РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. «07» апреля 2014 года
Знаменский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:
председательствующего Рачапова Р.М.,
при секретаре Якуниной М.Ю.,
в отсутствие сторон, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> старшего прапорщика Соломонова Дмитрия Вячеславовича об оспаривании бездействия Министра обороны РФ, связанного с невключением в приказ сведений на выплату ежемесячной надбавки за особые условия военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Соломонов Д.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия Министра обороны РФ о невключении его в приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на выплату ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 %;
- признать незаконными действия Министра обороны РФ о не включении его в приказ Министра обороны РФ на выплату ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % в период прохождения им службы в <данные изъяты> в должности командира взвода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № 118, дополнив его содержанием об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как проходящего службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 028-ПМ он был с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты>, которую он исполняет до настоящего времени. Несмотря на то, что данные по установлению надбавки за особые условия военной службы командиром войсковой части <данные изъяты> отправлены в Главное управление кадров Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ за исх. № №, надбавка ему установлена не была.
Таким образом заявитель считает, что бездействием Министра обороны РФ нарушены его права на получение денежных средств.
Своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, заявитель и Министр обороны РФ (представитель) в суд не явились. Однако заявитель, просил провести судебное заседание без его участия.
Представитель Министра обороны РФ Коваленко Т.В. в представленных возражениях требования заявителя не признала и указала, что порядок производства данной надбавки устанавливается Министром обороны РФ. Ранее изданный приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № дсп, в котором были определены перечни должностей военнослужащих, имеющих право на получение спорной надбавки, на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № был признан утратившим сислу. Поэтому в связи с отсутствием руководящего документа оснований для выплаты и установления надбавка за особые условия военной службы Соломонову нет. Также представитель Министра обороны РФ считает, что заявителем пропущен срок для обращения в суд. Кроме того, в соответствии с указаниями Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> данная надбавка заявителю не полагается. Таким образом Коваленко просит суд отказать Соломонову в удовлетворении его требований.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № с (по строевой части, <данные изъяты>) старший прапорщик Соломонов Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ принял дела и должность <данные изъяты>, на которую был назначен приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Выпиской из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Соломонову надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % к окладу по воинской должности не установлена.
Из выписки из проекта приказа Министра обороны РФ (по строевой части) от февраля 2013 года (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что старшему прапорщику Соломонову с ДД.ММ.ГГГГ полагается надбавка за особые условия военной службы в размере 20 % к окладу по воинской должности. Данный проект был подготовлен и направлен командиром войсковой части <данные изъяты> в Главное управление кадров Министерства обороны РФ для его издания (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно копии базы данных усматривается, что оспариваемая надбавка за ОУВС Соломонову в январе, феврале, марте 2013 года начислялась и выплачивалась, в апреле 2013 года была удержана за январь, февраль, март 2013 года, и в последующем не начислялась и не выплачивалась.
Согласно должностным обязанностям командир взвода охраны роты охраны батальона охраны войсковой части <данные изъяты> отвечает: за боевую готовность взвода и успешное выполнение им боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка во взводе; за сохранность и состояние вооружения, военной техники и другого имущества взвода. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава взвода. Командир взвода лично обучает и вопитывает подчиненных.
Как следует из штата войсковой части <данные изъяты> и справки, выданной заместителем начальника штаба войсковой части <данные изъяты>, в подчинении <данные изъяты> старшего прапорщика Соломонова Д.В. находится <данные изъяты> военнослужащих.
Квитанцией из банка подтверждается, что заявитель уплатил госпошлину при обращении в суд в сумме 200 руб.
Рассмотрев дело по существу, оценив в совокупности доводы сторон и исследовав в судебном заседании доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела заявитель обратился в военный суд за защитой оспариваемых прав ДД.ММ.ГГГГ.
О невыплате ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за руководство подразделением ему было известно с 2013 года на основании полученных им данных из его личного кабинета военнослужащего, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ.
Между тем, последствия пропуска трехмесячного срока обращения в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, в данном случае неприменимы, так как невыплата заявителю надбавки носит длящийся характер.
П. 9 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ) кроме выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 5 октября 2011 г. № 1818 «О приказах по личному составу» устанавливалось, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.
В целях реализации данного приказа в адрес командиров воинских частей направлены указания Министра обороны РФ, которыми предписывалось организовать работу по подготовке и представлению установленным порядком в Главное управление кадров Министерства обороны РФ проектов приказов Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (в части, касающейся обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту денежным довольствием для последующего представления на подпись только Министру обороны РФ).
В приказах Министра обороны РФ по строевой части надлежало отражать, в том числе, вопросы установления иных ежемесячных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Порядок и размер выплаты оспариваемой надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, определен Правилами выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, в соответствии с подп. «г» п. 3 Правил с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка за ОУВС выплачивается до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством РФ, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Аналогичная норма о выплате военнослужащим указанной выплаты закреплена и в подп. «д» п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700.
Таким образом, необходимым условием для получения военнослужащим ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, связанной с руководством подразделением, является издание полномочным воинским должностным лицом приказа. В данном случае Министром обороны РФ по представлению командира воинской части.
Также военный суд отмечает, что ранее приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> был определен Перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым было связано с руководством подразделениями.
Однако своим приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Министр обороны РФ отменил утвержденный им Перечень. Иной нормативный акт им издан не был. Лишь ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны РФ в своих указаниях № <данные изъяты> были определены воинские должности руководителей, командиров (начальников) воинских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, структурных подразделений, а также воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, имеющим право на получение спорной надбавки с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, данные указания не могут быть применены к требованиям заявителя, поскольку они изданы Министром обороны РФ после возникновения спорных правоотношений.
Судом достоверно установлено, что Соломонов проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ на воинской должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть на воинской должности, исполнение обязанностей по которой непосредственно связано с руководством подразделением на постоянной основе. В его подчинении находится <данные изъяты> военнослужащих.
Данные фактические обстоятельства командиром войсковой части <данные изъяты> в достаточной степени были учтены в 2013 году, в связи с чем, Соломнов был включен в проект приказа об установлении и выплате ему надбавки за особые условия военной службы в размере 20%, как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, который установленным порядком в феврале 2013 года был направлен Министру обороны РФ для его издания. Однако такой приказ Министром обороны РФ издан не был. Тем самым было нарушено право военнослужащего на своевременное получение ежемесячной надбавки за руководство подразделением в 2013 году.
Что же касается требования заявителя о признании незаконными действий Министра обороны РФ о невключении его в приказ на выплату спорной надбавки за 2011 - 2012 годы, то оно удовлетворению не подлежит.
Так, исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов, ежемесячная надбавка за особые условия военносй службы была предусмотрена в качестве дополнительной выплаты Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с данным Федеральным законом Правительством Российской Федерации 21 декабря 2011 года издано Постановление № 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту». Названные нормативные правовые акты вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Соломонов, назначенный на воинскую должность командира взвода ДД.ММ.ГГГГ, до вступления указанного Федерального закона и Постановления Правительства РФ в законную силу, не имел право на получение спорной надбавки.
Помимо этого, приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ № №).
В пункте 38 названного Порядка определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты, к которым в соответствии с п. 53 Порядка относится ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, выплачиваеюся со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено настоящим Порядком.
Поскольку командир войсковой части <данные изъяты> подготовил и представил Министру обороны РФ проект приказа для его издания в феврале 2013 года, то оснований для удовлетворения требования заявителя по спорной надбавке в 2012 году не имеется.
Так как в таких случаях суд не должен подменять собой правомочное должностное лицо по установлению указанной дополнительной надбавки, то на Министра обороны РФ следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о ее установлении военнослужащему.
Таким образом, требования Соломонова подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> старшего прапорщика Соломонова Дмитрия Вячеславовича удовлетворить частично.
Обязать Министра обороны РФ повторно рассмотреть вопрос об установлении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшему прапорщику Соломонову Дмитрию Вячеславовичу ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности, как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
В удовлетворении остальной части требований Соломонова Д.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам 3 Окружного военного суда через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу
Р.М. Рачапов