РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2016 года г.о. Самара
Федеральный суд Октябрьского района г. Самары в составе:
председательствующего судьи Трух Е.В.,
при секретаре судебного заседания Котовой Я.В.,
рассматривая в предварительном судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области к СЧайгашкину В.К. о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 7 по Самарской области обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным административным исковым заявлением в обоснование указав, что Сайгашкин В.К. является налогоплательщиком земельного налога, у него возникла обязанность уплаты налога в размере *** руб. В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты начисленных налоговым органов сумм налогов в срок до дата и дата. Налоговые уведомления получены ответчиком. Однако в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем, истцом начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности. Также в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога от дата №..., от дата №.... На настоящий момент задолженность ответчика по обязательным платежам указанным в требовании от дата №..., от дата №... составляет *** руб. На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика недоимки по земельному налогу за дата год в размере *** руб., восстановить пропущенный срок для подачи иска.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Сайгашкин В.К. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для восстановления срока на подачу административного иска и соответственно для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду нижеизложенного.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненною наследуемою владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
В соответствии со ст.ст. 394, 397 НК РФ ставки земельного налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Самарской городской Думы от 24.11.2005 № 188 «Об установлении земельного налога» (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог единым платежом без уплаты авансовых платежей не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По данным МИФНС № 7 по Самарской области СЧайгашкину В.К. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: адрес, с кадастровым номером ***, право собственности от дата; адрес, с кадастровым номером ***, право собственности от дата. Земельный участок, расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером ***, возникновение права собственности дата, отчужден дата.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Из материалов дела следует, что Сайгашкину В.К. было направлено налоговое уведомление №... о необходимости уплаты налога год за вышеуказанные земельные участки в размере *** руб., что подтверждается приложенным к материалам дела почтовым реестром, предоставлен срок для уплаты налога - до дата.
Кроме того, МИФНС № 7 по Самарской области вынесено требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по земельному налогу и предоставлен срок для погашения задолженности – дата, требование №... по состоянию на дата – срок для погашения задолженности – дата. Указанные требования направлены Сайгашкину В.К. почтой, что подтверждается копиями почтовых реестров.
Согласно статьи 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об уплате налога за дата.
Вместе с тем к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, независящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка подачи заявления.
Судом установлено, что МИФНС № 7 в адрес ответчика направила последнее требование за №... по состоянию на дата, в котором рассчитана сумма задолженности по налогу и предоставлен срок для погашения задолженности – дата, в связи с чем, последним днем обращения в суд с иском о взыскании указанного налога является дата.
Однако, согласно материалам дела, инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением только дата, т.е. с пропуском установленного законодательством срока.
В силу ст. 289 КАС РФ бремя доказывания по делам рассматриваемой категории лежит на налоговом органе.
По смыслу ч. 5 ст. 138 КАС РФ пропуск истцом срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.
На основании вышеизложенного ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит, срок обращения истца в суд за взысканием с ответчика налоговой задолженности пропущен без уважительных причин, что влечет за собой невозможность его восстановления и соответственно отказ в удовлетворении исковых требований по существу.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Самарской области к СЧайгашкину В.К. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение принято 16.12.2016.
Председательствующий судья (подпись) Е.В. Трух
Копия верна. Судья
Секретарь