Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-1205/2021
№ 2-631/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Коротченковой И.И., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Овчинниковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г., которым постановлено:
«исковые требования Овчинниковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Овчинниковой Ольгой Владимировной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Овчинниковой Ольге Владимировне с 23 января 2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Овчинниковой Ольги Владимировны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 (триста) руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Гороховой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Овчинникова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения установленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в период с 14 февраля 2008 г. по настоящее время постоянно проживает в д. Хардиково, Орловского района Орловской области, где имеет регистрацию по месту жительства с 14 июля 2010 г.
Указанная территория с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку в связи с изложенным она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, 05 августа 2020 г. ею было подано в пенсионный орган заявление о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением ответчика от 13 августа 2020 г. ей было отказано в снижении общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, поскольку период проживания в д. Хардиково, Орловского района Орловской области до 14 июля 2010 г. не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Между тем, подтверждённый период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составил 10 лет 22 дня, ввиду чего пенсионным органом было установлено право Овчинниковой О.В. на снижении общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Не согласившись с позицией пенсионного органа, полагая, что для применения льготы необходимо учитывать факт проживания, а не только регистрации в указанной зоне, истец просила суд: признать незаконным решение ответчика, назначить досрочную пенсию с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года - с 24 января 2021 г. в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Овчинниковой О.В., так как факт её проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.
Полагает, что истец имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и назначение пенсии по достижении возраста 53 лет.
Указывает на то, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 января 2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 13 августа 2020 г. Овчинниковой О.В. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на 3 года ввиду отсутствия документальных сведений о регистрации по месту жительства в д. Хардиково Орловского района Орловской области в период до 14 июля 2010 г.
Подтверждённый период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составил 10 лет 22 дня, ввиду чего пенсионным органом было подтверждено право Овчинниковой О.В. на снижении общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в д. Хардиково она проживала без регистрации с 14 февраля 2008 г. по 14 июля 2010 г., а с 14 июля 2010 г. по настоящее время имеет регистрацию места жительства по адресу: Орловская обл., Орловский р-н, д. Хардиково, <адрес>. и проживает там.
Разрешая заявленные требования и, удовлетворяя их, судом установлено, что Овчинникова О.В., несмотря на отсутствие у нее регистрации по месту жительства в спорный период, в действительности в указанный период постоянно проживала по вышеуказанному адресу.
Проверяя доводы истца, суд установил, что 22 июля 1999 г. Овчинникова (ФИО14 до брака) О.В. заключила брак с Овчинниковым С.В., в котором 26 апреля 2000 г. родился сын - ФИО7 (л. д. 10-15, 41-42).
30 сентября 2006 г. Овчинникову С.В. Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Главного финансово-экономического управления при Минобороны РФ был выдан государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, на основании которого супруг истца в 2007 г. приобрел земельный участок общей площадью 916 кв.м в д. Хардиково Орловского района Орловской области, где в тот же год начал строительство жилого дома (л. д. 8-9, 23, 34-35, 38-40, 44-52).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 июня 2010 г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 02 июля 2007 г., кадастрового паспорта от 20 апреля 2010 г. Овчинников С.В. зарегистрировал право собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Хардиково Орловского района Орловской области (л. д. 9).
Как следует из содержания кадастрового паспорта указанного жилого дома (л. д. 36-37), год постройки дома - 2008.
14 июля 2010 г. Овчинникова О.В. и ее супруг зарегистрировали свое место жительства по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 10-15).
Материалами дела подтверждается, что в период с 01 сентября 2007 г. по 28 мая 2011 г. сын истца обучался в МБОУ «Лепёшкинская начальная образовательная школа» Орловского района Орловской области, проживал совместно с родителями в д. Хардиково Орловского района Орловской области (л. д. 16-19, 56-61).
Овчинников С.В. с 19 августа 2008 г. по настоящее время является сотрудником Орловского филиала ООО «Сельта», расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 20).
Факт проживания истца в спорный период в д. Хардиково совместно с семьей был подтвержден показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей ФИО9 и ФИО10, а также нашел свое отражение в похозяйственных книгах Платоновского сельского поселения за период с 2008 г. по 2012 г. (л. д. 21-22, 56-57, 72-74).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, оценив имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания Овчинниковой О.В. по вышеуказанному адресу с 2008 г., суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы пенсионного органа, с учетом признанного пенсионным органом за истцом права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, признав за ней право на назначение досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта проживания Овчинниковой О.В. в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, которыми бесспорно подтверждается, что последняя в данный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 января 2021 г.
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Принимая во внимание, что право на получение пенсии у Овсянниковой О.В. возникло с момента достижения ею 52 лет (<дата>), в пенсионный орган она обратилась 05 августа 2020 г., то суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с 23 января 2021 г., то есть со дня возникновения такого права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст. 330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. Дело № 33-1205/2021
№ 2-631/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Коротченковой И.И., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Овчинниковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г., которым постановлено:
«исковые требования Овчинниковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Овчинниковой Ольгой Владимировной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Овчинниковой Ольге Владимировне с 23 января 2021 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Овчинниковой Ольги Владимировны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 (триста) руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Гороховой Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Овчинникова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения установленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в период с 14 февраля 2008 г. по настоящее время постоянно проживает в д. Хардиково, Орловского района Орловской области, где имеет регистрацию по месту жительства с 14 июля 2010 г.
Указанная территория с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку в связи с изложенным она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, 05 августа 2020 г. ею было подано в пенсионный орган заявление о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако решением ответчика от 13 августа 2020 г. ей было отказано в снижении общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, поскольку период проживания в д. Хардиково, Орловского района Орловской области до 14 июля 2010 г. не подтвержден регистрацией по месту жительства.
Между тем, подтверждённый период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составил 10 лет 22 дня, ввиду чего пенсионным органом было установлено право Овчинниковой О.В. на снижении общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Не согласившись с позицией пенсионного органа, полагая, что для применения льготы необходимо учитывать факт проживания, а не только регистрации в указанной зоне, истец просила суд: признать незаконным решение ответчика, назначить досрочную пенсию с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года - с 24 января 2021 г. в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Овчинниковой О.В., так как факт её проживания на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.
Полагает, что истец имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и назначение пенсии по достижении возраста 53 лет.
Указывает на то, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 января 2021 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 13 августа 2020 г. Овчинниковой О.В. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости с уменьшением возраста на 3 года ввиду отсутствия документальных сведений о регистрации по месту жительства в д. Хардиково Орловского района Орловской области в период до 14 июля 2010 г.
Подтверждённый период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составил 10 лет 22 дня, ввиду чего пенсионным органом было подтверждено право Овчинниковой О.В. на снижении общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в д. Хардиково она проживала без регистрации с 14 февраля 2008 г. по 14 июля 2010 г., а с 14 июля 2010 г. по настоящее время имеет регистрацию места жительства по адресу: Орловская обл., Орловский р-н, д. Хардиково, <адрес>. и проживает там.
Разрешая заявленные требования и, удовлетворяя их, судом установлено, что Овчинникова О.В., несмотря на отсутствие у нее регистрации по месту жительства в спорный период, в действительности в указанный период постоянно проживала по вышеуказанному адресу.
Проверяя доводы истца, суд установил, что 22 июля 1999 г. Овчинникова (ФИО14 до брака) О.В. заключила брак с Овчинниковым С.В., в котором 26 апреля 2000 г. родился сын - ФИО7 (л. д. 10-15, 41-42).
30 сентября 2006 г. Овчинникову С.В. Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Главного финансово-экономического управления при Минобороны РФ был выдан государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, на основании которого супруг истца в 2007 г. приобрел земельный участок общей площадью 916 кв.м в д. Хардиково Орловского района Орловской области, где в тот же год начал строительство жилого дома (л. д. 8-9, 23, 34-35, 38-40, 44-52).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 июня 2010 г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 02 июля 2007 г., кадастрового паспорта от 20 апреля 2010 г. Овчинников С.В. зарегистрировал право собственности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Хардиково Орловского района Орловской области (л. д. 9).
Как следует из содержания кадастрового паспорта указанного жилого дома (л. д. 36-37), год постройки дома - 2008.
14 июля 2010 г. Овчинникова О.В. и ее супруг зарегистрировали свое место жительства по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 10-15).
Материалами дела подтверждается, что в период с 01 сентября 2007 г. по 28 мая 2011 г. сын истца обучался в МБОУ «Лепёшкинская начальная образовательная школа» Орловского района Орловской области, проживал совместно с родителями в д. Хардиково Орловского района Орловской области (л. д. 16-19, 56-61).
Овчинников С.В. с 19 августа 2008 г. по настоящее время является сотрудником Орловского филиала ООО «Сельта», расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Хардиково, <адрес> (л. д. 20).
Факт проживания истца в спорный период в д. Хардиково совместно с семьей был подтвержден показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей ФИО9 и ФИО10, а также нашел свое отражение в похозяйственных книгах Платоновского сельского поселения за период с 2008 г. по 2012 г. (л. д. 21-22, 56-57, 72-74).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что д. Хардиково Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, оценив имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания Овчинниковой О.В. по вышеуказанному адресу с 2008 г., суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы пенсионного органа, с учетом признанного пенсионным органом за истцом права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, признав за ней право на назначение досрочной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта проживания Овчинниковой О.В. в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, которыми бесспорно подтверждается, что последняя в данный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 января 2021 г.
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Принимая во внимание, что право на получение пенсии у Овсянниковой О.В. возникло с момента достижения ею 52 лет (<дата>), в пенсионный орган она обратилась 05 августа 2020 г., то суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с 23 января 2021 г., то есть со дня возникновения такого права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст. 330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи