Именем Российской Федерации 6 февраля 2013 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Гребенюк М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Администрациям Абалаковского, Верхнепашинского, Новокаргинского, Новоназимовского, Потаповского, Плотбищенского, Подгорновского, Погодаевского, Озерновского, Чалбышевского, Усть-Питского, Усть-Кемского, Шапкинского, Ярцевского сельских советов Енисейского района о возложении обязанности разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, создать на территории муниципального образования административную комиссию, определить ее персональный состав, опубликовать нормативные акты в СМИ,
установил:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее по тексту - Служба) обратилась в суд с указанным иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц, настаивая на возложении обязанности на Администрации Абалаковского, Верхнепашинского, Новокаргинского, Новоназимовского, Потаповского, Плотбищенского, Подгорновского, Погодаевского, Озерновского, Чалбышевского, Усть-Питского, Усть-Кемского, Шапкинского, Ярцевского сельских советов Енисейского района разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, создать на территории муниципального образования административную комиссию, определить ее персональный состав, опубликовать соответствующие нормативные акты в СМИ. При этом истец ссылался на отсутствие в каждом из муниципальных образований указанных нормативных актов и необходимость их принятия в целях соблюдения законодательства и прав граждан в области охраны окружающей среды.
С учетом мнения сторон гражданские дела по перечисленным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В ходе досудебной подготовки ответчиками были предоставлены сведения о создании на территории муниципальных образований административных комиссий, наличии соответствующих порядков сбора и вывоза отходов с территорий муниципальных образований.
В связи с этим истец полностью отказался от заявленных требований в отношении Администрации Ярцевского сельского совета.
Кроме того, представитель Службы Вербицкая Н.А. направила суду заявления об отказе от заявленных требований:
- в части возложения обязанности на администрации Озерновского и Шапкинского сельских советов по созданию административной комиссии, определению ее персонального состава, а также по разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
- в части возложения обязанности на администрацию Потаповского сельского совета по разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
- в части возложения обязанности на администрацию Усть-Кемского сельского совета по
созданию административной комиссии и определению ее персонального состава.
Определением суда производство по указанным требованиям прекращено.
При этом истец по прежнему настаивал:
- на возложении обязанности на администрации Озерновского и Шапкинского сельских советов по опубликованию решений об утверждении персонального состава административных комиссий,
- в части возложения обязанности на администрацию Потаповского сельского совета в части создания административной комиссии, определении ее персонального состава и опубликованию соответствующего нормативного акта,
- в части возложения обязанности на администрацию Усть-Кемского сельского совета
разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В отношении администраций остальных муниципальных образований истец настаивал на удовлетворении первоначально заявленных требований в полном объеме.
Рассмотрение исковых требований осуществлено судом в отсутствие сторон по соответствующим ходатайствам.
Исследовав материалы дел, суд приходит к следующему:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п.1.1 Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п истец является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный контроль и надзор, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления.
Согласно п.2.1 указанного Положения одной из задач Службы является обеспечение соблюдения законодательства, в том числе и в области охраны окружающей среды, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Пунктом 3.6. Положения от 01.08.2008 N 19-п предусмотрено, что в компетенцию Службы входит осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).
Таким образом, по данному делу Службой заявление подано в рамках собственных полномочий в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения каждого из муниципальных образований.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно требованиям ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в части разработки и принятия соответствующего порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Кроме того, отсутствие в муниципальном образовании административной комиссии сделает невозможным привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении порядка сбора, вывоза, бытовых отходов исходя из следующего:
Ст. 4.3 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за данный вид нарушений в виде штрафа. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной нормой, входит в компетенцию административных комиссий. В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий" правом по созданию административных комиссий наделены только сами органы местного самоуправления поселений края.
В ходе рассмотрения требований Службы установлено, что во всех без исключения муниципальных образованиях Енисейского района, в том числе и в Абалаковском, Верхнепашинском, Новокаргинском, Новоназимовском, Потаповском, Плотбищенском, Подгорновском, Погодаевском, Озерновском, Чалбышевском, Усть-Питском, Усть-Кемском, Шапкинском, Ярцевском сельских советах по решениям представительных органов сформированы административные комиссии, утверждены их персональные составы.
Причем все они (за исключением Новокаргинского сельсовета) образованы задолго до обращения истца в суд.
Так, в Потаповском сельском совете административная комиссия создана - 23 апреля 2009 года (решение №81-3170, изменен состав комиссии 22.02.2011),
- вПогодаевском сельском совете- 2 июля 2009 года (решение №36-1р, изменен состав 5
апреля 2012 года решением №21-2р),
- в Ярцевском сельском совете - 18 августа 2009 года (решение №6-12р, изменен состав
комиссии 2 апреля 2012 года решением №31-77р),
- в Верхнепашинском сельском совете -27 августа 2009 года в соответствии с решением
№39-188р,
- в Чалбышевском сельском совете- 8 октября 2009 года (решение №54-117р, новый
состав утвержден 21 мая 2012 года решением №27-70р),
- в Плотбищенском сельском совете - 30 октября 2009 (решение №26-1р, изменен состав
28 августа 2012 года решением №21-1р),
- в Новоназимовском сельском совете- 23 марта 2010 года (решение №3р, изменен
состав 14 мая 2012 года решением №7-1р),
- в Усть-Питском сельском совете- 30 марта 2010 года (решение №1-3р),
- в Усть-Кемском сельском совете – 6 апреля 2010 года (решение №2-6р, изменен состав
28 июня. 2011 года решением №13-35р),
- в Шапкинском сельском совете- 9 июня 2011 года (решение №16-56р),
- в Подгорновском сельском совете 19 марта 2012 года (решение №20-63р, изменен
состав 20 декабря 2012 года решением №30-98р),
- в Абалаковском сельском совете- 03 мая 2012 года (решение №104),
- в Озерновском сельском совете- 10 июля 2012 года (решение №13-85),
Главой Новокаргинского сельского совета Шестаковым В.А. решение о создании административной комиссии №22-3р от 25 декабря 2012 года представлено суду в ходе досудебной подготовки.
Согласно Уставам перечисленных муниципальных образований нормативные акты органов местного самоуправления доводятся до сведения населения путем публикации в местных печатных изданиях. В Верхнепашинском сельском совете таким изданием является газета «Сельский вестник», в Потаповском сельском совете- «Потаповский вестник», в Озерновском сельском совете – «Озерновские ведомости», в Усть-Кемском сельском совете- «Усть-Кемский вестник», в Шапкинском сельском совете - «Шапкинский вестник», в Ярцевском сельском совете- «Ярцевский вестник», в Новокаргинском сельском совете- «Вестник совета», в Новоназимовском сельском совете- «Назимовский вестник», в Плотбищенском сельском совете- «Вести Плотбища», в Погодаевском сельском совете - «Погодаевский вестник», в Чалбышевском сельском совете - «Чалбышевский вестник», в Усть-Питском сельском совете- «Усть-Питский вестник», в Подгорновском сельском совете –«Подгорновские вести», в Абалаковском сельском совете – «Вестник Абалаково».
У суда нет никаких оснований сомневаться в существовании административных комиссий, поскольку все решения (в копиях, заверенных надлежащим образом) об их создании и составе, а также копии перечисленных печатных изданий представлены в ходе досудебной подготовки главами администраций лично.
Ответчиками суду представлены подтверждения не только факту создания административных комиссий, но и факту обнародования перечисленных решений (за исключением решений Абалаковского сельского совета) в установленном Уставами этих муниципальных образований порядке.
Единственным ответчиком из перечисленных - Администрацией Абалаковского сельсовета - сведения о публикации решения о создании и составе административной комиссии суду предоставлены не были.
В связи с изложенным суд считает необходимым согласиться с позицией истца в части возложения обязанности на Администрацию Абалаковского сельского совета о публикации указанного решения.
В ходе рассмотрения исковых требований главы всех указанных муниципальных образований направили в адрес суда сведения о разработке и принятии сельскими советами Порядка сбора и вывоза с территорий муниципальных образований отходов и их публикации. При этом в силу отдаленности места нахождения п.Усть-Кемьэти сведения переданы посредством электронной почты с соответствующей регистрацией входящей корреспонденции судом. Такой способ передачи информации применительно к территориальной протяженности района суд считает допустимым, а представленные сведения- достоверными.
Анализ представленных сведений позволяет сделать вывод о том, что как и в случае с административными комиссиями после обращения истца в суд соответствующий порядок был принят только в одном муниципальном образовании - в Новокаргинском сельском совете. Положение о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов утверждено решением совета депутатов этого муниципального образования №22-6р от 25 декабря 2012 г.
Остальные сельские советы разработали и приняли соответствующие нормативные акты, а главы администрации опубликовали их до обращения истца в суд.
Так, Абалаковским сельским советом принято Положение о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов (постановление №33 от 10 июня 2011 года),
- Верхнепашинским сельским советом Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора утвержден решением №6-25р от 25 ноября 2010 года,
- Озерновским сельским советом Положение о Порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора утверждено решением №10-48р от 27 июня 2011 года,
- Погодаевским сельским советом Положение о Порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора утверждено решением №7-п от 1 марта 2012 года,
-Усть-Кемским сельским советом- 18 апреля 2011 года (постановление №15-п),
-Усть-Питским сельским советом- 26 августа 2012 года (постановление №21\1),
-Ярцевским сельским советом - 6 июня 2011 года (решение №25-п),
-Шапкинским сельским советом принято Положение о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов (решение №15-46р от 28 апреля 2011 г., внесены изменения на основании решения №16-60р от 9.06.2011 года),
- Потаповским сельским советом - Положение об организации порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (решение №16-п от 1 июня 2011 г.),
-Чалбышевским сельским советом 31 мая 2011 года принят Порядок сбора, транспортировки, размещения твердых бытовых отходов, обезвреживания и размещения ртутьсодержащих отходов и отходов производства (решение №34п),
- Подгорновским сельским советом 14 марта 2011 года принят Порядок сбора, транспортировки, размещения твердых бытовых отходов, обезвреживания и размещения ртутьсодержащих отходов и отходов производства (решение №21-п),
- Плотбищенским сельским советом Порядок сбора, транспортировки, размещения твердых бытовых отходов, обезвреживания и размещения ртутьсодержащих отходов и отходов производства (Постановление №22-п от 20.03.2011 года).
Представленные суду нормативные акты в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора по муниципальным образованиям – Абалаковскому, Верхнепашинскому, Погодаевскому, Озерновскому, Усть-Питскому, Усть-Кемскому, Шапкинскому сельским советам - не требуют приведения в соответствие с действующим законодательством, поскольку приняты с соблюдением компетенции органа местного самоуправления, имеющего полномочия в части закрепления организации сбора и вывоза только бытовых отходов и мусора. По искам к Озерновскому и Шапкинскому сельским советам, истец от требований отказался.
Нормативные акты, действующие во всех остальных муниципальных образованиях, по мнению суда требуют приведения их в соответствие со ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Так, наряду со сбором и вывозом бытовых отходов и мусора, действующие на территории Новокаргинского сельского совета Правила закрепляют порядок утилизации и переработки отходов, причем не только бытовых, но и промышленных, что относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, а не поселений.
Чалбышевским, Плотбищенским и Подгорновским сельскими советами утверждены порядки, регламентирующие наряду со сбором и вывозом бытовых отходов и мусора также сбор, обезвреживание отходов, содержащих ртуть, и порядок обращения с отходами производства.
Между тем, требований о признании перечисленных выше нормативных актов недействующими полностью либо в части истец суду не заявлял. Поскольку все без исключения перечисленные нормативно-правовые акты приняты представительными, а не исполнительными органами местного самоуправления (сельскими советами, а не администрациями муниципальных образований), возложить обязанность по приведению этих актов в соответствие с требованиями действующего законодательства на ответчика, указанного истцом, суд возможности лишен.
О замене ответчика истец ходатайств не заявлял, суд по собственной инициативе замену ненадлежащего ответчика на надлежащего без такого заявления истца осуществить не может.
Обоснованными следует признать в этой части требования истца только к администрации Новоназимовского сельского совета.
Новоназимовским сельским советом решением №9-р от 18 мая 2012 года утверждены Правила благоустройства территории Новоназимовского сельсовета. При этом п.п. 2.3, 2.7, 2.9, 2.9.1, 2.9.2, 2.10 - 2.10.7, 2.11 лишь отчасти закрепляют порядок сбора и размещения бытовых отходов и мусора, а п. 2.11.1 предусматривает необходимость дополнительной регламентации сбора, а главное – вывоза бытовых отходов путем утверждения соответствующего порядка администрацией Новоназимовского сельского совета. Однако такой порядок ответчиком – администрацией Новоназимовского сельского совета суду не предоставлены.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность обнародования нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования, лежит на главе муниципального образования, одновременно исполняющем полномочия главы местной администрации. Именно ему для подписания и обнародования в течение 10 дней направляются нормативно-правовые акты, принятые представительным органом власти.
Согласно требованиям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения судебного решения в части возложения обязанности на Администрацию Абалаковского сельского совета об опубликовании решения о создании административных комиссии следует установить в 15 дней с момента вступления решения в силу.
Срок исполнения решения суда в части возложения обязанности на администрацию Новоназимовского сельского совета разработать и опубликовать Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Новоназимовский сельский совет следует определить в один месяц.
В остальной части в удовлетворении требований Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края следует отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Абалаковского сельского Совета опубликовать нормативно-правовой акт представительного органа власти – решение Абалаковского сельского совета о создании административной комиссии муниципального образования- в течение 15 дней с момента вступления решения суда в силу.
Обязать Администрацию Новоназимовского сельского совета принять и опубликовать Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Новоназимовский сельский совет в месячный срок с момента вступления решения в силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца.
Председательствующий Л.А.Борисова
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2013 года.