Мотивированное решение по делу № 02а-0779/2021 от 06.10.2021

 

77RS0033-02-2021-017463-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 октября 2021 года                                                                                город Москва

 

Чертановский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Задорожного Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой Я.В., с участием помощника Чертановского межрайонного прокурора города Москвы фио,

с участием административного истца Таранцова М.А., представителя административного истца Сидоровой А.И., представителя административных ответчиков фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а–779/2021 по административному исковому заявлению Таранцова ... к территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы, участковой избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы № 2114 о признании незаконными и отмене протокола № 1,  сводной таблицы № 1 территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210,  

 

УСТАНОВИЛ:

 

Таранцов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене протоколов № 1 и № 2, сводных таблиц № 1 и № 2 территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210.

Определением суда от 28.10.2020г. прекращено производство по административному исковому заявлению Таранцова ... к территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы, участковой избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы № 2114 в части требований о признании незаконными и отмене протокола  № 2, сводной таблицы № 2 территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Москва - Чертановский одномандатный избирательный округ № 210 на территории района Чертаново Южное, выдвинут политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". При подписании оспариваемых протоколов, членами ТИК района Чертаново Южное города Москвы от политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» фио и фио изложено особое мнение, в части выявленных нарушений.

Административный истец Таранцов М.А. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме. Пояснил, что в ходе проведения голосования на участке № 2114 были допущены многочисленные нарушения, обо всех допущенных нарушениях ему не известно, но они были. Также были допущены нарушения на других избирательных участках по адрес. В дни голосования на участке № 2114 не велась видеотрансляция; голосование началось в 06-00; при голосовании на избирательном участке присутствовал глава управы района Чертаново Южное города Москвы, тем самым произошло вмешательство в деятельность избирательной комиссии, оказывалось давление на избирателей; 200 военнослужащих проголосовали вне участка без законных на то оснований.

Представитель административного истца по устному ходатайству Сидорова А.И. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что в ходе голосования на избирательном участке № 2114 были допущены нарушения, которые изложены в особом мнении.

Представитель административных ответчиков по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что наличие особого мнения на свидетельствует о наличии каких-либо нарушений при проведении голосования; административным истцом не представлено ни одного доказательства, подтверждающего наличие каких-либо нарушений. Административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, что также является основанием для отказа в иске.

Помощник Чертановского межрайонного прокурора города Москвы фио возражала против удовлетворения иска, поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений при проведении голосования на избирательном участке № 2114, кроме того пропущен срок на обращение с иском в суд.  

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с п. «з» ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия:

проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Частью 3 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что по данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.

В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

В судебном  заседании  установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.

Решением Московской городской избирательной комиссии от 17.12.2020г. № 143/87 сформирована территориальная избирательная комиссия района Чертаново Южное.

Решением территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы от 29.11.2018г. № 43/37 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 2114.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Восьмого созыва по город Москва – Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210 от 26.07.2021г. № 9/1 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва – Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210 Таранцов Михаил Александрович.

Протоколом № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2114 от 19.09.2021г., подписанного в 05 час. 58 мин. 20.09.2021г., установлены итоги голосования на данном избирательном участке.

Протоколом № 1 территориальной избирательной комиссией района Чертаново Южное, на основании сводной таблицы № 1 от 19.09.2021г., подписанной 20.09.2021г., установлены итоги голосования на территории района Чертаново Южное, протокол подписан 20.09.2021г. в 10 час. 30 мин.

Протокол № 1 территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное подписан членом комиссии фио с указанием на особое мнение.  

20.09.2021г. фио и фио было подано особое мнение, которое приобщено к протоколу № 1 ТИК Чертаново Южное.

Доводы административного истца о наличии жалоб на действия участковой избирательной комиссии со стороны наблюдателей и иных лиц; об отсутствии видеонаблюдения на участке; на то, что голосования на участке начиналось в 06-00; о наличии фактов оказания давления на избирателей и членов участковой избирательной комиссии и о наличии иных нарушений, о которых ему неизвестно, не являются основанием для отмены оспариваемого протокола и сводной таблицы, поскольку доказательства, подтверждающие доводы административного истца, суду не представлены.

Само по себе наличие особого мнения члена избирательной комиссии фио не свидетельствует о наличие нарушений, допущенных при проведении голосования на избирательном участке № 2114, которые не позволили установить действительное волеизъявление избирателей.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что каких-либо доказательств, подтверждающих наличии нарушений, допущенных при проведении голосования на избирательном участке № 2114, административным истцом суду представлено не было.

Напротив, административным ответчиком доказана законность оспариваемых решений, их принятие в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемых протокола и сводной таблицы.

В указанной связи суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, были опровергнуты доказательствами, представленным административными ответчиками, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать в полном объеме.  

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Оспариваемые протокол № 1 и сводная таблица были подписаны 20.09.2021г.

Административное исковое заявление Таранцова М.А. поступило в суд 06.10.2021г., 29.09.2021г. было направлено по почте.

Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса

Таким образом, административное исковое заявление Таранцова М.А. было подано в суд с нарушением срока, установленного ч. 2 ст. 240 КАС РФ.

В силу части 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении административного иска Таранцова М.А. в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П не любые, а только существенные нарушения законодательства, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Поскольку нарушений норм Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Избирательного кодекса города Москвы со стороны административных ответчиков судом не установлено, суд отказывает Таранцову М.А. в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административных исковых требований Таранцова ... к территориальной избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы, участковой избирательной комиссии района Чертаново Южное города Москвы № 2114 о признании незаконными и отмене протокола № 1,  сводной таблицы № 1 территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по Чертановскому одномандатному избирательному округу № 210, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

 

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.10.2021г.

 

 

Судья                                                                                                           Д.В. Задорожный

 

02а-0779/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 28.10.2021
Истцы
Таранцов М.А.
Ответчики
Участковая избирательная комиссия № 2114
Территориальная избирательная комиссия района Чертаново Южное г.Москвы
Суд
Чертановский районный суд
Судья
Задорожный Д.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
29.10.2021
Мотивированное решение
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее