К делу №2-375/201г..
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2012 года пос.Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Солодовниковой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бабаян Нины Аветисовны к Администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Истец Бабаян Н.А. обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Просила обязать администрацию МО «Кировское сельское поселение» предоставить ей жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м., заключив с нею договор социального найма, как с семьей, имеющей ребенка-инвалида.
В судебном заседании представитель истца Бабаян Н.А. - Габрахманова Г.З., по доверенности, требования поддержала.
Пояснила, что у истца требований к администрации МО «Майкопский район», Министерству труда и социального развития РА и Министерству строительства, транспорта, коммунального и дорожного хозяйства РА, не имеется, поскольку предоставлять жилье по договору социального найма ей должна именно администрация МО «Кировское сельское поселение». Также пояснила, что истец с 3.03.2003 года пользуется льготой на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку имеет ребенка - инвалида. Сын Бабаян Н.А. является инвалидом детства по психическому заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Администрация МО «Кировское сельское поселение» с момента постановки истца на учет не заключила с ней договор социального найма о предоставлении жилого помещения.
Просила обязать администрацию МО «Кировское сельское поселение» предоставить Бабаян Нине Аветисовне, как имеющей ребенка-инвалида и нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилое помещение не менее 42 кв.м. по договору социального найма, а также взыскать с администрации МО «Кировское сельское поселение <данные изъяты> рублей в пользу Бабаян Нины Аветисовны в счет возмещения расходов, понесенных ею на оплату услуг представителя, согласно представленной квитанции, поскольку указанные расходы являются для истца очень существенными.
Представитель администрации «Кировское сельское поселение» - Атабекян Н.Т., по доверенности, просил отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация предает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно пункту 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.
Для реализации переданных полномочий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Кабинетом Министров Республики Адыгея принято постановление от 22.03.2010 № 46 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья», которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Подпункт «4» пункта 3 Порядка говорит об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета из расчета 18 квадратных метров общей площади жилого помещения в форме единовременной выплаты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 1 января 2005 года.
Бабаян Нина Аветисовна имеет ребенка-инвалида ФИО11 и состоит в очереди на улучшение жилищных условий с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Майкопский район» и с 2009 года в администрации МО «Кировское сельское поселение».
Учитывая, что истец была поставлена на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что Министерство труда и социального развития Республики Адыгея перечисляет средства единовременной выплаты в соответствии с договором на жилое помещение продавцу жилья (пункт 14 раздела III Порядка), а также, что органы государственной власти Республики Адыгея не наделили законами органы местного самоуправления, в том числе, ответчика, полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, то, полагал, что оснований для предоставления истцу жилого помещения за счет средств администрации МО «Кировское сельское поселение» не имеется.
Кроме того, в муниципальном образовании «Кировское сельское поселение» нет ни жилищного фонда вообще, ни жилищного фонда социального назначения, тем более, средств на приобретение названного жилого помещения.
Средства также на такие цели не выделялись Программой социально-экономического развития поселения на 2012 год, поэтому и в расходной части бюджета на 2012 год не заложены.
Представитель Министерства труда и социального развития РА - Долголенко О.В.. по доверенности, полагала, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Министерством труда и социального развития РА представлен отзыв, где указано следующее.
Основным федеральным правовым актом, регулирующим порядок и условия предоставления жилого помещения, права и обязанности сторон, участвующих в жилищных правоотношениях, является Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. К полномочиям органов местного самоуправления (согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации) в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечиваются малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, вопрос реализации права на получение жилья истицы, как малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относится к полномочиям муниципального образования «Кировское сельское поселение».
В соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Следовательно, при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В Республике Адыгея в качестве форм реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года, определены: предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года № 46); предоставление жилых помещений по договору социального найма или в собственность (постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 ноября 2010 года №221).
Бабаян Нина Аветисовна имеет ребенка -инвалида ФИО2 и состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение».
Министерством труда и социального развития Республики Адыгея ФИО2 включен в реестр получателей мер социальной поддержки в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года № 46.
В настоящий момент в реестре, утвержденном Министром труда и социального развития Республики Адыгея, по состоянию на 6 июня 2012 года, ФИО2 значится под № 17, с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - 3 марта 2003 г.
При этом, средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Адыгея на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2012 году составил <данные изъяты> рублей.
Объем средств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья из расчета 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Министерством выдано истице уведомление № И-034 о предоставлении единовременной денежной выплаты в размере 418500 рублей на приобретение в собственность жилого помещения.
Вместе с тем, истица согласно заявлению от 6 апреля 2012 года отказалась от получения указанного уведомления и соответственно от получения выплаты.
Истица, воспользовавшись правом на предоставление инвалидам жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», имеет возможность получить жилье большей площади, чем, если бы она воспользовалась правом обеспечения жилым помещением в соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, предусмотренный в Республике Адыгея порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель управления образования администрации МО «Майкопский район» - Макарова Е.А., по доверенности, полагала, что имеются основания для удовлетворения требований и их удовлетворение будет в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Представитель Министерства строительства, транспорта, коммунального и дорожного хозяйства РА в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечиваются малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, вопрос реализации права на получение жилья истицы, как малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относится к полномочиям муниципального образования «Кировское сельское поселение».
В соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
То есть, при наличии нескольких нормативно установленных форм реализацииодного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Адыгея №46 от 22 марта 2010 года № 46 и №221 от 25 ноября 2010 года определены в качестве форм реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года: предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года № 46); предоставление жилых помещений по договору социального найма или в собственность (постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 25 ноября 2010 года №221).
Как установлено судом, истец Бабаян Нина Аветисовна имеет ребенка -инвалида ФИО2 и состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации муниципального образования «Майкопский район» с 3.03.2003 года, и впоследствии в администрации «Кировское сельское поселение» с 2009 года по настоящее время.
Министерством труда и социального развития Республики Адыгея ФИО2 включен в реестр получателей мер социальной поддержки в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 марта 2010 года № 46.
В реестре, утвержденном Министром труда и социального развития Республики Адыгея, по состоянию на 6 июня 2012 года, ФИО2 значится под № 17, с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - 3 марта 2003 г.
При этом, средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья из расчета 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Министерством Бабаян Н.А. было выдано уведомление № И-034 о предоставлении единовременной денежной выплаты в размере 418500 рублей на приобретение в собственность жилого помещения.
Однако, истец Бабаян Н.А. согласно заявлению от 6 апреля 2012 года отказалась от получения указанного уведомления и соответственно от получения выплаты.
Из пояснений представителя истца следует, что истец отказалась от получения выплаты, поскольку воспользовавшись правом на предоставление инвалидам жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», имеет возможность получить жилье большей площади, чем, если бы она воспользовалась правом обеспечения жилым помещением в соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, поскольку истец имеет право на улучшение жилищных условий, и предусмотренный в Республике Адыгея порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует инвалидам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает возможным удовлетворить исковые требования.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Ст. 94 ГПК РФ предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из квитанции №001007 от 11.07.2011 года следует, что Бабаян Н.А. за представление интересов в суде первой инстанции по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма выплатила своему представителю Габдрахмановой Г.З. <данные изъяты> рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.2011 года №361-О-О, суд не вправе произвольно уменьшать размер сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
С учетом продолжительности рассмотрения дела, его сложности, количества подготовленных представителем материалов и состоявшихся судебных заседаний, того обстоятельства, что другой стороной не представлено доказательств чрезмерности указанных расходов, суд взыскивает с администрации МО «Кировское сельское поселение» судебные расходы за ведение дела в Майкопском райсуде в размере 20 000 руб., считая их разумными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Бабаян Нины Аветисовны.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» предоставить Бабаян Нине Аветисовне, как имеющей ребенка-инвалида и нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилое помещение не менее 42 кв.м. по договору социального найма.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» в пользу Бабаян Нины Аветисовны расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2012 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко