Решение по делу № 2-297/2016 ~ М-177/2016 от 18.02.2016

Дело № 2-297/2016

Решение

Именем Российской Федерации

30 марта 2016 года.                            с. Корткерос

Корткепросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Федотовой М.В.,

при секретаре Размысловой Н.В.,

с участием истца Эргардт Е.Я.,

представителя ответчика Забоевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эргардт Е.Я. к администрации муниципального образования сельского поселения «Корткерос» о признании решения незаконным и обязании предоставить земельный участок бесплатно в собственность,

установил:

    Эргардт Е.Я. в заявлении указала, что уведомлением администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ей отказано в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно. Причиной отказа является превышение учетной нормы площади жилых помещений, принадлежащим членам её семьи по договору социального найма и собственности. С решением она не согласна, т.к. проживает с тремя несовершеннолетними детьми в коммунальной квартире, находящейся по адресу: <адрес>, на первом этаже гнилого и холодного деревянного дома, без водоснабжения и канализации. На праве собственности в этой квартире ей принадлежат только жилые комнаты. Ответчик при подсчете площади на каждого члена семьи исходила из принадлежности ей всей квартиры, общей площадью <...> кв. м. Поскольку места общего пользования - туалет, кухня, кладовка и коридоры, не принадлежат ей на праве собственности, а квартира имеет статус «коммунальная», считает решение ответчика незаконным и необоснованным. Истец просит признать решение администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ незаконным и обязать ответчика предоставить ей в собственность земельный участок для строительства жилого дома, как имеющей статус многодетной, малоимущей и нуждающейся семьи.

В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала.

Представитель администрации сельского поселения «Корткерос» Забоева Ю.Е. с иском не согласилась, пояснив, что фактически в пользовании семьи истца находится вся площадь квартиры, соответственно из общей площади квартиры и рассчитывался уровень обеспеченности семьи жилым помещением.

Заслушав стороны, рассмотрев предоставленные документы, суд приходит к следующему.     

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Эти случаи предусмотрены в части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее: Закон РК № 59-РЗ), согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей – родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей.

Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в установленных настоящей статьей случаях осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми или органом местного самоуправления в Республике Коми, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с законодательством, без проведения торгов.

Согласно ч.3 ст.5 Закона РК №59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в ч.2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Из системного толкования указанных правовых норм следует, что право граждан, имеющих трех и более детей, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома бесплатно предусмотрено законодателем именно с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение.

В целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми по месту регистрации по месту жительства, а в случае, предусмотренном в абз.3 ч. 3 ст. 5 настоящего Закона, - в орган местного самоуправления в Республике Коми по месту нахождения земельного участка с запросом о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка

Согласно ст. 5.1 п.8 Закона РК №59-РЗ предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления от указанных граждан запросов о предоставлении земельных участков исходя из даты и времени поступления указанных запросов.

В соответствии со ст. 3-1 Закона РК №59-РЗ нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане. В том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что истец имеет трёх несовершеннолетних детей, семья имеет статус «малоимущая» и «многодетная», проживает в коммунальной трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Эргардт Е.Я. в данной квартире на праве собственности принадлежат комнаты: ХХХ<...> кв.м., ХХХ, ХХХ – площадью <...> кв.м. <дата> истец обратилась с запросом в администрацию сельского поселения «Корткерос» о предоставлении земельного участка площадью <...>.м. в <адрес> для строительства жилого дома в собственность в связи с тем, что семья имеет статус многодетной.

Из уведомления ответчика от <дата> ХХХ следует, что Эргардт Е.Я. отказано в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесплатно. Причиной отказа в уведомлении указано Решение Совета сельского поселения «Корткерос» от 21.04.2011 № II-24/2 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма», которым установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в размере 11 кв.м. общей площади на одного человека.

    Истец полагает, что ответчик неверно рассчитал уровень обеспеченности жилым помещением на каждого члена её семьи, поскольку такой расчет произведен из общей площади коммунальной квартиры равной <...> кв.м., учитываемой по техническому паспорту от <дата>., а не из площади жилых комнат того же жилого помещения, принадлежащих ей на праве собственности. Считает, что места общего пользования - кухня, туалет, кладовка и два коридора, не принадлежат ей и договор социального найма на данные помещения с ответчиком не заключался, в связи с чем площадь этих помещений в расчет уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения не входит. Вместе с тем, пояснила суду, что налог за жилое помещение она уплачивает на всю квартиру, в квитанциях за коммунальные услуги и электроэнергию площадь квартиры учитывается в размере <...> кв.м. Иных жилых помещений и, соответственно, жилых квартир, не имеет.

Однако с доводами истца суд согласиться не может, поскольку они противоречат ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 42 ЖК РФ, согласно которым собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты и доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Соответственно, Эргард Е.Я., как единственному собственнику всех трех жилых комнат в трехкомнатной коммунальной квартире, в которой проживает лишь её семья, принадлежат все места общего пользования в жилом помещении, в связи с чем истец несет бремя расходов на содержание общего имущества в целом в данной квартире в силу ст. 43 ЖК РФ и, соответственно, расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца должен быть произведен из общей площади жилого помещения, что в свою очередь и было учтено ответчиком.

При этом, Эргардт Е.Я. на праве собственности принадлежат три жилых комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на жилые помещения. Из правоустанавливающих документов усматриваются расхождения в общей площади жилого помещения, в частности в одном из них (свидетельство серии ХХХ от <дата>) общая площадь коммунальной квартиры значится <...>.м., а в другом - <...>м. (свидетельство серии ХХХ от <дата>).

Из технического паспорта жилого помещения – <адрес>, составленного <дата>, следует, что общая площадь жилого помещения составляет <...> кв.м., а с учетом площади балкона (<...>м.) - <...>.м., площадь его жилых помещений - <...> кв.м., <...>.м. и <...>.м. Общая площадь квартиры по техническому паспорту на ту же квартиру от <дата> также значится <...> кв.м., площадь жилых помещений совпадает с предыдущими данными, однако в перечне помещений квартиры исключена площадь балкона. Как пояснила истец, балкон сгнил и был разобран. Данный факт не оспаривался представителем ответчика.

По представленным истцом квитанциям на оплату коммунальных услуг и электроэнергии площадь квартиры учитывается в размере <...> кв.м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что общая площадь квартиры, где проживает семья истца, составляет <...> кв.м. Ответчику надлежало учесть расхождения в общей площади жилого помещения, указанных в документах истца и по выписке из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следовательно, уровень обеспеченности каждого члена семьи истца жилым помещением, исходя из общей его площади равной <...> кв.м., составит <...>.м. на каждого, что превышает учетную норму, установленную органом местного самоуправления по месту жительства семьи Эргардт Е.Я. по решению Совета сельского поселения "Корткерос" от 21.04.2011 N II-24/2 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма». Следовательно, последняя не может быть признана нуждающейся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и поставлена на учет.

Учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что отказ администрации сельского поселения «Корткерос» в постановке Эргардт Е.Я. на учет для получения земельного участка отвечает требованиям закона.

Принимая во внимание изложенное, суд считает заявление Эргардт Е.Я. не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

    

    отказать Эргардт Е.Я. в удовлетворении заявления о признании решения администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ незаконным и обязании предоставления в собственность земельного участка для строительства жилого дома, как имеющей статус многодетной, малоимущей и нуждающейся семьи.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном форме.

Судья Федотова М.В.

    Решение в окончательном виде изготовлено: <дата>.

2-297/2016 ~ М-177/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Эргарт Елена Яковлевна
Ответчики
администрация СП "Корткерос"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
18.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2016Передача материалов судье
20.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2016Судебное заседание
30.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2016Дело оформлено
05.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее