дело № 2-440/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши Алнашского района
Удмуртской Республики «10» марта 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Зиновьева А.Ю.,
при секретаре Шишовой Л.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Алнашского района Удмуртской Республики Борисовой И.А.,
представителей ответчиков - администрации муниципального образования «Алнашский район» Мечина М.С., действующего на основании соответствующей доверенности, главы муниципального образования «Азаматовское» Лебедева П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики к администрации муниципального образования «Алнашский район», администрации муниципального образования «Азаматовское» о возложении обязанности проведения технической паспортизации автомобильной дороги,
у с т а н о в и л:
Прокурор Алнашского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Алнашский район», администрации муниципального образования «Азаматовское», требуя обязать в срок до дд.мм.гггг провести техническую паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью 350 м.
Исковое заявление мотивировано следующим.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007) к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В соответствии с п. 1.1 "ВСН 1-83. Ведомственные строительные нормы. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (далее по тексту - ВСН 1-83) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
В соответствии с п. 4.2.2 "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Работы по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными передвижными лабораториями, приборами и оборудованием (п. 4.2.6 ГОСТ 33388-2015).
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Проверкой установлено, что между МО «Азаматовское» и МО «Алнашский район» дд.мм.гггг заключено соглашение, которым МО «Азаматовское» переданы полномочия по обеспечению сохранности автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения, а также их строительство, реконструкция и ремонт.
Вместе с тем, технический паспорт отсутствует у автомобильной дороги по <***>, протяженностью 350 м., которая указана в перечне Выписки из реестра №*** от дд.мм.гггг.
Допущенные нарушения являются недопустимыми и влекут негативные последствия в виде нарушения законных прав и интересов неопределенного круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в части обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения, работ по их строительству, реконструкции и ремонту, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Алнашского района доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представители ответчиков с исковыми требованиями согласились, фактически иск признали.
Выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Предъявление иска прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения нарушены незаконным бездействием органов местного самоуправления, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого незаконного бездействия.
Согласно ст.39 ГПК ответчик вправе признать исковые требования.
Суд принимает признание исковых требований со стороны администрации муниципального образования «Алнашский район» и администрации муниципального образования «Азаматовское», поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом представителям ответчиков разъяснены положения ст. 173 ГПК РФ, что при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Наряду с изложенным судом учитывается, что исковые требования являются обоснованными, направленными на обеспечение безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Алнашского района Удмуртской Республики к администрации муниципального образования «Алнашский район», администрации муниципального образования «Азаматовское» о возложении обязанности проведения технической паспортизации автомобильной дороги, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Алнашский район» и администрацию муниципального образования «Азаматовское» в срок до дд.мм.гггг провести техническую паспортизацию автомобильной дороги по <***>, протяженностью 350 метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2020 года.
Председательствующий судья А.Ю. Зиновьев