УИД 10RS0011-01-2020-017487-25
№5-281/2021 (№5-2365/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 февраля 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Связьэнергомонтаж», <данные изъяты>,
установил:
10 ноября 2020 г. при проведении на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Карелия от 6 ноября 2020 г. №29-р мероприятий по контролю за состоянием выявлено проведение работ по увеличению сечения кабеля и изменения трассы, путем выкапывания траншей с последующей прокладкой подземного силового энерго-кабеля от трансформаторов ООО «Связьэнергомонтаж» по заказу АО «ОРЭС-Петрозаводск», на основании ордера, выданного администрацией Петрозаводского городского округа от 08.10.2020 № 390 (земляные работы), в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль жилых домов военного ведомства» (1933-1936гг., 1949-1950 гг.), расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, д.30/6, ул.Анохина; ул.Анохина, д.8, ул. Анохина, д.2, ул.Горького, д.15/14, ул.Анохина, утвержденных приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 03.08.2020 №456, во дворе зданий, входящих в ансамбль, в нарушение требований пункта 1 статьи 5.1 и пунктов 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то есть в нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.
Законный представитель ООО «Связьэнергомонтаж» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник ООО «Связьэнергомонтаж» Кузнецов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину юридического лица в совершении правонарушения не признал, поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу, просил освободить юридическое лицо от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Житков Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Ансамбли, как вид объектов культурного наследия, - это четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Пунктами 1 и 2 статьи 3.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
В силу пункта 13 статьи 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», включает в себя, в том числе: 4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; 7) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; 8) согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 9) осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; 15) иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2020 г., заявлением председателя совета дома от 29 октября 2020 г., заданием от 6 ноября 2020 г. №29-р, актом от 10 ноября 2020 г. №29 кс-р с приложением №1 (фототаблица), предписанием №7/2020 от 10 ноября 2020 г., приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 3 августа 2020 г. №456 с приложениями к нему и картой (схемой) границ территории объекта культурного наследия, приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 25 августа 2020 г. №45, письмом АО «ОРЭС-Петрозаводск» от 12 ноября 2020 г. №105-2288, ордером на производство земляных работ на территории Петрозаводского городского округа от 8 октября 2020г. №390, письмом администрации Петрозаводского городского округа от 27 ноября №31.1-08-3604-УГХ-и о признании ордера от 8 октября 2020 г. №390 недействующим, письмами АО «ОРЭС-Петрозаводск» от 20 и 22 октября 2020г. о согласовании производства земляных работ в связи с изменением трассировки, схемой производства работ, договором на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции КЛ 6 кВ Ф 22/2 ТП 36-ТП9 с увеличением сечения кабеля и изменением трассы, ул. Горького, ул. Гоголя от 31 июля 2020 г., проектной документацией, выпиской из объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Петрозаводского городского округа, схемой (планом) границ территории выявленного объекта культурного наследия с обозначением мест проведения земляных работ, отраженных на фотографиях к акту от 10 ноября 2020 г. №29 кс-р, выпиской из ЕГРЮЛ, другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «Связьэнергомонтаж» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Связьэнергомонтаж» имелась возможность для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые (действенные и эффективные) меры по недопущению нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Сопоставляя карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, утвержденную приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 3 августа 2020 г. №456; проектную документацию, имеющую схему производства работ (в том числе измененную), а также представленную в ходе судебного разбирательства схему (план) границ территории выявленного объекта культурного наследия с обозначением мест проведения земляных работ, отраженных на фотографиях к акту от 10 ноября 2020 г. №29 кс-р, судья приходит к выводу, что работы по договору на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции КЛ 6 кВ Ф 22/2 ТП 36-ТП9 с увеличением сечения кабеля и изменением трассы, ул. Горького, ул. Гоголя от 31 июля 2020 г. в том числе путем выкапывания траншей, выполнялись в пределах границ территории спорного объекта культурного наследия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Связьэнергомонтаж» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Доводы ООО «Связьэнергомонтаж» о том, что управляющие компании не были проинформированы об изменении статуса объектов и территории, об отсутствии надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Соответствующие приказы Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 3 августа 2020 г. №456 и от 25 августа 2020 г. №45 были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 3 и 25 августа 2020 г. соответственно.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Связьэнергомонтаж» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в области охраны объектов культурного наследия, представляющих уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и неотъемлемую часть объектов всемирного культурного наследия, равно как и в воспрепятствовании реализации конституционного права каждого на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт допуска нарушений требований в области законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, получение соответствующих разрешений и составление проектной документации иным юридическим лицом - АО «ОРЭС-Петрозаводск», отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, к смягчающим административную ответственность обстоятельствам судья относит принятие мер к устранению нарушений (прекращение производства земляных работ), и приходит к выводу о том, что в отношении ООО «Связьэнергомонтаж», являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства и ранее не привлекающегося к административной ответственности, с учетом положений статей 3.4 и 4.1.1 Российской Федерации об административных правонарушениях возможно применить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Связьэнергомонтаж» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова