№ 2-898/2013
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 мая 2013 года Железногорский городской суд Красногорского края в составе председательствующего: судьи Величко Л.Л., при секретаре Кураленко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорска Красноярского края в интересах Коновалова П.П. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права гражданина и обязании предоставить технические средства реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Железногорска обратился в суд с иском к ГУ – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) в защиту прав и законных интересов Коновалова П.П.
Прокурор просит признать незаконным и нарушающим права Коновалова П.П. бездействие ответчика по обеспечению техническими средствами реабилитации – ходунками с подмышечной опорой, креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-коляской прогулочной с ручным приводом, противопролежневой подушкой и обязать ответчика предоставить Коновалову П.П. указанные технические средства реабилитации.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Коновалов П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации имеет право на получение необходимых ему технических средств реабилитации (далее – ТСР). Ответчик является обязанным лицом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Однако, до настоящего времени ТСР Коновалову П.П. ответчиком не предоставлены.
От Коновалова П.П. и прокурора ЗАТО г. Железногорска Абдрашитова Р.В. в суд поступили заявления о частичном отказе от исковых требований в части признания бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации – противопролежневой подушкой незаконным и нарушающим права гражданина и обязании предоставить технические средства реабилитации - противопролежневую подушку и прекращении производства по делу в данной части в связи с предоставлением данного ТСР.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ от иска и производство по делу в части признания бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации – противопролежневой подушкой незаконным и нарушающим права гражданина и обязании предоставить ТСР - противопролежневую подушку было прекращено.
Прокурор ЗАТО г. Железногорска и истец Коновалов П.П., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились. В заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных суду, исковые требования в части признания бездействия ответчика по обеспечению техническими средствами реабилитации – ходунками с подмышечной опорой, креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-коляской прогулочной с ручным приводом незаконным и нарушающим права гражданина и обязании предоставить указанные ТСР поддержали и просят рассмотреть дело без их участия. Согласны на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о заявленных исковых требованиях, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, каких-либо возражений на иск и доказательств в обоснование своих возражений ответчик суду не представил.
При указанных обстоятельствах и с согласия прокурора ЗАТО г. Железногорска и Коновалова П.П. суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Проверив материалы дела, суд находит иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 этого же Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальной программой реабилитации инвалида является разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно ст. 11.1 этого же Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 03.12.2012 года № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», на Фонд в 2013 году возложена обязанность по финансовому обеспечению предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг.
Пунктом 16 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008г. №240 (в редакции от 04.09.2012 года), (далее – Правила), установлено, что финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Из подпункта «а» пункта 3 Правил следует, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение) (пункт 4 Правил).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление.
В соответствии с п. 12 Правил при необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, уполномоченный орган выдает ему, а также лицу, сопровождающему инвалида (ветерана), если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации (заключением), специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта.
Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов).
Специальный талон (именное направление) выдается инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) не более чем на 4 поездки к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и на 4 поездки в обратном направлении.
Как установлено в судебном заседании, Коновалов П.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.
Согласно индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Коновалов П.П. имеет право на получение технических средств реабилитации, в том числе, ходунков с подмышечной опорой, кресла-коляски комнатной с ручным приводом, кресла-коляски прогулочной с ручным приводом.
ДД.ММ.ГГГГ Коновалов П.П. обратился в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении его ТСР. Коновалову П.П. было выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет по обеспечению необходимыми ему техническими средствами реабилитации.
Согласно информации о гражданах, не обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленной представителем ответчика прокурору ЗАТО г. Железногорск, Коновалов П.П. не обеспечен ходунками с подмышечной опорой, креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-коляской прогулочной с ручным приводом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, ответчик не представил суду никаких возражений и доказательств предоставления Коновалову П.П. на момент судебного разбирательства необходимых ему ходунков с подмышечной опорой, кресла-коляски комнатной с ручным приводом, кресла-коляски прогулочной с ручным приводом.
Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР и ответчиком не оспаривается его право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационным мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть оказано в предоставлении ТСР по каким-либо мотивам.
Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им РФ соответствующих полномочий.
Поскольку в течение длительного периода - с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения инвалида с заявлением) и по день вынесения судом решения обязанность по обеспечению инвалида необходимыми ТСР ответчиком не исполнена, а также учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения закона, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Железногорска в интересах Коновалова П.П. удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению Коновалова П.П. техническими средствами реабилитации - ходунками с подмышечной опорой, креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-коляской прогулочной с ручным приводом незаконным и нарушающим права Коновалова П.П. .
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Коновалову П.П. технические средства реабилитации - ходунки с подмышечной опорой, кресло-коляску комнатную с ручным приводом (ширина сидения – 47 см.), кресло-коляску прогулочную с ручным приводом (ширина сидения – 47 см.) согласно индивидуальной программы реабилитации.
Разъяснить ответчику его право в семидневный срок, со дня получения копии заочного решения, обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Железногорского городского суда- Л.Л. Величко