Дело № 2-2169/2019
13RS0023-01-2019-002644-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 10 июля 2019 года
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Кечкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Блоховой Е.Н.,
с участием в деле:
истца – Администрации городского округа Саранск,
представителя истца Администрации городского округа Саранск - Дерова Н. В., действующего на основании доверенности №58-д от 05 июня 2019 года,
ответчика – Ивликова А. В.,
ответчика – Ивликова Д. В.,
ответчика – Ивликовой А. А.,
ответчика – Калинкиной Е. В.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, – Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Ивликову А. В., Ивликову Д. В., Ивликовой А. А. и Калинкиной Е. В. о расторжении соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Ивликову А. В., Ивликову Д. В., Ивликовой А. А. и Калинкиной Е. В. о расторжении соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года.
В обоснование исковых требований указано, что Администрация городского округа Саранск является стороной соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд №498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года, заключенных с Ивликовым А.В., Ивликовым Д.В., Ивликовой А.А., Калинкиной Е.В., так как она приняла постановление №517от 09 февраля 2017 года об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» являлась представителем Администрации городского округа Саранск при заключении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд №498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года. В период с 14 июня 2018 года по 15 июля 2018 года в Российской Федерации проходил Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Город Саранск также являлся городом-организатором, в нем проходили футбольные матчи в рамках указанного международного турнира. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2016 года №1286 утверждена муниципальная целевая программа «Благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу». В соответствии с постановлениями Администрации городского округа Саранск от 23 января 2018 года № 108, от 13 февраля 2018 года №344, от 01 марта 2018 года №479, от 17 апреля 2018 года № 927, от 24 мая 2018 года № 1229, от 04 октября 2018 года № 2301, от 18 октября 2018 года №2404, от 22 ноября 2018 года №2703, от 18 декабря 2018 года №2940, от 25 января 2019 года №119 о внесении изменений в постановление Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2016 года №1286 «Об утверждении муниципальной целевой программы благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к ведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу», прогнозный объем ресурсного обеспечения указанной программы неоднократно изменялся. Прогнозный объем ресурсного обеспечения мероприятий программы на 2018 год за счет бюджета городского округа Саранск по состоянию на 23 января 2018 года составлял 73 765200 рублей. В целях реализации указанной программы КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» была вынуждена заключить муниципальные контракты в 2018 году на общую сумму 519 892274 рубля. Заключение муниципальных контрактов на указанную сумму обусловлено необходимостью создания благоприятного внешнего облика городского округа Саранск в целях укрепления престижа Российской Федерации, привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвесторов, исполнения взятых на себя обязательств по проведению Чемпионата мира по футболу FIFА 2018. В результате расходы на реализацию указанной программы в 2018 году возросли на 446 127 074 рубля. Администрация городского округа Саранск и Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не могли разумно предвидеть при заключении соглашений с ответчиками необходимость проведения дополнительных работ (получения результатов услуг) в рамках реализации программы в 2018 году. Возникновение обязательств на сумму 446 127 074 рубля, наличие иных бюджетных обязательств, касающихся решения вопросов местного значения, привели к невозможности исполнения органом местного самоуправления и казенным учреждением соглашений, заключенных с ответчиками. Если бы истец и третье лицо могли предвидеть необходимость проведения работ на сумму 446 127 074 рубля, соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с ответчиками не было бы заключено. Ответчикам были направлены соглашения о расторжении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Подписанных экземпляров соглашений от ответчиков не получено. На основании вышеизложенного, истец просит суд расторгнуть соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года.
В судебном заседании представитель истца Администрации городского округа Саранск Деров Н.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебное заседание ответчики Ивликов А.В. и Ивликов Д.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом все судебные повестки на заседания возвращены в адрес суда с указанием причины возврата «истек срок хранения».
Согласно сообщению Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия все извещения были направлены по адресу регистрации ответчиков: <адрес>. Иные адреса проживания ответчиков суду неизвестны.
С учетом положений части 4 статьи 167, статей 115, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает последствия пассивного отказа лица, участвующего в деле, от получения судебного извещения, то есть, когда данное лицо активно не отказывается от получения судебного извещения, но не открывает дверь почтальону и не является в почтовую организацию за получением судебного извещения. Для решения этого вопроса следует на основании части четвертой статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применять норму, регулирующую сходные отношения. В качестве такой нормы может выступать пункт 2 части второй статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
При таких обстоятельствах, ответчики считаются надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании ответчики Ивликова А.А. и Калинкина Е.В. относительно исковых требований возразили, просили в иске отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом представитель по доверенности Мягких Ю.В. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Как это следует из материалов дела, 09 февраля 2016 года Администрацией городского округа Саранск вынесено постановление №517 об изъятии объектов недвижимости в целях размещения линейного объекта реконструкция автодороги по ул. Московская на участке от ул. Республиканская до ул. А. Невского в городском округе Саранск» (л.д.17,18-20).
18 мая 2017 года между Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Ивликовым А. В. заключено соглашение №498 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Московская на участке от ул. Республиканская до ул. А. Невского в городском округе Саранск, а именно: 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:23:0910246:5, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7-8).
18 мая 2017 года между Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Ивликовым Д. В. заключено соглашение №499 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Московская на участке от ул. Республиканская до ул. А. Невского в городском округе Саранск, а именно: 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:23:0910246:5, расположенный по адресу: <адрес>; и 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером 13:23:0910246:167, общей площадью 50,5 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.9-10,11).
18 мая 2017 года между Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Ивликовой А. А. заключено соглашение №500 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Московская на участке от ул. Республиканская до ул. А. Невского в городском округе Саранск, а именно: 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером 13:23:0910246:167, общей площадью 50,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12-13).
18 мая 2017 года между Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и Калинкиной Е. В. заключено соглашение №501 об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги по ул. Московская на участке от ул. Республиканская до ул. А.Невского в городском округе Саранск, а именно: 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:23:0910246:5, расположенный по адресу: <адрес>; и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером 13:23:0910246:167, общей площадью 50,5 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.14-15,16).
По всем указанным выше соглашениям между Ответчиками и Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» были составлены акты приема-передачи недвижимости для муниципальных нужд.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18 июня 2019 года №КУВИ-001/2019-13230380 земельный участок с кадастровым номером 13623:0910246:5, номер кадастрового квартала 13:23:0910246, дата присвоения кадастрового номера: 16 октября 2002 года, расположенный по почтовому адресу: <адрес>, площадью 3436±20 кв. м., категория земель – земли населенных пунктов, для эксплуатации индивидуального жилого дома, находится в общей долевой собственности Калинкиной Е.В. (1/2 доли), Ивликова А.В. (1/4 доли), Ивликова Д.В. (1/4 доли), имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости от 26 февраля 2016 года 313-13/000-13/001/019/2016-565/1 на основании постановления Администрации городского округа Саранск № 517 от 09 февраля 2016 года.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2016 года № 1286 утверждена муниципальная целевая программа «Благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу».
В данную целевую программу, Постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 января 2018 года № 108, внесены изменения в общий прогнозный объем финансирования мероприятий программы (л.д.26-42).
Письмами от 18 декабря 2018 года №8586-ОГ, 8593-ОГ, 8583-ОГ, 8587-ОГ Администрация городского округа Саранск уведомила ответчиков Ивликова А.В., Ивликова Д.В., Ивликову А.А. и Калинкину Е.В. о необходимости расторжения соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд №503498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года в связи с существенными изменениями обстоятельств в виде значительного повышения дефицита местного бюджета городского округа Саранск, предложив подписать соответствующие соглашения о расторжении (л.д.43-54).
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 450 ГК Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 451 ГК Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
То есть лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, при этом наступившие обстоятельства должны являться на момент заключения сделки заведомо непредвидимыми.
Из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что в целях реализации муниципальной целевой программы «Благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу» Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» вынуждено было заключить муниципальные контракты в 2018 году на общую сумму, значительно превышающую прогнозный объем ресурсного обеспечения мероприятий по указанной программе, что привело к невозможности исполнения соглашения, заключенного с ответчиком.
Суд не может признать данный довод представителя истца состоятельным.
Заключение сделки совершалось по волеизъявлению обеих сторон, стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, в связи с чем, каждая сторона приняла на себя риск по исполнению вышеуказанных соглашений.
Из материалов дела следует, что спорные соглашения не оспорены, недействительными не признаны, а само по себе изменение финансового положения истца не является тем обстоятельством, существенное изменение которого может служить основанием для расторжения соглашений.
Суд обращает внимание, что о проведении в г. Саранск Чемпионата мира по футболу в 2018 году Администрации городского округа Саранск стало известно в 2012 году, задолго до заключения спорных соглашений. Администрация городского округа Саранск имела возможность просчитать все возможные риски и распределить бюджетные ассигнования.
При этом, заключая спорное соглашение, истец мог и должен был предусмотреть риск увеличения расходов на реализацию муниципальной целевой программы «Благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу», утвержденной Постановлением Администрации городского округа Саранск №1286 от 31 марта 2016 года. Принимая на себя обязательства по спорному соглашению, Администрация городского округа Саранск должна была оценить все возможные риски, в связи, с чем указание Администрации городского округа Саранск на увеличение расходов необходимых для дополнительных работ по проведению Чемпионата мира по футболу, нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств, повлекших последствия, установленные в статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность соблюдать заботливость и осмотрительность, просчитать возможные риски при заключении договора, правильно оценить свое материальное положение и возможность длительное время соблюдать условия договора возлагаются на стороны, чего истцом сделано не было.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 12 ГПК Российской Федерации).
Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии обстоятельств, с которыми положения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации связывают возможность расторжения договора по требованию одной из сторон, а также наличия на стороне ответчика вины в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании всего изложенного, суд считает, что исковые требования Администрации городского округа Саранск к Ивликову А. В., Ивликову Д. В., Ивликовой А. А. и Калинкиной Е. В. о расторжении соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года, подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Ивликову А. В., Ивликову Д. В., Ивликовой А. А. и Калинкиной Е. В. о расторжении соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 498, 499, 500, 501 от 18 мая 2017 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина
Мотивированное решение суда составлено 15 июля 2019 года.