Дело № 2-232/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Духовщина 07 июля 2020 года
Духовщинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего (судьи) Сергиенко И.А.,
секретаря судебного заседания Анищенковой О.В.,
с участием:
представителя истца Зенковой Н.Б.,
представителей ответчика Администрации МО
«Духовщинский район» Смоленской области Ореховой А.Ю. и Курашевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазанова В. Ю. к Департаменту Смоленской области по образованию и науке и Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области об обеспечении жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Мазанов В.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию и науке и Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области об обеспечении жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей, в обоснование иска указав, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 08.07.2008 года его мать ФИО3 лишена родительских прав. Сведений об отце он не имеет, в актовую запись о рождении сведения внесены на основании заявления матери.
Постановлением главы МО «Духовщинский район» Смоленской области от 28.07.2008 года № 368 он был признан нуждающимся в государственной защите и определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За ним закреплено право на внеочередное получение жилья, и он включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Он обучался и находился на полном государственном обеспечении в Ярцевской школе-интернате, обучение закончил в июне 2018 года. В настоящее время он нигде не зарегистрирован по месту жительства, временно проживает в <адрес> у знакомых.
До настоящего времени жильем он не обеспечен.
Согласно ответу администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области, обеспечить его жилым помещением нет возможности, так как денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам в 2019 году не были выделены.
В связи с чем, просит обязать администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области подать заявку в Департамент Смоленской области по образованию и науке для получения субвенций для приобретения и предоставления ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке перечислить Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению его, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области; обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области приобрести с момента осуществления финансирования и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области.
Истец Мазанов В.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежаще.
Представитель истца Зенкова Н.Б. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области Орехова А.Ю. и Курашева А.В. в судебном заседании удовлетворить заявленные исковые требования не возражали.
Орехова А.Ю. пояснила, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. На основании постановления Главы МО «Духовщинский район» Смоленской области от 28.07.2008 года № 368 за истцом закреплено право на внеочередное получение жилья, он включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Однако обеспечить истца требуемым жилым помещением в настоящее время не представляется возможным, поскольку Департаментом Смоленской области по образованию и науке финансирование на 2020 год не осуществлено.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке и представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в старой редакции, утратившей силу с 01.01.2013 года – ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в старой редакции, утратившей силу с 01.01.2013 года – ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее ФЗ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Аналогичную норму содержал Закон Смоленской области от 29.09.2005 N 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».
Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 15-ФЗ, настоящий ФЗ вступил в силу с 01.01.2013 года, при этом действие положений ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции настоящего ФЗ) и ЖК РФ (в редакции настоящего ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1. ЖК РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 8 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в действующей редакции) установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (ч. 3 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).
Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 года № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».
Согласно ч. 3 ст. 22 Областного Закона от 19.12.1996 года № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области» жилое помещение по договору найма предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади, которая составляет 12 кв.м. на одного человека, и не может быть менее следующих минимальных размеров (социальная норма площади жилья): 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из трех и более человек; 21 кв.м. общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из двух человек; 33 кв.м. общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 года № 114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Смоленской области от 28.05.2015 года № 59-з)» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Порядок осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями определен Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 11.03.2016 № 147), утвердившим Положение, согласно которому (пункты 2 - 6): органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями определяют в соответствии с уставом соответствующего муниципального района, городского округа Смоленской области орган, уполномоченный обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Уполномоченный орган формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), на основании заявлений о включении детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данный список, в соответствии с областным законом "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области".
Органы местного самоуправления ежегодно направляют в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот (далее - уполномоченный орган в сфере образования), списки детей-сирот для формирования единого списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.
Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.
Органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Департамент Смоленской области по образованию и науке, согласно п. 1.1, 2.11 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 года № 820.
Рассматривая дело по существу заявленных требований, с учетом установленных по делу обстоятельств и требований вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Мазанов В.Ю. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечен жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что Мазанов В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7), относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца – Мазанова Н.Н. решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 08.07.2008 года лишена родительских прав в отношении сына (л.д. 9-10).
Отец истца не известен, согласно копии справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, в записи акта о рождении Мазанова В.Ю. в графе «отец» указан ФИО7, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 8).
Постановлением Главы МО «Духовщинский район» Смоленской области от 28.07.2008 года № 368 несовершеннолетний Мазанов В.Ю. признан нуждающимся в государственной защите и определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетним закреплено право на внеочередное получение жилья, и он включен в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди (л.д. 11).
Согласно копии свидетельства об обучении от ДД.ММ.ГГГГ, Мазанов В.Ю. обучался в Смоленском областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» г. Ярцево Смоленской области и окончил его в 2018 году (л.д. 39).
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Мазанова В.Ю. на объекты недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
ДД.ММ.ГГГГ Мазанов В.Ю. обратился в администрацию МО «Духовщинский район» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Из сообщения Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Мазанов В.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в МО «Духовщинский район» Смоленской области под номером 4. Однако обеспечить Мазанова В.Ю. благоустроенным жилым помещением в 2019 году не представляется возможным, так как денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, выделены не были, при этом денежные средства расходуются в первую очередь на исполнения решений суда по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа (л.д. 13, 26).
Таким образом, установлено, что Мазанов В.Ю. имеет право на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в настоящее время его право не реализовано.
Мазанов В.Ю. как лицо, оставшееся без попечения родителей, должен быть обеспечен специализированным благоустроенным жильем в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, в целях своевременной реализации права Мазанова В.Ю. на обеспечение его жильем, суд полагает, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мазанова В. Ю. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области подать заявку в Департамент Смоленской области по образованию и науке для получения субвенций для приобретения и предоставления Мазанову В. Ю., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке перечислить Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Мазанова В. Ю., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области.
Обязать Администрацию МО «Духовщинский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить Мазанову В. Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории МО «Духовщинский район» Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Духовщинский районный суд.
Председательствующий И.А. Сергиенко