РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Лепёшкиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 31 июля 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Ухта» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствие с нормативными требованиями,
установил:
Прокурор города Ухты обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию МО ГО «Ухта» обязанности привести автомобильную дорогу, расположенную во дворе дома №.... по ул..... г.Ухты в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения имеющихся на проезжей части выбоин и отклонения крышки люка смотрового колодца, указав в обоснование требований, что ответчиком нарушаются правила безопасности дорожного движения, чем создается угроза для жизни и здоровья людей.
Третьими лицами привлечены МУ «УЖКХ» Администрации МО ГО «Ухта», МУП «Ухтаводоканал» и ООО «УК Дом».
В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивал.
Представитель МУП «Ухтаводоканал» требования прокурора поддержала.
Представитель АМО ГО «Ухта» с требованиями не согласилась.
Представители Управления ЖКХ АМО ГО «Ухта» и ООО «УК Дом» (в настоящее время - ООО «Ухтажилфонд») участия в рассмотрении дела не приняли.
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено, что на земельном участке, входящем в состав многоквартирного жилого дома №.... по ул..... г.Ухты, имеется асфальтированный проезд, являющийся территорией общего пользования и предназначенный для движения пешеходов и транспортных средств.
Согласно решению Совета МО ГО «Ухта» от <...> г. №.... «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городского округа Ухта» проезды, предназначенные для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, отнесены к улицам и дорогам местного значения (таблица 20 «Классификация улично-дорожной сети городской территории»).
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В силу ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 (далее ГОСТ) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. (п.3.1.10 ГОСТа)
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г.Ухты проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, выявлено ненадлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги расположенной во дворе дома №.... по ул..... г.Ухты, а именно: напротив подъездов №2,3,4,5 имеются выбоины на проезжей части размерами 70*100*6,5; 150*130*7 и 150*130*7,5 соответственно; с левого торца МКД на расстоянии 9м от стены имеется отклонение крышки люка смотрового колодца на 7,5см. и разрушение асфальтового покрытия вокруг неё в объеме 0,4 кв.м.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Согласно ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12 Закона).
Согласно ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч.2 ст.36 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральным законодательством и законами Республики Коми
С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Ухта», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
Поскольку ненадлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги по дворе дома №.... по ул.... г.Ухты безусловно влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на Администрацию МО ГО «Ухта» обязанности по приведению дороги в соответствие с требованиями ГОСТа подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что ответственность за содержание дорог местного значения должна быть возложена на МУ «Управление ЖКХ» АМО ГО «Ухта», в числе основных задач и функций которого является дорожная деятельность в границах муниципального образования, суд считает несостоятельными, поскольку указанное не освобождает представителя собственника муниципального имущества (администрацию МО ГО «Ухта») от обязанности по его надлежащему содержанию.
Кроме того, Управление не является органом местного самоуправления, поскольку не предусмотрено в качестве такового Уставом МО ГО «Ухта» и не наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, отличными от полномочий Администрации МО ГО «Ухта».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Требования прокурора города Ухты удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «Ухта» в срок не позднее .... привести автомобильную дорогу, расположенную во дворе дома №.... по ул..... г.Ухты в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения отраженных в акте от <...> г. выбоин на проезжей части и отклонения крышки люка смотрового колодца относительно проезжей части.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 04.08.2014г.
Председательствующий О.Л.Саенко