РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2018 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Шабусовой А.В.,
представителя ответчика - Соколовой З.М., действующей на основании доверенности от 05.04.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района в интересах Виталевой И. И. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
Установил:
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Виталевой И.И. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка» (далее МБДОУ Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка»), в котором просит обязать ответчика начислить и выплатить Виталевой И.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь и февраль 2018 года в размере 1436,16 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что Виталева И.И. работает в МБДОУ Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка» в должности <данные изъяты> на 1 ставку. Заработная плата Виталевой И.И. за февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года составила более МРОТ; за январь, февраль 2018 года -14464,32 рублей с учетом должностного оклада, доплат до МРОТ, а также районного коэффициента и северной надбавки. Проверкой установлено, что в январе и феврале 2018 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного минимального размере оплаты труда в Российской Федерации. Согласно выписок из лицевых счетов в январе и феврале 2018 года Виталевой И.И. выплачена заработная плата, состоящая из должностного оклада, персональной награды, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента 30% и северной надбавки 30%. Размер заработной платы Виталевой И.И. без учета районного коэффициента и северной надбавки составляет ниже установленного на территории РФ минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер заработной платы Виталевой И.И., если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени с применением районного коэффициента (30%) и процентной надбавки (30%) не может быть менее 15 182,40 рублей в месяц с 01.01.2018 года. Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы Виталевой И.И. составил 1436,16 рублей. В силу действующего законодательства заработная плата подлежит взысканию без учета налоговых отчислений. Поскольку невыплатой в полном объеме заработной платы нарушены права Виталевой И.И. на гарантированный законом размер оплаты труда, требуется защита данных прав с возложением на ответчика обязанностей по устранению допущенных нарушений закона, в связи с чем и подано прокурором указанное исковое заявление.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Нижнеингашского района Шабусова А.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала по основаниям, изложенным в иске, считает, что нарушены трудовые права материального истца.
Истец Виталева И.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие; заявленные в её интересах исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – МБДОУ Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка» Соколова З.М. против удовлетворения требований прокурора не возражает, поскольку начиная с 07.12.2017 года должны применяться правила начисления заработной платы, исходя из изложенной Конституционным Судом РФ позиции.
Представитель третьего лица – МКУ «Отдел бюджетного учета планирования», надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Третье лицо – администрация Нижнеингашского района Красноярского края, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо – Министерство финансов Красноярского края извещено надлежащим образом, представило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. Как усматривается из материалов дела, представителем третьего лица заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с подготовкой новой процессуальной позиции по данной категории дел, ее согласование с руководством Министерства финансов Красноярского края, данные обстоятельства суд не может признать уважительными, так как с учетом получения 10.05.2018 года третьим лицом извещения с указанием даты и места судебного разбирательства, у него имелось достаточно времени для выработки процессуальной позиции по данному делу.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников.
В силу ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При этом согласно ст.2 Трудового кодекса РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 28.12.2017 года) с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 9 489 рублей в месяц.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года №38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.
Как следует из содержания ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.
Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов, согласно приложения применяются повышенный районный коэффициент – 1,3.
Пунктом 3 Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 Трудового кодекса РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Согласно письму государственной инспекции труда в Красноярском крае от 6 марта 2018 г. N 6-745-185-18-ПВ/286/1, в Красноярском крае до 31.12.2017 действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) - для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. был установлен в сумме 10592 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось. Необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Виталевой И.И., работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае – районный коэффициент и процентная надбавка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента и северной надбавки был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены трудовые права истца при начислении и выплате ей заработной платы за вышеуказанный период времени.
Ежемесячная заработная плата истца, полностью отработавшей в спорный период месячную норму рабочего времени на 1 ставку должности <данные изъяты>, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять не менее 15 182,40 рублей в месяц: (9 489 + 9489 х 60%) за январь и февраль 2018 года.
МБДОУ Нижнеингашский детский сад №3 «Ромашка» является юридическим лицом - бюджетным учреждением, имеет лицевой счет, и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
В соответствии с представленными суду копией трудового договора, выписками из лицевых счетов за январь, февраль 2018 года, штатным расписанием, заработная плата Виталевой И.И. состоит из должностного оклада, региональных выплат, компенсационных выплат, районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%.
Как следует из выписок из лицевых счетов, начисленная Виталевой И.И. заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки за январь и февраль 2018 года на 1 ставку составила 14464,32 рублей.
Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы Виталевой И.И. в её пользу с работодателя подлежит взысканию не начисленная заработная плата:
За январь, февраль 2018 года:
9489 рублей (МРОТ) х 30% (районный коэффициент) = 2846,70 рублей;
9489 рублей (МРОТ) х 30% = 2846,70 рублей (северная надбавка);
9489 рублей + 2846,70 рублей + 2846,70 рублей = 15182,40 рублей (должно быть начислено при отработке нормы рабочего времени).
15182,40 рублей – 14464,32 рублей (фактически начисленная ответчиком заработная плата = 718,08 рублей ежемесячно.
Итого: 718,08+718,08=1436,16 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства освобожден, в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка» начислить и выплатить Виталевой И. И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь и февраль 2018 года в размере 1436 (одна тысяча четыреста тридцать шесть) рублей 16 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: