Дело № 2-696/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.
при секретаре Постойко М.В.
с участием представителя истца Адеева Н.Н.,
представителя ответчика Шашаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 09 марта 2017 года дело по иску Грежинец В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж на соответствующих видах работ периода службы в Советской Армии, перерасчете трудовой пенсии и валоризации расчетного пенсионного капитала, взыскании недополученных сумм пенсии с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Грежинец В.И. обратился в суд с иском к ответчику о включении в стаж на соответствующих видах работ периода его службы в Советской Армии по призыву с __.__.__ по __.__.__. Просит обязать ответчика произвести конвертацию пенсионных прав с __.__.__, перерасчет размера трудовой пенсии с __.__.__ и валоризации расчетного пенсионного капитала, с учетом включения в специальный стаж периода службы в армии, взыскать недополученные суммы пенсии с __.__.__ с учетом индексации на день рассмотрения дела в суде. В обоснование исковых требований указал, что на период прохождения службы в Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права в области пенсионного обеспечения. Истец указал, что после службы в рядах СА работал на предприятиях угольной промышленности, при включении данного периода стаж будет больше, а также валоризация пенсионных прав будет больше на 3%. При назначении пенсии специальный стаж для расчета пенсии определен ответчиком без учета периода службы в рядах Советской Армии, с чем истец не согласен.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя.
Представитель истца Адеев Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в соответствии с Разъяснением № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3), в указанный стаж включались все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применялся в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. До вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» применялись нормы Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590. В соответствии с п. 109 Положения при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах периоды, указанные в п.п. «к» и «з» (служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и др.), приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, данное Разъяснение применялось только в целях определения стажа, дающего право на установление трудовых пенсий, а не для их расчета. В соответствии с пп.1 п.1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исправительной системы, и их семей». Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555. Согласно п.2 данных Правил периоды прохождения военной службы включаются в страховой стаж. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с нормами ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3. Согласно указанной статьи служба в Вооруженных силах РФ включается в суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц. Таким образом, нормы Федерального закона от № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 не предусматривали возможности приравнивания периода службы в Армии к стажу на соответствующих видах работ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Грежинец В.И. __.__.__ назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ст. 29 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1.
Пенсия по этому основанию назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии со 29 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по подпунктам 1-10 пункта 1 статьи 27 страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст уменьшается на 5 лет.
Из копии трудовой книжки истца, копии справки военного комиссариата следует, что Грежинец В.И. __.__.__ принят на должность <....> в <....>; __.__.__ уволен в связи с призывом в ряды Советской Армию; в период с __.__.__ по __.__.__ проходил службу в рядах Советской Армии по призыву; __.__.__ принят <....> с полным подземным рабочим днем (ученик) на шахту "<....>" производственного объединения "<....>".
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590 (далее – Положение от 03.08.1972) при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пп. "з" п.109 данного Положения от 03.08.1972 предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Положение от 03.08.1972 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ".
Постановлением Конституционного суда РФ от 06.03.2003 №107-О разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 №70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 №2-808-7, в соответствии с которыми недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
Истец после демобилизации, работал <....> подземным на шахтах производственного объединения "<....> Работа в указанной профессии давала истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству и учтена ответчиком истцу в стаж работы с вредными условиями труда (Список №1). Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение, на которое он мог бы рассчитывать.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение спорного периода службы истца в армии в специальный стаж горнорабочего очистного забоя подземного при условии работы в данной должности после учебы и до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, суд приходит к выводу о необходимости включения периода прохождения службы в рядах Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ в стаж истца на соответствующих видах работ.
В связи с тем, что у истца на __.__.__ имелся стаж работы на подземных видах работ, работах с вредными условиями труда по Списку №__ – <....>, то спорный период подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ без ограничения, установленного п.109 Положения от 03.08.1972.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в абзаце 7 пункта 14 Постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволяющего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечений граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
«Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 г. № 590, утверждалось в целях реализации Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях».
Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» фактически утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. постановлено не применять на территории РСФСР Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» в связи с введением в действие Закона РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», который в силу статьи 130 Закона № 340-1, водится в действие в части разрешения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан по аналогичным правоотношениям, с 01 января 1992 г.
Учитывая, что иных нормативных актов, свидетельствующих о том, что Положение от 03 августа 1972 г. № 590 прекратило свое действие до 01 января 1992 г., не имелось, то указанное Положение действовало до этого момента.
Учитывая, что период военной службы имели место до 1992 г., Положение № 590 в полной мере распространяло свое действие на истца.
Из материалов дела усматривается, что оценка пенсионных прав истца с 01.10.2007 была произведена с учетом стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 в соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истцом заявлены требования о конвертации его пенсионных прав по стажу на соответствующих видах работ (с учетом включения в стаж работы на подземных видах работ, работах с вредными условиями труда по Списку №__ периода службы в рядах Советской Армии) с момента назначения пенсии с __.__.__.
Согласно материалам пенсионного дела №__ по состоянию на __.__.__ истец выработал стаж по Списку № 1 - <....>, следовательно, согласно п. 2 ст. 30 ФЗ РФ № 173-ФЗ стажевый коэффициент соответствующий специальному стажу составит 60% (55% - за требуемые 10 лет специального стажа + 5% за сверх требуемый стаж). Общий трудовой стаж истца составил <....>, и исходя из его продолжительности, истцу при назначении пенсии стажевый коэффициент был определен – 55% (55% - за 20 лет требуемого стажа).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст. 27 п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01 января 2002 года, определенная в п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 данного закона. Таким образом, Федеральный закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывает преобразование (конвертацию) пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года со стажем (общим или на соответствующих видах работ) и не связывает с возрастом лиц, пенсионные права которых подлежат оценке.Поэтому истец, у которого на дату назначения пенсии имелся необходимый общий, специальный стаж, стаж работы в РКС и которому пенсия назначалась со снижением возраста, дающем право на трудовую пенсию по старости досрочно, имеет право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, как застрахованное лицо, с применением стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом требования истца об оценке пенсионных прав с __.__.__ с учетом стажа на соответствующих видах работ по Списку №__ подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 с __.__.__ величина расчетного пенсионного капитала подлежит валоризации.
Валоризация - это повышение (увеличение) расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, с целью последующего определения размера трудовой пенсии из этого увеличенного расчетного пенсионного капитала.
Сумма валоризации (СВ) составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001, и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
В силу ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы, определенная в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1 данного закона.
Поскольку истцу оценка пенсионных прав произведена с применением стажа на соответствующих видах работ, то для валоризации пенсионного капитала с __.__.__ должен учитываться имеющийся стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периода службы в рядах Советской Армии с __.__.__ по __.__.__.
Как усматривается из материалов пенсионного дела истца по его заявлению от __.__.__ о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом приравнивания к стажу на соответствующих видах работ периода службы в Советской Армии, Грежинец В.И. с __.__.__ ответчиком данный перерасчет размера его пенсии был произведен.
Определением суда исковые требования Грежинец В.И. о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с __.__.__ по стажу на соответствующих видах работ и валоризации пенсионного капитала с __.__.__ с учетом включения периода службы в рядах Советской Армии с __.__.__ по __.__.__ в стаж на соответствующих видах работ, взыскании недополученной пенсии с __.__.__ по __.__.__ с учетом индексации выделены в отдельное производство.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Грежинец В.И. право на включение в стаж работы на подземных видах работ, работах с вредными условиями труда по Списку №__ периода прохождения службы в рядах Советской Армии с __.__.__ по __.__.__; на конвертацию пенсионных прав с применением вместо общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ с __.__.__.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <....>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято __.__.__.
Судья- Н.А.Вежнина