Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2013 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Володиной Л.А.,
при секретаре Петренковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малова В.Г. к Муниципальному унитарному предприятию "Сервис-К", Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде", администрации г.Димитровграда о понуждении к проведению эксгумации останков и направлению на генно-молекулярное исследование,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Малов В.Г. обратился в суд с данным иском. В обоснование исковых требований он указал, что в результате противозаконных действий работников дома-интерната для престарелых и инвалидов г.Димитровграда, а также ООО "Сервис-К" при захоронении его матери **, умершей в доме для инвалидов и престарелых г.Димитровграда в *году, не было произведено должных записей о месте и ряде захоронения его матери, в журналах не было указано имя его матери. Эти обстоятельства подтверждаются письмом уполномоченного по правам человека по Ульяновской области, который проводил проверку указанных обстоятельств.
Должностными лицами дома-интерната для престарелых даны противоречивые сведения о месте захоронения его матери, эти сведения даны лишь через 17 лет после похорон, а ранее они утверждали, что сведениями о месте захоронения не располагают.
Просил обязать муниципальные власти произвести эксгумацию останков его матери **, * года рождения, за счет муниципальных властей г.Димитровграда, извлеченные останки направить на независимое генно-молекулярное исследование во избежание влияния на ход исследования.
В судебном заседании истец Малов В.Г. исковые требования поддержал, уточнив, что он просил обязать муниципальные власти и остальных ответчиков произвести эксгумацию останков, захороненных в захоронении, расположенном в * квартале ряд * место * городского кладбища г.Димитровграда в пос.Дачном, так как именно это место захоронения указано в объяснительной записке заместителя директора дома-интерната для престарелых, где находилась на момент смерти его мать. Считает, что указанную эксгумацию должны производить ответчики – муниципальные власти, МУП "Сервис-К", а также дом престарелых, поскольку по вине их работников невозможно установить точное место захоронения его матери. Пояснил, что после освобождения из мест лишения свободы в * году он на кладбище не был, места захоронения матери не видел, до эксгумации останков он на место захоронения матери не пойдет. Он считает, что ответ МУП "Сервис-К" о месте захоронения его матери в * квартале кладбища ряд * место * не соответствует фактическому месту захоронения, место захоронения его матери необходимо установить путем эксгумации останков из всех указанных ему мест захоронения матери и проведения генно-молекулярного исследования указанных останков.
Также он не обращался ни к одному из ответчиков, в том числе в МУП "Сервис-К" с заявлением о производстве эксгумации останков его матери, считает, что это должны делать органы, допустившие путаницу с местом захоронения его матери.
Просил удовлетворить его иск в полном объеме.
Представитель ответчика МУП "Сервис-К" в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на иск против его удовлетворения возражал, указав, что данное муниципальное учреждение было создано по постановлению Главы г.Димитровграда от * года, его учредителем является Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда.
МУП "Сервис-К" не является правопреемником организаций, оказывавших услуги по погребению умерших в 90-х годах, книги регистрации захоронений в указанное время не вел.
Захоронение Маловой А.С. было произведено в * году, сведения о месте ее захоронения ответчиком по запросам различных органов предоставлялись на основании книги регистрации захоронений *года.
Противозаконных действий должностными лицами их организации допущено в связи с захоронением ** не было, а потому просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде" Сергеева А.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что действительно, с * года в доме-интернате проживала **, *года рождения. * года она умерла. Дом-интернат лишь организовал захоронение **, поскольку никаких родственников на момент ее смерти не имелось Само захоронение производилось специализированной организацией – Комбинатом коммунальных предприятий г.Димитровграда, в настоящее время указанной организации не существует. Все данные о месте захоронения имеются лишь у организации, осуществляющей захоронение – в настоящее время у МУП "Сервис-К". Все сведения, которыми располагает дом-интернат, получены от указанных учреждений. Ее заместитель также могла дать ответ о месте захоронения матери истца только на основании данных МУП "Сервис-К". После обращений истца, а также представителей администрации г.Димитровграда при выезде на кладбище был обнаружен знак, отмечавший место захоронения, на котором имелась старая табличка с именем матери истца. На этом месте за счет средств Дома-интерната был установлен обновленный памятный знак – деревянная пирамида с надписью о том, что на указанном месте захоронена **, с датами ее рождения и смерти. Это место захоронения было указано работниками кладбища, оно расположено в * квартале, ряд * место *, иных данных о месте захоронения у дома-интерната нет. Просила в удовлетворении иска Малова В.Г. отказать.
Представитель ответчика – Администрации г.Димитровграда – в судебное заседание также не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на иск исковые требования не признал, указав, что эксгумация останков может проводиться только в рамках производства по уголовному делу по постановлению следователя или решению суда, а также в случае перезахоронения останков.
** была похоронена на кладбище г.Димитровграда после ее смерти в доме-интернате для престарелых. Истец в похоронах не участвовал, находился в местах лишения свободы. Ему неизвестно, какая организация занималась похоронами **.
Истец не указывает, для чего ему необходима эксгумация останков матери, намерений ее перезахоронить он не высказывал, наличия оснований для ее перезахоронения не имеется.
Истцу было сообщено о месте захоронения **, других мест захоронения ** по записям журнала регистрации захоронений не имеется, а потому отсутствуют основания для эксгумации останков из других могил.
Истец не использовал установленный порядок проведения эксгумации, который истец не использовал, так как не обращался в администрацию кладбища за разрешением на эксгумацию.
Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из копии свидетельства о рождении (л.д.41), копии свидетельства о смерти (л.д.40), копии решения Димитровградского городского суда от * года (л.д.18-24) следует, что Малов В.Г. является сном **, умершей * года в *.
Из пояснений участников процесса, а также вышеприведенного решения суда усматривается, что ** была похоронена на кладбище г.Димитровграда, организация ее похорон была осуществлена Домом-интернатом для престарелых и инвалидов, где на момент смерти проживала **, ответчик Малов В.Г. участия в ее похоронах не принимал, поскольку находился в местах лишения свободы.
Из содержания ответа МУП "Сервис-К" администрации ГУСО "Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде от *года (л.д.12), содержания вышеприведенного решения Димитровградского городского суда следует, что местом захоронения **, умершей * года, является городское кладбище, пос.Дачный г.Димитровграда квартал *, ряд * место *, другими данными о месте захоронения указанного лица МУП "Сервис-К" не располагает.
Истец Малов В.Г. не представил суду доказательств того, что местом захоронения его матери является * квартал * ряд место * на том же кладбище.
Его ссылка на копию объяснения * от * года о месте захоронения его матери в * квартале кладбища, не может быть принята судом в качестве действительного места захоронения его матери, поскольку никакими иными документами, представленными суду, не подтверждается, сама * в объяснении не указывает источника сведений о месте захоронения, произведенного за * лет до ее опроса.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что мать истца Малова В.Г. захоронена в квартире * ряду * на месте * городского кладбища, оснований для эксгумации покоящихся в указанном месте останков по заявлению истца не имеется.
Более того, в соответствии с п.3.13 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. При этом действующим законодательством предусмотрены следующие случаи эксгумации и перезахоронения трупов – при производстве по уголовному делу в случае необходимости извлечения трупа из места захоронения; при необходимости перезахоронения останков погибших воинов при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений по решению органа местного самоуправления. Другие случаи эксгумации законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В пояснениях по иску истец ссылался на то, что в книге учета захоронений за ** годы имеются исправления в указании места захоронения его матери, а потому ответчики обязаны за свой счет осуществить эксгумацию и генно-молекулярное исследование останков лиц, захороненных в трех возможных местах, для установления точного места захоронения его матери. Эта позиция истца на требованиях закона не основана, а потому его требования о понуждении ответчиков к производству эксгумации останков лица, захороненного на Димитровградском городском кладбище квартал *, ряд * место * удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Малова В.Г. к Муниципальному унитарному предприятию "Сервис-К", Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания "Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г.Димитровграде", администрации г.Димитровграда о понуждении к проведению эксгумации останков и направлению на генно-молекулярное исследование отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме – 21 января 2012 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.
Судья Володина Л.А.
Решение вступило в законную силу 26.03.2013г.