> в связи с тем, что для проведения ремонтных работ дороги необходимо установление устойчивого паромного сообщения через р.Вымь в районе с.Турья для возможности использования необходимой техники.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным в силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, с учетом наличия паромной переправы в данной местности, установить срок для исполнения судебного решения до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> организовать проведение мероприятий по приведению автомобильной дороги д. Луг - «подъезд к с. Турья» в соответствие с требованиями п.3 и п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, путем проведения ремонта:
-дороги на участке 1 км + 150 м,
-дороги на участке 1 км + 700 м,
-водопропускной трубы на участке дороги 1 км + 750 м,
-дороги на участке 1 км + 900 м,
-дороги на участке 2 км + 150 м.
-обеспечить видимость дороги водителям транспортных средств на участке дороги 2 км + 400 м путем подрезки древесно-кустарниковой растительности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья М.В. Петрова