Судья Клочков М.А. УИД 77RS0031-02-2022-022299-05
Номер дела в 1 инстанции № 2-1195/2023
Дело № 33-39617/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Головченко ... на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 21 января 2023 года по делу по иску Головченко ... к ГУ-ГУ ПФР № 9 по адрес и Московской области, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Головченко ... к ГУ-ГУ ПФР № 9 по адрес и Московской области о перерасчете пенсии отказать.;
у с т а н о в и л а:
Головченко П.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР № 9 по адрес и Московской области, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, просил обязать пенсионный орган включить в страховой стаж период обучения в училище с ..., периоды работы с ... и произвести перерасчет пенсии, мотивируя исковые требования тем, что данные подсчета трудового стажа согласно трудовой книжке истца не соответствуют сведениям, содержащимся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований, об отмене которого просит истец, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Как установлено судом первой инстанции, Головченко П.А. в соответствии со ст. 7,14 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 24.08.2011г. назначена трудовая пенсия по старости в размере сумма
Оценка пенсионных прав истца произведена с учетом: общего трудового стажа на 01.01.2002 - 32 года 3 месяца 25 дней; стажа работы до 1991 года, учитываемого для валоризации - 21 года 10 месяцев 20 дней, отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 - 8.219 (учитывается не свыше 1,2); страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете при назначении пенсии, в сумме сумма.
Истец являлся работающим пенсионером и период работы с ... включен в страховой стаж истца на основании выписки из индивидуального лицевого счета, на размер страховой пенсии повлияли страховые взносы, уплаченные работодателем истца за соответствующие периоды. Производилась беззаявительная ежегодная корректировка, что подтверждается сведениями выписки из ИЛС (л.д. 90-93).
Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов в Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальной пенсий» индексация не производится пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».
При этом факт осуществления работы устанавливается по состоянию на последний день последнего отчетного периода (30 сентября 2015 года), имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР на день вступления Закона в силу, факт осуществления иной деятельности - на основании сведений о регистрации в качестве страхователя, имеющихся на день вступления Закона в силу.
С 1 апреля 2016 года введено ежемесячное представление страхователем сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Поскольку с 01.09.2018 истец не осуществляет трудовую деятельность, размер страховой пенсии по старости истца на 01.10.2022 составляет сумма.
Размер пенсии истца исчислен в соответствии с действующим законодательством и в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все периоды работы истца, указанные в трудовой книжке, учтены для расчета размера пенсии, в частности, по состоянию на дату 01.01.1991 г., 01.01.2002 г., а также на дату назначения пенсии. Периоды работы после 2002 года влияют на размер пенсии за счет объема уплаченных работодателем страховых взносов. Как следует из выписки из ИЛС застрахованного лица Головченко П.А. начисленные и уплаченные страховые взносы, отраженные поквартально в лицевом счете истца являлись основанием для ежегодной корректировки размера пенсии.
Таким образом, индивидуальный лицевой счет соответствует страховому стажу истца, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что сведения о периоде обучения с ... в ... истцом в территориальный орган ПФР по месту жительства не представлялись.
Положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
В пункте 4 статьи 30 оспариваемого Федерального закона предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абзац сороковой).
Оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ по наиболее выгодному для пенсионера варианту расчета размера страховой пенсии, о чем свидетельствует данные расчета пенсии для определения пенсионного капитала, при которых по пункту 4 ст. 30 закона составляет величину 660,00, а по пункту 3 ст. 30 закона – сумма
В соответствии со ст. 29.1 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при определении суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), во внимание принимается расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исчисленный в соответствии со статьей 30 данного Закона; сумма валоризации (статья 30.1 Закона); сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года.
Определение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица производится исходя из расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года.
В пункте 7 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации N 173-ФЗ указано, что расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее сумма.
Согласно абз. 40 пункта 4 статьи 30 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную сумма,
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный вариант расчета размера трудовой пенсии по старости. Применение при расчете пенсии положений п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ влечет уменьшение суммы выплаты, что является недопустимым, поскольку сводится к ущемлению пенсионных прав истца. На данное обстоятельство также указывает ответчик в ответе на обращение истца по вопросу перерасчета пенсии.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 21 января 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи