Дело №(2012год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего: судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора – помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика - главы Ромненского сельсовета ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора <адрес>, в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Ромненского сельсовета <адрес> о признании бездействия администрации Ромненского сельсовета по не регистрации прав собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета, незаконным, и о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в Ромненский районный суд с данным иском, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в ходе которой выявлены нарушения.
В обоснование заявления указано, что постановлением главы Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети территории Ромненского сельсовета на 2011-2017 годы». Данной программой предусмотрены основные мероприятия: строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети общего пользования местного значения и инженерных сооружений на них в границах района сельсовета; ремонт искусственных улично-дорожных сооружений, элементов обустройства дорог.
Общая потребность финансового обеспечения данной программы составляет 22360,7 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в сумме 21272,7 тыс.руб., средства местного бюджета 1088,0 тыс.руб.
Далее указывает, что Главой администрации Ромненского сельсовета принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня муниципальных и межмуниципальных автомобильных дорог и искусственных сооружений по Ромненскому сельсовету». Общая протяженность улично-дорожной сети на территории <адрес> составила – 21,7 км.
Ссылается, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О состоянии и развитии автомобильных дорог <адрес>» органам местного самоуправления указывалось на необходимость оформления права собственности на автомобильные дороги муниципального значения.
Прокурор полагает, что в нарушение указанных норм закона администрацией Ромненского сельсовета не зарегистрировано право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории <адрес>, в том числе: по <адрес> протяженностью 2,5 км., по <адрес> – 2,5 км., по <адрес> – 3км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 1 км., по <адрес> – 1,1 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 1,0 км., по <адрес> – 1 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,3 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,3 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес> – 0,2 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес>ёная – 0,5 км., по <адрес> – 0,2 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,3 км., пе<адрес> – 0,2 км., пе<адрес> – 0,1 км., пе<адрес> – 0,3 км.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>» указанные автомобильные дороги не входят в перечень федеральных дорог и собственностью <адрес> не являются.
Прокурор также указывает, что, не приняв меры по оформлению права собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории поселения, у администрации Ромненского сельсовета отсутствует возможность получения денежных средств из федерального и областного бюджетов на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети на территории поселения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Просит суд удовлетворить иск.
На данное исковое заявление поступил ДД.ММ.ГГГГ письменный отзыв от главы Ромненского сельсовета, в котором указано, что на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении имущества между муниципальным образованием <адрес> и сельское поселение Ромненский сельсовет подписан акт приёма-передачи ДД.ММ.ГГГГ все объекты недвижимости переданы без единого оформленного документа на них.
Мотивирует, что в первую очередь Ромненский сельсовет занялся оформлением в собственность имущества, которое участвует в обеспечении населения в границах поселения теплом, водоснабжением и водоотведением, которое необходимо передать в аренду теплоснабжающей организации для выполнения данных видов услуг для населения. За оформление данного имущества Ромненский сельсовет производит оплату услуг за оформление кадастровых паспортов земельных участков, технических паспортов, за независимую оценку движимого и недвижимого имущества, Ромненский сельсовет не имеет возможности оформить всё имущество в собственность, так как на это требуются денежные средства и время.
Также указывает, что Ромненский сельсовет уже два года принимает участие в долгосрочной целевой программе «Развитие улично-дорожной сети территории Ромненского сельсовета на 2011-2017 годы». Согласно заключенному Соглашению с Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (п.2.4. раздела2) требуется выполнить условия предоставления субсидии в бюджет муниципального образования Ромненский сельсовет на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них, одно из условий – это наличие утвержденного перечня дорог общего пользования местного значения, все условия данного Соглашения Ромненским сельсоветом выполняются, поэтому Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> предоставляются субсидии бюджету Ромненского сельсовета на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них. В Министерстве понимают, что на данное время условия по оформлению дорог в собственность поселения выполнить не могут, есть другие первоочередные проблемы, это коммунальная инфраструктура.
Таким образом полагает, что неоформленное право собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории поселения не препятствует возможности получения денежных средств из федерального и областного бюджета на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети на территории поселения.
Также заявляет, что после оформления права собственности и передачи в аренду объектов недвижимости коммунальной инфраструктуры, Ромненский сельсовет приступит к оформлению требуемой документации для регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории Ромненского сельсовета.
Считают исковое заявление прокурора района незаконным и необоснованным по вышеуказанным основаниям.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Глава администрации Ромненского сельсовета ФИО4, действующий на основании прав по должности, с заявлением не согласна, суду пояснила, что в бюджете Ромненского сельсовета на 2012 год не предусмотрены расходы на регистрацию права муниципальной собственности на автомобильные дороги. Кроме того указывает, что сельсовет осуществляет все возложенные на них функции по управлению, содержанию и обслуживанию автодорог на территории поселения. Также указывает, что часть дорог в <адрес> относится к областной собственности, их обслуживает Ромненское дорожное управление. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов граждан, так как ненадлежащее техническое состояние дорог нарушает права граждан на безопасность дорожного движения в границах муниципального образования.
Как следует из ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрации подлежат в том числе право собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №1222-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст.4 указанного ФЗ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего федерального закона.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортным средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На территории Российской Федерации автомобильные дороги создаются и используются на основе единства экономического пространства, поэтому автомобильные дороги, согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
На основании п.9 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных доро<адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень муниципальных и межмуниципальных автомобильных дорог и искусственных сооружений по Ромненскому сельсовету» согласно приложения №: <адрес>, в том числе: по <адрес> протяженностью 2,5 км., по <адрес> – 2,5 км., по <адрес> – 3км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 1 км., по <адрес> – 1,1 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 1,0 км., по <адрес> – 1 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,3 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,3 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес> – 0,2 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес>ёная – 0,5 км., по <адрес> – 0,2 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,5 км., по <адрес> – 0,4 км., по <адрес> – 0,8 км., по <адрес> – 0,3 км., пе<адрес> – 0,2 км., пе<адрес> – 0,1 км., пе<адрес> – 0,3 км.
Как следует из выписки № из реестра собственности <адрес> вышеуказанные дороги не входят в данный перечень и собственностью <адрес> не являются.
Постановлением главы Ромненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети территории Ромненского сельсовета на 2011-2017 годы». Данной программой предусмотрены основные мероприятия: строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети общего пользования местного значения и инженерных сооружений на них в границах района сельсовета; ремонт искусственных улично-дорожных сооружений, элементов обустройства дорог.
Общая потребность финансового обеспечения данной программы составляет 22360,7 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета в сумме 21272,7 тыс.руб., средства местного бюджета 1088,0 тыс.руб.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7)определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.5 данной статьи органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.
Предписание по оформлению права собственности на дороги муниципального значения главам муниципальных образований <адрес> следовало из Постановления губернатора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии и развитии автомобильных дорог <адрес>».
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, объект недвижимости – автомобильные дороги на территории <адрес> протяженностью 21,7 км, расположенные на вышеуказанным адресам, не имеет регистрации права собственности в установленном законом порядке и соответственно не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 4 ст. 6 вышеназванного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о систематическом бездействии администрации Ромненского сельсовета по непринятию мер к регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействием администрации Ромненского сельсовета нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку непринятие мер к государственной регистрации права собственности на дорогу ведет к ухудшению технического состояния данного объекта, а ненадлежащее техническое состояние в свою очередь нарушает права граждан на безопасное дорожное движение в границах муниципального образования, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ромненского сельсовета <адрес>.
Признать незаконным бездействие администрации Ромненского сельсовета по нерегистрации прав собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета.
Обязать администрацию Ромненского сельсовета <адрес> зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории сельсовета:
<адрес>: <адрес> протяженностью 2,5 км., <адрес> – 2,5 км., <адрес> – 3км., <адрес> – 0,8 км., <адрес> – 1 км., <адрес> – 1,1 км., <адрес> – 0,8 км., <адрес> – 1,0 км., <адрес> – 1 км., <адрес> – 0,8 км., <адрес> – 0,8 км., <адрес> – 0,3 км., <адрес> – 0,5 км., <адрес> – 0,3 км., <адрес> – 0,4 км., <адрес> – 0,2 км., <адрес> – 0,4 км., <адрес>ёная – 0,5 км., <адрес> – 0,2 км., <адрес> – 0,5 км., <адрес> – 0,5 км., <адрес> – 0,5 км., <адрес> – 0,4 км., <адрес> – 0,8 км., <адрес> – 0,3 км., пе<адрес> – 0,2 км., пе<адрес> – 0,1 км., пе<адрес> – 0,3 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ