Дело № 2-171\17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 15 февраля 2017 года гражданское дело по иску Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Е, <...> г..р., к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» о признании отказа в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании возместить расходы на обратный проезд от места лечения, к ГУ РО – ФСС по РК об обязании возместить расходы на обратный проезд от места лечения,
Установил:
Н обратилась в Ухтинский городской суд с требованиями к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (далее – ЦСЗН г. Ухты) о признании отказа №.... от <...> г. в предоставлении государственной услуги незаконным, взыскании расходов на обратный проезд от места лечения в размере 5931-20 руб. В обоснование требований истица указала, что она воспитывает ребенка-инвалида, - Е., <...> г. года рождения; Министерством здравоохранения РК ее сыну было выдано направление на госпитализацию №....-д в медицинское учреждение - <...> г.. истец обратилась в ЦСЗН г. Ухты с заявлением о возмещении расходов на обратный проезд от места лечения по маршруту Москва-Ухта, представив ответчику все необходимые документы; однако, в предоставлении государственной услуги по возмещению фактически понесенных расходов ей было отказано. Истица полагает данный отказ незаконным.
В проведенных по делу судебных заседаниях истица и её представитель ФИО14 допущенная к участию в судебном заседании по устному ходатайству истицы, настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали. Истица дополнительно пояснила, что её несовершеннолетний сын Е, <...> г..р., страдает сложным пороком сердца, нуждается в оперативном лечении; <...> г.. Министерством здравоохранения Республики Коми было выдано направление на госпитализацию ребенка в она (истица) являлась сопровождающим лицом; по прибытии на лечение в медицинское учреждение - в октябре 2016г., ребенок был консультирован комиссией врачей, тогда же выяснилось, что в медицинском учреждении отсутствует необходимое для проведения операции на сердце оборудование, в связи с чем провести операцию невозможно, оперативное лечение отложено на 2017 год; истица с ребенком вынуждены были уехать обратно в г. Ухту, для чего истицей были приобретены за свой счет железнодорожные билеты (Москва-Ухта) на неё и на ребенка, на общую сумму 5931 рубль 20 коп. Впоследствии ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» отказалось возмещать ей указанные расходы, мотивируя свой отказ тем, что ребенку не было проведено лечение. Истица считает отказ незаконным.
В ходе судебного разбирательства, определением суда, по ходатайству истца, исходя из характера спорного правоотношения, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее ГУ-РО ФСС по РК, Фонд).
В настоящее судебное заседание истица не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивает, просит взыскать фактически понесенные ею расходы на обратный проезд с надлежащего ответчика.
Представитель ЦСЗН г. Ухты ФИО16 действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала, указала, что в соответствии с п.2 Порядка предоставления некоторым категориям граждан проезда на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте …., утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280, при наличии медицинских показаний к месту лечения, обследования и обратно (кроме проезда к месту санаторно-курортного лечения) в случае отсутствия услуг по лечению и обследованию в Республике Коми проезд на автомобильном (кроме такси), речном и железнодорожном транспорте предоставляется инвалидам I и II групп, а также ребенку-инвалиду и лицу, сопровождающему инвалида I группы или ребенка-инвалида (далее - граждане), путем возмещения гражданам фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно. При обращении в ЦСЗН истицей была представлена справка из которая подтверждает, что несовершеннолетнему Е была оказана только консультация, т.е. лечение проведено не было, и стороной истца данный факт не оспаривается, на основании этого истице было отказано уведомлением от <...> г.. №.... в предоставлении государственной услуги по возмещению фактически понесенных расходов на обратный проезд от места лечения. Кроме того, представитель ЦСЗН г. Ухты пояснила, что талоны на бесплатный проезд выдает Фонд социального страхования, ЦСЗН г. Ухты только производит оплату фактически понесенных расходов, если талоны не выдавались; в данном случае у истицы была возможность получить талоны на безденежный проезд в ГУ – РО ФСС по РК (филиал №5).
Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на иск исковые требования не признает, поддерживает позицию ЦСЗН г. Ухты.
Представитель соответчика - Государственного учреждения –Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (далее – РО ФСС по РК, Фонд) ФИО19 действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что пунктом 4.4 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда. 27.09.2016года истец обратилась в филиал №5 ГУ – РО ФСС по РК с заявлением о выдаче талонов на право безденежного проезда к месту лечения по маршруту Ухта-Москва ребенку –инвалиду Е <...> г. и сопровождающему его лицу (истице). Такие талоны были выданы только на проезд по маршруту следования Ухта-Москва, талоны на обратный проезд не выдавались, т.к. на момент обращения истицы их не было, однако, истице было разъяснено, что в ближайшее время талоны на безденежный проезд по маршруту Москва-Ухта будут направлены ей по указанному ею адресу; по прибытии в г. Москву в ФИО21 истица сообщила по телефону в Фонд, что ребенок консультирован, лечение не состоится, в связи с чем она вместе с ребенком возвращается в г. Ухту. По возвращении домой истица воспользовалась своим правом, обратившись в ЦСЗН г. Ухты за возмещением фактически понесенных ею расходов на обратный проезд по маршруту Москва-Ухта, поскольку это прямо предусмотрено Законом Республики Коми №55-РЗ и постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004г. №280. На основании изложенного, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена денежная компенсация Фондом фактически понесенных инвалидом расходов на проезд к месту лечения и обратно, в бюджете Фонда социального страхования указанные средства не заложены, ГУ – РО ФСС по РК считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. По существу заявленного Н иска ГУ – РО ФСС по РК поддерживает позицию ЦСЗН г. Ухты, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, учитывая, что лечение ребенку-инвалиду Е проведено не было.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей ответчиков, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителя 3-го лица.
Выслушав истицу и её представителя, представителей ответчиков, изучив доводы 3-го лица, заслушав в качестве свидетеля специалиста ГУ – РО ФСС по РК ФИО24 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ (ред. от 27.10.2016) "О социальной поддержке населения в Республике Коми" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки в виде проезда инвалидов I или II группы, а также ребенка-инвалида на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте при наличии медицинских показаний к месту лечения, обследования и обратно (кроме проезда к месту санаторно-курортного лечения) в случае отсутствия услуг по лечению и обследованию в Республике Коми - в порядке, размерах и на условиях, определяемых Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" утвержден Порядок предоставления некоторым категориям граждан проезда на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте при наличии медицинских показаний к месту лечения, обследования и обратно (кроме проезда к месту санаторно-курортного лечения) в случае отсутствия услуг по лечению и обследованию в Республике Коми" – согласно приложению №10 (далее – Порядок).
Пунктом 2 данного Порядка определено, что в соответствии с настоящим Порядком проезд на автомобильном (кроме такси), речном и железнодорожном транспорте предоставляется инвалидам I и II групп, а также ребенку-инвалиду и лицу, сопровождающему инвалида I группы или ребенка-инвалида (далее - граждане), путем возмещения гражданам фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно в размерах, установленных пунктом 4 настоящего Порядка.
Пунктом 3 этого же Порядка предусмотрено, что возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно производится государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) по месту жительства или месту пребывания гражданина. В этом же пункте приведен Перечень документов, предоставляемых гражданином для возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно. В числе таких документов предусмотрено направление на лечение (обследование) в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, расположенные за пределами Республики Коми, выданное Министерством здравоохранения Республики Коми.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Министерством здравоохранения Республики Коми было выдано направление исх. №.... от <...> г.. на госпитализацию ребенка-инвалида Е, <...> г..р., проживающего в г. Ухта РК, дата госпитализации – <...> г.., а также направление №.... в к месту лечения для получения медицинской помощи.
По возвращении из <...> г.. Н как законный представитель несовершеннолетнего Е обратилась с заявлением в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» за возмещением фактически понесенных ею расходов на обратный проезд ребенка и сопровождающего его лица (Н) от места лечения по маршруту Москва – Ухта в сумме 5931 рубль 20 коп., представив вышеуказанные направления, выданные Министерством здравоохранения Республики Коми, документы, подтверждающие расходы на проезд в указанной сумме (железнодорожные билеты) и иные необходимые документы согласно перечню, приведенному в пункте 3 вышеназванного Порядка, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 28.
Уведомлением ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» от <...> г.. №.... Н было отказано в возмещении фактически понесенных ею расходов со ссылкой на то, что согласно представленной выписке, выданной научно-консультативным отделением от <...> г. несовершеннолетний Е был только проконсультирован академиком данного медицинского центра, госпитализация ребенка перенесена на 2017г., в связи с чем, как указано в уведомлении, право на возмещение расходов на проезд не определяется.
Суд полагает оспариваемый отказ незаконным, поскольку он не содержит в себе оснований, предусмотренных пунктом 3 вышеназванного Порядка, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 28 (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому основаниями для принятия Центром решения об отказе в возмещении фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в настоящем пункте, и (или) отсутствие у гражданина права на возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту лечения и обратно по основаниям, установленным Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", настоящим Порядком;
(в ред. Постановления Правительства РК от 18.05.2015 N 224)
2) наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Оспаривая право ребенка-инвалида Е на возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Москва-Ухта со ссылкой на несостоявшееся лечение, ответчик не учитывает, что ребенок был направлен на лечение в в установленном порядке уполномоченным лицом – Министерством здравоохранения Республики Коми, как это предусмотрено пунктом 3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 28, в подтверждение чего законным представителем Е – Н было представлено вышеуказанное направление Минздрава Республики Коми. При таких обстоятельствах, все последующие события, связанные с переносом госпитализации и оперативного лечения ребенка-инвалида на 2017год, никак не могут препятствовать реализации права гражданина на возмещение ему фактически понесенных расходов на проезд от места лечения по маршруту Москва-Ухта (железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне – п. 4 Порядка), учитывая и то обстоятельство, что талоны на безденежный проезд по указанному маршруту ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу – Н не выдавались территориальным органом Фонда социального страхования по РК (данное обстоятельство достоверно установлено в ходе судебного разбирательство).
На основании изложенного суд находит исковые требования Н заявленные к ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», подлежащими удовлетворению, отказ ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» от <...> г. №.... – незаконным и обязывает ответчика возместить Н расходы на проезд от места лечения по маршруту Москва-Ухта в сумме 5931 рубль 20 коп. (2965,60 х 2).
В удовлетворении требований к ГУ – РО ФСС по РК суд считает необходимым отказать, поскольку по действующему законодательству РФ ( пункты 8 и 9 статьи 6.1, статья 6.2, пункт 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, положения Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328) компенсация Фондом стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг, который самостоятельно приобрел проездные документы на проезд к месту лечения и обратно, нормативными правовыми актами не предусмотрена; средства на обеспечение определенных категорий граждан (в т.ч. детей-инвалидов и сопровождающих их лиц) проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением Фонда социального страхования непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования Н к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» удовлетворить.
Признать отказ Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» от <...> г.. исх. №.... незаконным.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» возместить Н расходы на проезд ребенка-инвалида и сопровождающего лица от места лечения по маршруту Москва-Ухта в сумме 5931 рубль 20 коп.
В удовлетворении требований Н к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми об обязании возместить расходы на обратный проезд ребенка-инвалида и сопровождающего лица от места лечения по маршруту Москва-Ухта отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 20 февраля 2017 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон