Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2015 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М. Г.,
при секретаре Железном А. К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-191/15 по заявлению Прокопьева Вадима Ивановича об оспаривании бездействия Министерства экологии и природопользования Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, исправлении кадастровой ошибки
у с т а н о в и л:
Прокопьев В.И. обратился в суд с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:488, площадью 17 941 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «размещение производственных и административных зданий и сооружений по производству пенополиуретановой изоляции», расположенного в Ногинском районе Московской области
По утверждению заявителя, при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Московской области, результаты которой были утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ, принадлежащий ему земельный участок ошибочно был отнесен к иному виду разрешенного использования, что повлекло неправильное, в большем чем следовало размере, определение кадастровой стоимости земельного участка (45 675 453,67 рублей вместо 23 997 881,60 рублей). Данная кадастровая ошибка, указывает заявитель, влечет увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, и, соответственно, нарушает его (Прокопьева В.И.) права налогоплательщика.
Заявитель также указывает, что решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области наличие указанной кадастровой ошибки было признано, однако до конца исправление данной ошибки не было доведено Министерством экологии и природопользования и Министерством имущественных отношений Московской области.
При очередной государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Московской области, результаты которой утверждены распоряжением Минэкологии Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ его (заявителя) участок уже был отнесен к правильному виду разрешенного использования
Прокопьев В.И., неоднократно уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, просит суд признать незаконным бездействие Министерства экологии и природопользования Московской области Московской области, а также Министерства имущественных отношений Московской области, выразившихся в непринятии мер по исправлению кадастровой ошибки, исправить кадастровую ошибку - признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 45 675 453,76 рублей и ее удельном показателе в размере 2 545,87 рублей, утвержденных распоряжением Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ и внести изменения в данные сведения в соответствии с решением филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области № 6463 от 20 ноября 2011 года, указав кадастровую стоимость земельного участка в размере 23 997881,60 рублей и ее удельный показатель - 1337,60 рублей (л.д. 109).
В судебном заседании представитель заявителя - Прокопьева В.В. поддержала требования своего доверителя.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области - Кузнецов С.П. и Министерства экологии и природопользования Московской области - Петрович И.В. требования заявителя не признали ссылаясь на невозможность внесения изменений в недействующий нормативный правовой акт - Распоряжение Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ, утративший силу в связи с принятием распоряжения Минэкологии Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ. Кроме того, представители полагают, что внесение изменений в архивные сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка также невозможно. Помимо этого представитель Минэкологии Московской области указывает, что все полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1054/54 переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Представители Управления Росреестра по Московской области - Погонялина А.Н. и филиала ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области - Толкачев Д.Г. не выразили своего мнения по существу заявленных требований, оставляя их разрешение на усмотрение суда.
ИФНС России по г. Ногинску Московской области и бывшие собственники земельного участка – Магин Б.Е. и Пахомова Н.В., привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От Магина Б.Е. и Пахомовой Н.В. в суд поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения требований Прокопьева В.И. не возражают.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Учитывая, что рассматриваемые судом правоотношения относятся к сфере публичных правоотношений, суд рассматривает заявление Прокопьева В.И. в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 23 ГПК РФ).
Согласно п. 1, 5, ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) а арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровой ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Судом установлено, что заявитель является собственником целого земельного участка с кадастровым номером 50:160602003:488 площадью 17 941 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «размещение производственных и административных зданий и сооружений по производству пенополиуретановой изоляции», расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поселение Старая Купавна, г. Старая Купавна, ул. Дорожная, 8. С 6 августа 2012 года до 18 апреля 2013 года Прокопьеву В.И. принадлежало 49/100 долей указанного земельного участка. До 6 августа 2012 года собственником 49/100 долей земельного участка являлся Магин Б.Е., а до 18 апреля 2013 года собственницей 51/100 долей – Пахомова Н.В.
Как следует из материалов дела, в 2010 году на территории Московской области проводилась государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Московской области, формировался по состоянию на 1 января 2010 года. Земельный участок с кадастровым номером 50:160602003:488 вошел в указанный перечень.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Московской области были выполнены ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» (в настоящее время ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ») в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» (далее - Распоряжение № 236-РМ). Кадастровая стоимость земельного участка согласно данному распоряжению составила 45 675 453, 67, удельный показатель кадастровой стоимости - 2 545,87 за 1 кв.м. Данные сведения о кадастровой стоимости земельного участка 25 ноября 2011 года были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судом также установлено, что в ходе проведения работ по государственной оценке земель населенных пунктов Московской области земельный участок заявителя исполнителем работ ошибочно был отнесен к виду разрешенного использования, указанному в п. 1.2.7 названных Методических указаний - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религий). В то время как земельный участок должен был быть отнесен к виду разрешенного использования, предусмотренного п. 1.2.9 Методических указаний – «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». Ошибочное отнесение исполнителем работ земельного участка к иному виду разрешенного использования повлекло и неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной распоряжением № 236-РМ, поскольку при отнесении участка к тому виду разрешенного использования к которому он относится на самом деле, его кадастровая стоимость составила бы 23 997 881,60 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 1 337,60 рублей за 1 кв.м.
В 2013 году на территории Московской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, формировался по состоянию на 1 января 2013 года, и земельный участок заявителя также был включен в данный перечень. Результаты указанной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ. В данном случае земельный участок заявителя для целей определения кадастровой стоимости был правильно отнесен исполнителем работ к виду разрешенного использования, предусмотренного п. 1.2.9 Методических указаний. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с распоряжением № 566-РМ составила 40 299 433,02 рубля, о чем 9 декабря 2013 года внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. Этим же нормативным правовым актом распоряжение № 236-РМ признано утратившим силу.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка заявителя, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Минэкологии № 236-РМ, в настоящее время имеют статус «архивные» (п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации права, договорами купли-продажи доли земельного участка, кадастровым паспортом от 10 октября 2011 года, кадастровой выпиской от 30 августа 2013 года, письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 6 августа 2014 года № 15-01139/14, выписками из результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных распоряжениями № 236-РМ от 25 ноября 2011 года и от 27 ноября 2013 года № 566-РМ от 27 ноября 2013 года, решением филиала ФГБУ «Федеральная палата Росреестра» по Московской области от 20 ноября 2013 года № 6463 (л.д.7, 8-10, 11-14, 15-16, 71-74, 77-90, 92-93) и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственно кадастре недвижимости» воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой в сведениях.
Исходя из данной нормы, сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:488 содержат кадастровую ошибку.
В силу положений ст. 28 указанного Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, предусмотренном данной статьей. Суд также вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях по требованию любого лица или любого органа. В данном случае кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п.4, 5 ст. 28).
Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета в период действия распоряжения Минэкологии Московской области № 236-РМ начал процедуру исправления рассматриваемой кадастровой ошибки. 20 ноября 2013 года филиалом ФБГУ «Федеральная палата Росреестра» по Московской области было принято решение № 6463 о необходимости исправления выявленной кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Исполнителем работ - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» были подготовлены и представлены в Управление Росреестра по Московской области изменения (дополнения) в Отчете о кадастровой оценке, которые Управлением 19 февраля 2014 года были направлены на утверждение в Минэкологии Московской области.
В свою очередь, Министерство экологии и природопользования Московской области направило указанное представление Управление Росреестра по Московской области в Министерство имущественных отношений Московской области ссылаясь на передачу постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1054/54 полномочий в сфере государственной кадастровой оценки земель от данного Министерства Министерству имущественных отношений Московской области.
Сведений о том, что Министерство имущественных отношений Московской области каким-либо образом отреагировало на данное письмо суду не представлено.
Данные обстоятельства подтверждаются письмами Управления Росреестра по Московской области от 19 февраля 2014 года и Министерства экологии и природопользования Московской области без даты (л.д.98 – 101, 102).
Таким образом, процедура исправления кадастровой ошибки в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, начатая в установленном законом порядке в 2013 году, так и не была завершена, в связи с чем Прокопьев В.И. в 2014 году вынужден был обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об обоснованности требования заявителя об исправлении кадастровой ошибки в архивных сведениях в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы представителей заинтересованных лиц о невозможности внесения изменений в архивные сведения государственного кадастра недвижимости в целях исправления кадастровой ошибки, суд находит необоснованными.
В силу положений п. 7 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения (архивные сведения) сохраняются.
Учитывая, что заявитель не просит установить новую кадастровую стоимость, а просит исправить допущенную государственным органом в сведениях ГКН о кадастровой стоимости земельного участка ошибку и в данном случае у заявителя сохраняется право на применение результатов исправления ошибки для целей, установленных законодательством (п. 4 ст. 1 ГПК РФ, абз. 4 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости), суд полагает возможным исправить кадастровую ошибку посредством возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению соответствующих исправлений в архивные сведения ГКН. Размер кадастровой стоимости земельного участка, который следует органу кадастрового учета указать в архивных сведениях ГКН вместо ошибочных сведений определен в решении филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 20 ноября 2013 года № 5463 и проверен судом – 23997881,60 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1337,60 рублей.
При этом, суд отмечает, что исправленные согласно данному решению архивные сведения ГКН о величине кадастровой стоимости земельного участка используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в ГКН соответствующих сведений, содержащих кадастровую ошибку и до даты внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основания Распоряжения Минэкологии Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ.
Вместе с тем, учитывая, что после установления кадастровой ошибки Министерство экологии и природопользования Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области не имели возможности внести исправления в недействующий нормативный акт (распоряжение Минэкологии Московской области № 236-РМ), требования заявителя о признании незаконным бездействия указанных органов, суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявление Прокопьева Вадима Ивановича об оспаривании бездействия Министерства экологии и природопользования Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, исправлении кадастровой ошибки удовлетворить частично.
Признать недостоверными архивные сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602002:488, площадью 17941 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поседение Старая Купавна, г. Старая Купавна, ул. Дорожная, д. 8, в размере 45675453, 76 рублей и ее удельном показателе в размере 2545,87 рублей, определенных по состоянию на 1 января 2010 года и утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года № 236-РМ.
Возложить обязанность на филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исправить кадастровую ошибку в названных архивных сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602002:488, площадью 17941 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, городское поседение Старая Купавна, г. Старая Купавна, ул. Дорожная, д. 8, указав кадастровую стоимость данного земельного участка и ее удельный показатель в размере 23 997881,60 рублей и 1337,60 рублей соответственно
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.