Дело № 2-117/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2014 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Демидовой С.Н.,
с участием представителя истца Быковой А.В.,
представителя ответчика – ООО «Обслуживание коммунального комплекса» Михалевой В.В.,
представителей ответчика – администрации Большемуртинского района Красноярского края Медведева С.В., Миронова Д.В.,
при секретаре Корольковой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Обслуживание коммунального комплекса», Администрации Большемуртинского района Красноярского края о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ООО «Обслуживание коммунального комплекса», Администрации Большемуртинского района Красноярского края о возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства.
Свои требования обосновывает тем, что ответчик осуществляет деятельность по предоставлению населению и предприятиям коммунальных услуг, в том числе обеспечивает эксплуатацию и ремонт котельных, водозаборных сооружений, систем внутреннего и наружного теплоснабжения, водоснабжения. При проведении внеплановой выездной проверки по обращению гражданина ФИО8 в марте - апреле 2012 года истцом установлено нарушение ответчиком требований санитарного законодательства.
С целью устранения нарушений требований санитарного законодательства, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей истцом выдано ответчику предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ответчику предписано устранить выявленные в процессе проведения внеплановой выездной проверки нарушения требований санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако, при проведении проверки в ДД.ММ.ГГГГ истцом было выявлено, что ответчик выполнил предписание не в полном объеме. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчиков в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу:
- устранить нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - подземных скважин «Центральная», «Колхозная» п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края с определением границ зон и составляющих ее поясов, с планом мероприятий по
улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и
предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны с получением санитарно-эпидемиологического заключения органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора на проект зон санитарной охраны скважин «Центральная», «Колхозная» п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края;
- устранить нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов на скважину «Центральная» и скважину «Колхозная», расположенных в п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю (г. Красноярск, ул. Каратанова, 21);
- устранить нарушения п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды с органом осуществляющем государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, 21 и утвердить ее на соответствующей территории в органе местного самоуправления;
- устранить нарушения п. 3.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить ограждением территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края и обеспечить охраной первый пояс ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края;
- устранить нарушения п. 3.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» спланировать территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края для отвода поверхностного стока
и дорожками с твердым покрытием;
- устранить нарушения п. 3.2.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не допустить размещение на территории первых поясов ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п.
Бартат Большемуртинского района Красноярского края садово-огородных
участков, хозяйственных построек, хозяйственно-бытовых построек.
В судебном заседании представитель истца Быкова А.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, обосновывая вышеизложенными доводами.
В судебном заседании представитель ответчика – ООО «Обслуживание коммунального комплекса» Михалева В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца признала, пояснила, что скважины находятся на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности. В настоящее время устранить данные нарушения нет возможности.
В судебном заседании представители ответчика Администрации Большемуртинского района Красноярского края Медведев С.В., Миронов Д.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования признали, пояснили, что водонапорные башни переданы в муниципальную собственность района. В настоящее время других башен в с. Бартат нет. Земельные участки, на которых находятся водонапорные башни, являются собственностью граждан. Администрацией принимаются меры для постройки новой скважины, но для этого требуется время и денежные средства.
В судебное заседание третье лицо Зародов В.В. не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно статье 1, пунктами 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Источник водоснабжения и водозаборные сооружения водопровода должны быть защищены от загрязнения путем организации зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с порядком проектирования и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденным Министерством здравоохранения (пункт 2.6 ГОСТа 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиенические, технические требования и правила выбора», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27 ноября 1984 года № 4013).
Санитарные правила и нормы «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным, в том числе, и для юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех
поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов пред
варительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы
их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно п. 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства
или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов,
оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с п. 3.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 мероприятия по первому поясу включают в себя следующие мероприятия:
- территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена
охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие (п.
3.2.1.1).
- не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п.3.2.1.2).
- здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса. В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе (п. 3.2.1.3).
- водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (п. 3.2.1.4).
- все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО (п. 3.2.1.5).
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1.1., п. 1.3. п. 1.4. СанПиН 2.174.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» указанный нормативный акт устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Эти санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Из материалов дела следует, что в апреле 2012 года при проведении проверки Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю были выявлены нарушения санитарного законодательства, об устранении которого 04 мая 2012 года было вынесено предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» № 1626/з, установлен срок для устранения нарушений до 05 апреля 2013 года. 02 сентября 2013 г. по договору аренды, заключенному собственником имущества Администрацией поселка Большая Мурта (арендодатель) с арендатором ООО «Обслуживание коммунального комплекса» скважины «Центральная» и «Колхозная» с. Бартат переданы в аренду ООО «Обслуживание коммунального комплекса». При проведении проверки исполнения предписания установлено, что не выполнены п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 6, п. 7 предписания. Данный факт представителями ответчиков Михалевой В.В., Медведевым С.В., Мироновым Д.В. в суде не оспаривался.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных судом материалов дела в совокупности с правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в области санитарно-эпидемиологических требований, учитывая, что в настоящее время нарушения санитарного законодательства, указанные в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиками не устранены, суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений санитарного законодательства в течение одного года с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Обслуживание коммунального комплекса» и Администрацию Большемуртинского района Красноярского края в течение одного года с даты вступления настоящего решения суда в законную силу:
- устранить нарушения п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения - подземных скважин «Центральная», «Колхозная» с. Бартат Большемуртинского района Красноярского края с определением границ зон и составляющих ее поясов, с планом мероприятий по
улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и
предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны с получением санитарно-эпидемиологического заключения органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора на проект зон санитарной охраны скважин «Центральная», «Колхозная» с. Бартат Большемуртинского района Красноярского края;
- устранить нарушения п. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов на скважину «Центральная» и скважину «Колхозная», расположенных в с. Бартат Большемуртинского района Красноярского края используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю (г. Красноярск, ул. Каратанова, 21);
- устранить нарушения п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды с органом осуществляющем государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, 21 и утвердить ее на соответствующей территории в органе местного самоуправления;
- устранить нарушения п. 3.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» обеспечить ограждением территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в с. Бартат Большемуртинского района Красноярского края и обеспечить охраной первый пояс ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п. Бартат Большемуртинского района Красноярского края;
- устранить нарушения п. 3.2.1.1 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» спланировать территорию первого пояса ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в с. Бартат Большемуртинского района Красноярского края для отвода поверхностного стока
и дорожками с твердым покрытием;
- устранить нарушения п. 3.2.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не допустить размещение на территории первых поясов ЗСО подземных источников водоснабжения скважин «Центральная», «Колхозная» расположенных в п.
Бартат Большемуртинского района Красноярского края садово-огородных
участков, хозяйственных построек, хозяйственно-бытовых построек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Демидова