Решение по делу № 2-2402/2020 ~ М-2478/2020 от 25.09.2020

Дело № 2-2402/2020

УИД 59RS0011-01-2020-004719-50

                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Березники 18 декабря 2020 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Халявиной Ю.А.,

при секретаре Бадиной Т.В.,

с участием заместителя Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Дейнеса В.М.,

представителя ответчика АО «Березниковский содовый завод» - Поповой В.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2020,

представителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора – Ивановой В.Д., действующей на основании удостоверения,

представителя третьего лица администрации г. Березники - Шишкина Р.Н., действующего на основании доверенности от 23.12.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о взыскании материального ущерба,

установил:

с учетом уточненных исковых требований истец Березниковский природоохранный прокурор, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к АО «Березниковский содовый завод» о взыскании материального ущерба. Исковые требования мотивированы тем, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой обнаружено превышение загрязняющих веществ в реке Каме, что повлекло загрязнение водного объекта и почвы в результате производственной деятельности промышленных предприятий города. В период времени с 08.07.2020 по 14.07.2020 Западно-Уральской прокуратурой совместно со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено обследование территории, примыкающей к щламонакопителю АО «Березниковский содовый завод». АО «Березниковский содовый завод» эксплуатирует шламонакопитель , находящийся в собственности АО «БСЗ» (свидетельство о государственной регистрации нрава от 28.04.2003) и расположенный на земельном участке с кадастровым номером северо-западнее промплощадки АО «БСЗ» общей площадью ....., также принадлежащем на праве собственности АО «БСЗ» (свидетельство о регистрации права от 07.04.2006). Шламонакопитель является гидротехническим сооружением и предназначен для приема шламовых стоков содового производства и складирования шлама путем осаждения взвешенных частиц и осветления жидкой фазы промышленных стоков АО «БСЗ». Шламонакопитель цеха кальцинированной соды АО «БСЗ» введен в постоянную эксплуатацию в январе 1972 года на основании Акта Госкомиссии от ...... В комплекс сооружений шламонакопителя АО «БСЗ» входят гидротехнические сооружения: ограждающая дамба, состоящая из четырех участков, шламопроводы, сифонный водосброс. Шламонакопитель поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (), 2 категории, подлежащего федеральному уровню надзора. Указанный шламонакопитель внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером (приказ о включении в ГРОРО от .....). Местом расположения шламонакопителя является водоохранная зона Камского водохранилища и реки Толыч. В ходе осмотра территории, прилегающей к восточной стороне шламонакопителя , обнаружены изливы из-под дамбы гидротехнического сооружения. Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ..... при проведении проверки гидротехнического сооружения зафиксированы высачивания фильтрационной воды на низовой откос восточной и северной дамбы шламонакопителя . Таким образом, при проведении прокурорской проверки установлено, что сточные воды из шламонакопителя разливаются по пойменной террасе, тем самым загрязняя почву. Площадь загрязненного участка составила ..... м2. Тем самым АО «Березниковский содовый завод» нарушило действующее законодательство, допущен сброс неизвестной жидкости на рельеф местности в районе восточной дамбы шламонакопителя , что повлекло загрязнение почвы. При исследовании проб почвы установлено, что на указанном выше земельном участке концентрация натрия, кальция и хлорид-иона значительно превышает фоновые показатели. Так, в соответствии с заключением от ..... по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ..... отобраны пробы почвы в районе восточной дамбы шламонакопителя в трёх точках с одновременным отбором фоновых проб: в точке 1 концентрация натрия составила 414 мг/кг (фон - 60 мг/кг, превышение в 6,9 раз), кальция - 1950 мг/кг (фон - 900 мг/кг, превышение в 2,2 раза), хлорид-иона - 9040 мг/кг (фон - 3829, превышение в 2,4 раза); в точке 2 концентрация натрия составила 607 мг/кг (фон - 215 мг/кг, превышение в 2,8 раз), кальция - более 2000 мг/кг (фон - 1700 мг/кг, превышение более 1,2 раза), хлорид-иона - 20916 мг/кг, (фон - 7976 мг/кг, превышение 2,6 раз); в точке 3 концентрация натрия составила 794 мг/кг (фон - менее 23 мг/кг, превышение в 34,5 раз); кальция - более 2000 мг/кг (фон - 100 мг/кг, превышение более 20 -раз); хлорид-иона - 25524 мг/кг (фон - 89 мг/кг, превышение в 287 раз). В соответствии с расчетом, произведенным Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, размер вреда, причиненного почвам как компоненту окружающей среды, составил 1 841 688 руб.    

Расчет вреда, причинённый почве, выполнен специалистами Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ..... . Согласно расчетам суммарный размер вреда в стоимостной форме при химическом загрязнении почвы натрием, кальцием, калием, хлорид-ионом составил ..... рублей. Данный вред причинен природной среде в результате действий юридического лица - Акционерного общества «Березниковский содовый завод», которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - порча земель. Постановлением Березниковского межрайонного природоохранного прокурора от ..... в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от ..... -Ю АО «Березниковский содовый завод» признано виновным в совершении данного административного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме ..... руб. Со ссылкой на нормы права, просит взыскать с АО «Березниковский содовый завод» в доход государства вред, причиненный почве, в размере 1 841 688,00 руб.

Заместитель Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Дейнеса В.М. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика АО «Березниковский содовый завод» - Попова В.А., действующая на основании доверенности от 01.01.2020, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным, в отзыве на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.

Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора – Иванова В.Д., действующая на основании удостоверения, исковое заявление поддержала.

Представитель третьего лица администрации г. Березники - Шишкин Р.Н., действующий на основании доверенности от 23.12.2019 в судебном заседании исковые требования поддержал, полагал, что вина ответчика установлена, в связи с чем, исковые требования законны и обоснованы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что АО «Березниковский содовый завод» на праве собственности принадлежит шламонакопитель , общей площадью ..... кв.м., находящийся в г. Березники в районе АО «БСЗ» и земельный участок, занимаемый шламонакопителем, общей площадью ..... кв.м. (л.д. 11-12 том ).

    На основании решения и.о. Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от 09.07.2020 (л.д.9), Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлен факт превышения загрязняющих веществ, в том числе хлоридов, в реке Кама. 16.07.2020 Березниковским межрайонным природоохранным прокурором вынесено решение о расширении предмета проверки от 16.07.2020 ( л.д.10)

Установлено, что АО «Березниковский содовый завод» при осуществлении производственной деятельности эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. В ходе натурного осмотра, произведенного 09.07.2020, зафиксировано наличие шлама на рельефе местности в районе железнодорожного переезда между производственной площадкой АО «Березниковский содовый завод» и шламонакопителя, эксплуатируемого АО «Березниковский содовый завод». В ходе осмотра земельного участка, расположенного с восточной стороны шламонакопителя АО «Березниковский содовый завод», обнаружен выход неизвестной жидкости на рельеф местности в районе дамбы шламонакопителя. ( л.д.17-18 том1)

В период времени с 08.07.2020 по 14.07.202 специалистами Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора и филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено обследование территории, примыкающей к шламонакопителю АО «Березниковский содовый завод».

АО «Березниковский содовый завод» эксплуатирует шламонакопитель , северо-западнее промплощадки АО «БСЗ» общей площадью ..... м2. Шламонакопитель является гидротехническим сооружением и предназначен для приема шламовых стоков содового производства и складирования шлама путем осаждения взвешенных частиц и осветления жидкой фазы промышленных стоков АО «БСЗ». Шламонакопитель цеха кальцинированной соды АО «БСЗ» введен в постоянную эксплуатацию в январе 1972 года на основании Акта Госкомиссии от ...... В комплекс сооружений шламонакопителя АО «БСЗ» входят гидротехнические сооружения: ограждающая дамба, состоящая из четырех участков, шламопроводы, сифонный водосброс. Шламонакопитель поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (), 2 категории, подлежащего федеральному уровню надзора. Указанный шламонакопитель внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером (приказ о включении в ГРОРО от .....). Местом расположения шламонакопителя является водоохранная зона Камского водохранилища и реки Толыч.

    В ходе осмотра шламонакопителя сотрудниками Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора зафиксирован факт попадания сточных вод с шламонакопителя на почву и далее в водный объект – ....., что подтверждается фототаблицей по результатам осмотра территории от ...... ( л.д.15-17 том 1)

Согласно акту Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 31.07.2020 при проведении проверки гидротехнического сооружения зафиксированы высачивания фильтрационной воды на низовой откос восточной и северной дамбы шламонакопителя . ( л.д. 23-44 том 1)

Таким образом, при проведении прокурорской проверки установлено, что сточные воды из шламонакопителя разливаются по пойменной террасе, тем самым загрязняя почву. Площадь загрязненного участка составила 497,88 м2, что зафиксировано в акте обследования территории от ......

В соответствии с заключением от 20.07.2020 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 10.07.2020 отобраны пробы почвы в районе восточной дамбы шламонакопителя в трёх точках с одновременным отбором фоновых проб, установлено:

- в точке 1 концентрация натрия составила 414 мг/кг (фон - 60 мг/кг,

превышение в 6,9 раз), кальция - 1950 мг/кг (фон - 900 мг/кг, превышение в 2,2 раза), хлорид-иона - 9040 мг/кг (фон - 3829, превышение в 2,4 раза).

- в точке 2 концентрация натрия составила 607 мг/кг (фон - 215 мг/кг,

превышение в 2,8 раз), кальция - более 2000 мг/кг (фон - 1700 мг/кг, превышение более 1,2 раза), хлорид-иона - 20916 мг/кг, (фон - 7976 мг/кг, превышение 2,6 раз).

- в точке 3 концентрация натрия составила 794 мг/кг (фон - менее 23 мг/кг, превышение в 34,5 раз); кальция - более 2000 мг/кг (фон - 100 мг/кг, превышение более 20 -раз); хлорид-иона - 25524 мг/кг (фон - 89 мг/кг, превышение в 287 раз).( л.д.77-86 том 1).

     Указанные нарушения нашли отражение в Справке помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой Е.Н. от 04.08.2020 ( л.д.150-153 том 1)

По результатам проверки в адрес АО «БСЗ» начальником межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными, взрывопожароопасными и химическими объектами Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору Князевым П.В. вынесено Предписание от 31.07.2020, которым АО «БСЗ» обязали устранить выявленные при внеплановой выездной проверке нарушения обязательных требований в установленные сроки. ( л.д.45-53 том 1)

Березниковским межрайонным природоохранным прокурором Жигайловым А.А. в адрес АО «БСЗ» вынесено представление. (л.д. 54-57 том 1)

Во исполнение указанных документов, АО «БСЗ» приняло ряд мер, направленных на устранение нарушений требований природоохранного законодательства. ( л.д. 58-143 том1)

Постановлением Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 06.08.2020 АО «БСЗ» по факту уничтожения плодородного слоя земли признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, АО «БСЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере ..... руб. (л.д.62-67 том 1).

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 09.10.2020 постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.В. Столбова от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Березниковский содовый завод» оставлено без изменения, жалоба директора АО «Березниковский содовый завод» Шамсутдинова Н.Р. – без удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2020 заявление АО «БСЗ» о признании незаконным и отмене Постанолвения о назначении административного наказания от 06.08.2020 , возвращено. ( л.д. 168-173 том 1)

Постановлением Западно - Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 06.08.2020 АО «БСЗ» по факту нарушения охраны водных объектов, признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ, АО «БСЗ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере ..... руб. (л.д.154-159 том 1).

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 09.10.2020 постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.В. Столбова от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Березниковский содовый завод» оставлено без изменения, жалоба директора АО «Березниковский содовый завод» Шамсутдинова Н.Р. – без удовлетворения.

15.10.2020 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен Акт проверки юридического лица АО «БСЗ», в адрес организации вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе относительно откосов и дренажных колодцев северной и восточной дамбы в районе шламонакопителя . (л.д.206- 249 том1, л.д.1-12 том2)

    Согласно Справки старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шакирова И.Э. от 30.11.2020 при отборе проб почвы в водоохранной зоне ..... в северной части шламохранилища АО «БСЗ» в 40 метрах, а также в 100 метрах от шламохранилища в сторону ....., обнаружено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновой пробой по кальцию, натрию, хлорид-иону, что свидетельствует о химическом загрязнении почвы- уничтожении плодородного слоя.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При этом, в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закон об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, - чрезвычайными ситуациями природного- и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных(вредных)воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергших деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствие с их целевым назначением и принадлежностью к "той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 5).

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 1 статьи 27 Закона Пермского края от 03.09.2009 № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края» предусмотрен запрет на сброс сточных вод на рельеф местности.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).

Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238, данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).

По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко", окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.

Судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства АО «БСЗ» допущен сброс неизвестной жидкости на рельеф местности в районе восточной дамбы шламонапителя , что повлекло загрязнение почвы. Доказательств иного суду не представлено.

Согласно расчету Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, размер вреда, причиненного почвам как компоненту окружающей среды, составил ..... руб.    , исходя из площади загрязненного участка в размере ..... кв.м., который указан в Акте обследования от 10.07.2020.

Довод стороны ответчика о том, что гидротехническое сооружение – шламонакопитель , не является опасным производственным объектом, опровергается в том числе, материалами административных дел, где установлено обстоятельство того, что согласно разрешению от 01.11.2017 на эксплуатацию гидротехническое сооружение шламонакопитель отнесен к III классу. Разрешение выдано на основании декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденной и зарегистрированной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.10.2017.

Довод стороны ответчика о иной площади земельного участка, подвергшегося загрязнению, какими-либо доказательствами не подтвержден, равно как не представлен иной расчет размера ущерба.

Довод стороны ответчика, со ссылкой на заключение эксперта от 10.07.2020, составленного Отделом экспертиз Верхнекамской торгово-промышленной палаты, по заказу АО «БСЗ» о том, что на дату осмотра 10.07.2020 имеется течь жидкости в месте выхода трубы из колодца трубопровода транспортировки рассола, расположенного в районе ж.д. путей на ст. Заячья горка, принадлежащего Филиалу «АЗОТ» АО ОХК «УРАЛХИМ» г. Березники, суд отвергает, поскольку данное обстоятельство не может служить достаточным доказательством отсутствия вины АО «БСЗ» в причинении вреда почве.

Довод стороны ответчика о возможном снижении размера причиненного ущерба в связи с осуществлением АО «БСЗ» работ по устранению загрязнения почвы, в том числе: отсыпка щебнем, расчистка площадок от кустарника, засыпка ям и т.д., в подтверждение чего представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат от 07.08.2020 в сумме ..... руб. с учетом НДС и договор подряда благоустройства восточной дамбы от ....., судом отвергается как несостоятельный, поскольку стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств реального несения данных расходов (платежные документы отсутствуют), а отсыпка почвы щебнем и освобождение от мусора и отходов в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

При этом, частичное устранение допущенных нарушений путем вывоза с земельного участка отходов производства и отсыпки щебнем не свидетельствует о восстановлении нарушенного состояния почвы как объекта окружающей среды, равным образом, как и уплата денежной суммы в счет возмещения вреда окружающей среде не освобождала бы нарушителя от обязанности убрать отходы производства с принадлежащего ему земельного участка.

Довод стороны ответчика об отсутствии на почве загрязняющих веществ, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-Р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» судом также во внимание не принимается, поскольку в данном распоряжении указаны, в числе прочих, сложные химические соединения, загрязняющие почву, тогда как пробы специалистами ЦЛАТИ по Пермскому краю отбирались и фиксировались в протоколах по простым химическим соединениям.

Размер вреда, причиненного окружающей среде, по настоящему делу рассчитан в соответствии с пунктом 9 Методики в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, которым была установлена формула исчисления в стоимостной форме размера возмещения вреда в результате несанкционированного сброса отходов производства.

По мнению суда, факт правонарушения и причинения вреда почве путем сброса отходов производства АО «БСЗ» установлен, равно как и все необходимые для расчета размера возмещения параметры, включая площадь размещения отходов производства и т.д.

Таким образом, оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        решил:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Березниковский содовый завод» о взыскании материального ущерба, - удовлетворить.

Взыскать с акционерного общества «Березниковский содовый завод» в доход бюджета муниципального образования «город Березники» сумму вреда, причиненного почве, в размере 1841688,00 руб. (Один миллион восемьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят восемь рублей 00 коп.)

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: Судья              Халявина Ю.А.

Решение суда в окончательной

форме принято 23.12.2020.

2-2402/2020 ~ М-2478/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Березниковский содовый завод"
Другие
Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Администарция г. Березники
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Халявина Ю.А.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.12.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.08.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее