Дело № 2а-93/21
77RS0035-02-2021-001495-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2021 года адрес
Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Ежовой Е.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-93/21 по исковому заявлению Теплова Павла Борисовича к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе формирования земельного участка под многоквартирным домом, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок, обратиться за постановкой земельного участка на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Теплов П.Б. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения об отказе формирования земельного участка под многоквартирным домом, обязании разработать и утвердить проект межевания территории, сформировать земельный участок, обратиться за постановкой земельного участка на кадастровый учет, мотивируя свои требования тем, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.09.2018 года он 03.12.2020 года обратился с заявлением о формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом КН 50:26:0191012:1 по адресу: адрес, и. Первомайское, адрес. в адрес Москвы, которое было оставлено без удовлетворения. Административный ответчик мотивировал свой отказ тем, что проведения работ по уточнению границ земельного участка необходимо силами Федерального агентства по управлению государственным имуществом, поскольку земельный участок находится в федеральной собственности, а также отсутствием проекта межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок.
Административный истец считает вышеуказанные решения административных ответчиков незаконными, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, не просил дело слушанием отложить, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 77:18:0191012:62 по адресу: адрес, и. Первомайское, адрес, находился в собственности Российской Федерации. ДГИ адрес принимает решения об образовании земельных участок из земельных участков, находящихся в собственности адрес, в том числе расположенных за пределами адрес, земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, у ДГИ адрес отсутствуют полномочия по образованию земельного участка под многоквартирным домом. На момент рассмотрения ДГИ адрес заявления истца право собственности ответчика на земельный участок не зарегистрировано.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Москва, адрес, адрес принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен указанный дом, что подтверждается протоколом от 30.09.2018 года.
Административный истец Теплов П.Б. обратился с соответствующим заявлением 03.12.2020 года к административному ответчику, приложив к заявлению протокол общего собрания от 30.09.2018 года, лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников, схему распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, копии уведомлений о вручении уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании земельного участка в форме заочного голосования, решения собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
На указанное обращение Теплову П.Б. ДГИ адрес дан ответ от 22.12.2020 года № 33-5-116005-20-(0)-1, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:26:0191012:1, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, находится в федеральной собственности, а также отсутствует проект межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок.
Согласно выписки из ЕГРП Теплов П.Б. является собственником квартиры 3 в жилом доме по адресу: Москва, адрес, адрес.
Также согласно разрешению на строительство от 28.12.2011 года, выданному ООО адрес №RU50524000-655 Администрацией Наро-Фоминского адрес ООО адрес разрешено строительство отдельно стоящих односемейных индивидуальных жилых домов в количестве 40 шт., домов блокированной жилой застройки в количестве 27 домов по 6-10 блоков, сооружений улично-дорожной сети, внутриплощадочных сетей инженерного обеспечения в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным постановлением Администрации с.п. Первомайское адрес № 973 от 26.12.2011 года на земельном участке площадью 14,3 га с кадастровым номером 50:26:191012:1,50:26:191020:1 по адресу: адрес, адрес, сроком до 28.12.2014 года.
ООО адрес 24 марта 2016 года Комитетом государственного строительного надзора адрес выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, площадью 47 300 кв. метров, с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, находится в собственности Российской Федерации.
Согласно ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, установлены виду разрешенного использования земельных участков: среднеэтажная жилая застройка.
Согласно ответу Москомархитектуры от 26.10.2018 года № МКА-02-35251/8-1 заместителю руководителя ТУ Росимущества по земельному участку с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, предложения по внесению изменений в ПЗЗ в Городскую комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве не поступали.
Согласно письму ООО адрес от 07.12.2018 года № 930 земельный участок с кадастровым номером 50:26:191012:1, по адресу: Москва, адрес, адрес, перешел в общую долевую собственность собственников помещений, расположенных на нем домов, с прекращением права публичной собственности на земельный участок, а ТУ Росимущества в адрес и ООО адрес не вправе совершать действия по заключению дополнительных соглашений к договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, который прекратил свое действие в силу закона.
Решением Арбитражного суда адрес от 01.12.2020 года по делу А40-139232/20 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 47 300 кв. метров с кадастровым номером 50:26:0191012:1 по адресу: Москва, адрес, адрес.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда адрес от 13.04.2021 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Таким образом, решение Арбитражного суда адрес от 01.12.2020 года по делу А40-139232/20 вступило в законную силу 13.04.2021 года, а оспариваемое решение адрес Москвы принято 22.12.2020 года.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан фио, М. и П." указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, на момент рассмотрения заявления административного истца ДГИ адрес находился в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес (ТУ Росимущества по адрес), утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N 67 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), ТУ Росимущества по адрес осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе по оказанию государственных услуг, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В частности, в соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.18 Положения Управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (пункт 3 Положения).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса адрес, утвержденного Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28, основанием для разработки проектов межевания территории являются правовые акты Правительства Москвы или уполномоченных органов исполнительной власти адрес, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Следовательно, у ДГИ адрес на 22.12.2020 года отсутствовала обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.