Дело № 2- 308/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Хову-Аксы 15 сентября 2011 года
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе
председательствующего судьи В.Ю. Кунзегеш,
с участием прокурора <адрес> ФИО6, истицы ФИО3, при секретаре Сат А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к Администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> ФИО6 обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к администрации Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, указывая, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Чеди-Хольского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ о признании её матери - ФИО2 безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3 имеет право на жилье, факт возникновения у нее права на получение жилья вне очереди подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ об окончании ГОУ НПО ПУ № <адрес>. Согласно ст.8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные полномочия переданы муниципальным районам, а именно полномочия по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Чеди-Хольского кожууна, осуществляет администрация Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО3 собственного жилья не имеет и жилым помещением, в порядке предусмотренным вышеуказанным Федеральным законом, не обеспечена. Прокурор просит обязать администрацию Чеди-Хольского кожууна предоставить ФИО3 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
На судебном заседании прокурор <адрес> ФИО6 иск поддержал по указанным в нем основаниям, указав, что право на получение жилья вне очереди у ФИО3 возникло после окончания ею профессионального училища. ФИО7 состоит в списках лиц, оставшихся без попечения родителей, которые сформированы органом опеки и попечительства Администрации Чеди-Хольского кожууна для предоставления им жилья, однако в связи с несвоевременным финансированием расходов на эти обязательства, жилье ей до настоящего времени не приобретено и не выделено.
ФИО3 поддержала иск прокурора и пояснила суду, что ее мать по решению Чеди-Хольского районного суда РТ признана безвестно отсутствующей. Она окончила профессиональное училище № <адрес> в июне 2011 года, в настоящее время не работает и не учится, проживает в <адрес> у бабушки по адресу -<адрес>, собственного жилья не имеет и желает получить отдельное жилье.
Представитель администрации Чеди-Хольского кожууна в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрения дела в отсутствие представителя администрации Чеди-Хольского кожууна, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.1 Федерального закона №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель и которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.5 Федерального закона 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из утвержденного этим Законом РТ перечня следует, что указанными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные районы, в том числе Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва.
В соответствии со свидетельством о рождении ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> Республики Хакасия, ее матерью является ФИО2, отцом - ФИО4.
Согласно решению Чеди-Хольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать -ФИО2 признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению председателя администрации Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО3 назначена опека, у которой закрепленной жилой площади не имеется.
В соответствии с дипломом 17 НПА 0000242 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обучалась в ГОУ НПО ПУ № <адрес> Республики Тыва и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация «оператор электронно-вычислительных машин 4 разряда».
Согласно справке главы сумона Сайлыг <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 не имеет собственного жилья.
Из уведомления Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует сведения о правах ФИО3 на объекты недвижимого имущества.
Согласно заявления ФИО3 прокурору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она просит содействия в предоставлении ей жилья.
Из списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18-23 лет, поставленных на учет и очередность в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сформированных органом опеки и попечительства администрации Чеди-Хольского кожууна следует, что с 2008-2011 гг. на этом учете состоит ФИО3
Согласно приложению № к Закону Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 159 ВХ-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2011 года и на плановый перио<адрес> 2013 годов» муниципальному району Чеди-Хольский кожуун запланировано в 2011 году предоставление из бюджета Республики Тыва субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 1749,6 тыс.руб. |
Аналогичные сведения содержатся в справке Финансового управления администрации Чеди-Хольского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой в кожуунном бюджете на 2011 года предусмотрены денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам в сумму 1749,6 тыс.руб.
То есть, из пояснений сторон, материалов дела следует, что ФИО3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, поскольку ее мать ФИО2 признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ, она не имеет закрепленного жилья, следовательно, у неё имеется право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на жилое помещение.
Поскольку в соответствии с Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления, а именно муниципальным районам, в том числе Чеди-Хольскому кожууну Республики Тыва, обязанность по предоставлению ФИО3 жилого помещения после окончания ею ДД.ММ.ГГГГ обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> лежит на органах местного самоуправления Чеди-Хольского кожууна.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению переданных Чеди-Хольскому кожууну вышеназванным Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ими образовательных учреждений, должна осуществляться исполнительно-распорядительным органом этого муниципального образования - администрацией Чеди-Хольского кожууна, являющейся надлежащим ответчиком по делу.
Однако такая обязанность администрацией Чеди-Хольского кожууна до настоящего времени не исполнена и ФИО3 жилым помещением не обеспечена.
Отсутствие финансовых средств либо несвоевременное поступление в бюджет муниципального района субвенций на эти цели не может являться основанием для не предоставления жилья ФИО3, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а установленное ст. 40 Конституции Российской Федерации и нормами федерального законодательства право ФИО3 на внеочередное получение жилого помещения является непосредственно действующим в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае поступления к нему обращений граждан об обеспечении права на жилище.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию Чеди-Хольского кожууна обязанности предоставить ФИО3 жилое помещение, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва предоставить ФИО3 по месту жительства вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Ю. Кунзегеш