Дело № 2-590/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 апреля 2021 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Графенковой Е.Н.,
с участием истца Гареевой М.В., представителя ответчика ГБУЗ РБ РКПБ Багиной А.Н., действующей на основании доверенности от 03.03.2021 г., при секретаре Исламгалиевой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гареевой М. В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница об обязании выведения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, снятии статуса служебного, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Гареева М.В. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании выведения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, снятии статуса служебного, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обоснование требований указывает, что зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено истцу по договору найма служебного жилого помещения, в связи с осуществлением трудовой деятельности в ГБУЗ РБ «Республиканская клиническая психиатрическая больница» в должности медицинской сестры с 1990 года. Помимо Гареевой М.В. в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает супруг истца Гареев Р.Р. С учетом того, что истец и ее супруг другого жилья не имеют, ранее правом приватизации не пользовались, на протяжении 11 лет добросовестно пользуется спорной квартирой, своевременно и в полном объеме производит оплату коммунальных услуг, просит обязать ответчика вывести жилое помещение по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда, обязать ответчика снять с указанного жилого помещения статус служебного, обязать ответчика признать право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Определением суда от 17.12.2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ РБ Республиканская клиническая психиатрическая больница.
Определением суда от 16.03.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Гареев Р.Р. и Шаяхметова Д.Р. – супруг и дочь истца, проживающие вместе с истцом в спорном жилом помещении.
В судебном заседании истец Гареева М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, пояснила суду, что в РКПБ проработала 30 лет, когда 11 лет назад получала спорную квартиру, ей сказали, что квартира будет принадлежать ей, когда она уйдет на пенсию, теперь говорят, что она может жить в квартире со своей семьей только на период трудовых отношений с РКПБ. Чтобы служебное жилье не отняли, ей нельзя было иметь в собственности квартиру, она не могла взять ипотеку. Сейчас приближается пенсионный возраст, она желает приватизировать служебное жилье, для этого нужно снять с него статус служебного.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ РБ РКПБ Багина А.Н., исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что спорное жилое помещение предоставлено ГБУЗ РБ РКПБ Гареевой М.В., работающей в больнице медицинской сестрой, по договору найма служебного жилого помещения № 59-6/2 от 01.03.2011 г., на время трудовых отношений Нанимателя с ГБУЗ РБ РКПБ. Согласно законодательству, необходимым условием для приватизации жилья является наличие договора социального найма, а также факт нахождения гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В настоящее время договор социального найма в отношении спорного жилого помещения не заключен, истец Гареева М.В. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Основания для исключения жилого помещения из категории служебного жилья отсутствуют.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном суду письменном возражении просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица Гареев Р.Р. и Шаяхметова Д.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в адресованных суду письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Из ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в частности служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений в частности с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В судебном заседании установлено, что Гареева М.В. с 1990 года работает медицинской сестрой в ГБУЗ РБ РКПБ, что подтверждается копией трудовой книжки.
Из договора найма служебного жилого помещения № от 01.03.2011 г., заключенного между ГБУЗ РБ РКПБ в лице главного врача больницы и Гареевой М. В., следует, что Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении больницы на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № состоящее из квартиры, общей площадью 58,3 кв.м, этаж 2, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (п.1). Жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями (п.2). Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Гареев Р. Р. – муж, Гареева Д. Р. – дочь (п.4). Настоящий договор заключается на время трудовых отношений с ГУЗ РПБ № 1 МЗ РБ.
Распоряжением Правительства РБ от 02.11.2009 № 1189-р к категории служебных жилых помещений отнесены квартиры в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям из Реестра государственного имущества Республики, Башкортостан спорный объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Республики Башкортостан, находится в оперативном управлении ГБУЗ РБ РКПБ (Распоряжение Правительства РБ от 02.11.2009 № 1189-р, акт приема-передачи № 47 от 27.04.2010 г.).
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией(уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.51 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 г. № 35 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» Минземимущество РБ в соответствии с возложенными задачами закрепляет находящееся в государственной собственности Республики Башкортостан имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие закрепленного имущества.
Статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации среди прочих служебные жилые помещения.
В абзаце втором указанной выше статьи собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или Законом субъекта Российской Федерации гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации) установлено, что право на приватизацию имеют граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 г. № ВС-10/44 «О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, по общему положению, необходимым условием для приватизации жилья является наличие договора социального найма, также факт нахождения гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Из материалов дела установлено, что договор социального найма в отношении спорного жилого помещения не заключался, истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1998 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищных фондов в Российской Федерации» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Как усматривается из письма Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № ФН-20/3814 от 17.03.2021 г. в адрес Профсоюзного комитета государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская клиническая психиатрическая больница, объекты недвижимости – квартиры, расположенные по <адрес>, числятся в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан и отнесены к категории служебных помещений в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 17 сентября 2008 года № 1144-р, от 02 ноября 2009 года № 1189-р.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Также в письме сообщается, что принятие постановления Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении порядка принятия решений о приватизации служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан и о даче согласия на приватизацию служебных жилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов исполнительной власти Республики Башкортостан, республиканских государственных учреждений либо в хозяйственном ведении республиканских государственных унитарных предприятий» признано нецелесообразным, в связи с необходимостью сохранения объема специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан, в связи с чем правовых оснований для заключения договора передачи жилого помещения в собственность не имеется.
Таким образом, исходя из действующего жилищного законодательства, следует вывод, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Следовательно, обязать ответчиков вывести жилое помещение по адресу: <адрес> из специализированного жилищного фонда, снять с него статус служебного жилья у суда оснований не имеется.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Гареевой М.В. об обязании ответчиков вывести спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, снятии со спорного жилого помещения статуса служебного жилья, обязании ответчиков признать право собственности истца на спорное жилое помещение в порядке приватизации надлежит отказать, ввиду необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гареевой М. В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница об обязании выведения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, снятии статуса служебного, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Калининский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Графенкова