Решение по делу № 2-545/2015 ~ М-505/2015 от 13.08.2015

Дело № 2 -545/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Койгородок 04 сентября 2015 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,

при секретаре Юркиной В.В.,

с участием прокурора Носовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по прокурора Койгородского района в интересах Михайленко О.С. к администрации муниципального района «Койгородский» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Койгородского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов Михайленко О.С. обратился в суд с иском к администрации МР «Койгородский» о предоставлении жилого помещения. В заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Михайленко О.С. по вопросу нарушения её жилищных прав бездействием администрации МР «Койгородский» по предоставлению жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Просит обязать администрацию МР «Койгородский» предоставить Михайленко О.С. благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на условиях договора найма специализированных жилых помещений, в пределах территории Койгородского района Республики Коми.

В судебном заседании прокурор Носова М.В. и истица Михайленко О.С. исковые требования поддержали.

Представитель администрации МР «Койгородский» по доверенности Василевская А.А. в судебном заседании с требованиями прокурора в части признания права Михайленко О.С. на получение жилого помещения по основаниям, изложенным в иске согласна, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено по норме предоставления, установленной в Койгородском районе- 18 кв.м.

Заслушав прокурора, истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Михайленко О.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители умерли, отец- ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, мать- ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ.

На момент оставления Михайленко О.С. без попечения родителей она проживала в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Койгородского района и регистрации по месту жительства не имела.

Михайленко О.С. в настоящее время обучается в ГОУ СПОК РК «Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж им. И.А.Куратова» на 2 курсе и зарегистрирована по <адрес>, и данное жилое помещение ей не принадлежит.

Из материалов учетного дела Михайленко О.С., состоящей на учете в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, следует, что жилых помещений в собственности Михайленко О.С. не имеется. Жилое помещение за ней не закреплялось.

Постановлением администрации муниципального района «Койгородский» № 117/09 от 27.09.2013 Михайленко О.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Согласност.40Конституции Российской Федерации каждый имеет право нажилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права нажилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся вжилище, онопредоставляетсябесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях длядетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности нажилое помещениеили права пользованияжилым помещением, либо, если отсутствуетжилое помещение, получениежилого помещенияв соответствии с жилищным законодательством.

В части 1статьи 92Жилищного Кодекса Российской Федерации указаны видыжилых помещений специализированного жилищного фонда, одним из которых являютсяжилые помещениядлядетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.1ст.109.1Жилищного кодекса РФпредоставлениежилых помещенийдетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированныхжилых помещенийосуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержкидетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Статьей 1 Закона даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей», в частности,дети-сироты– лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица, из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 названного Законадетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма либо собственникамижилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляютсяблагоустроенныежилые помещенияспециализированного жилищного фонда по договорам найма специализированныхжилых помещений.

Жилые помещенияпредоставляютсялицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,жилые помещениямогут бытьпредоставленылицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет,жилые помещенияпредоставляютсяим по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке длядетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечениюжилыми помещениямидетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №104-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечениюжилыми помещениямимуниципального специализированного жилищного фонда,предоставляемымипо договорам найма специализированных жилых помещений(далее -жилые помещениямуниципального специализированного жилищного фонда),детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма либо собственникамижилых помещений, а такжедетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателямижилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещенияпо договору социального найма либо собственникамижилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилых помещенияхпризнается невозможным.

Частью 3ст.1Закона №104-РЗ определено, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию спискадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечениюжилыми помещениямимуниципального специализированного жилищного фонда (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно ч.1ст.7Закона №104-РЗжилые помещениямуниципального специализированного жилищного фондапредоставляютсяорганами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.07.2011 №321 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011-2015 годы), а также ее подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», задачей которой является, в том числе, обеспечение жильем лиц, имеющих статус детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено и ответчиком не оспаривалось, что Михайленко О.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем в установленном порядке не обеспечена. Права на объекты недвижимого имущества в отношении Михайленко О.С. в Еедином государственном реестре отсутствуют.
Оценивпредоставленныедоказательства в их совокупности, с учетом приведенных положений закона, а также принимая во внимание, что ответчиком непредоставленосведений об обеспечении истицы жилым помещениемв рамках реализации права последней, суд приходит к выводу, что истица, как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право напредоставление благоустроенногожилого помещенияпо договору найма специализированного жилищного фонда, в связи с чем, находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 №104-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставленияплощадижилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).

Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жильедетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилойплощадьюименно в виде отдельной квартиры общейплощадью33квадратных метра.

Как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011г., предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от04.07.2006 № 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

С учетом изложенной судом позиции Конституционного Суда Республики Коми, а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размераплощадипредоставляемого жилья, суд принимает решение о предоставлении истице жилого помещения общейплощадью не менее 33кв.м.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на АМР «Койгородский» предоставить Михайленко О.С. на условиях договора наймажилого помещенияспециализированного жилищного фонда, благоустроенноежилое помещениев пределах территории муниципального района «Койгородский», общей площадью не менее 33 квадратных метров, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Койгородского района в интересах Михайленко О.С. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Койгородский» предоставить Михайленко О.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах территории муниципального района «Койгородский» по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья – М.И.Подорова

Мотивированное решение изготовлено 07..09.2015 г.

2-545/2015 ~ М-505/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайленко Ольга Сергеевна
Прокурор Койгородского района
Ответчики
АМР "Койгородский"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Подорова Мария Ивановна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
13.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2015Передача материалов судье
14.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2015Дело оформлено
01.03.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее