Дело № 2 –1785/2019
УИД 24RS0024-01-2019-001487-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края (межрайонное), КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов в стаж работы,
УСТАНОВИЛ:
Андреева Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе Красноярского края (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов в стаж работы, мотивируя свои требования тем, что она работала в должности медицинской участковой сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №8» с 06.12.2005 г. по 20.01.2008 г., с 22.02.2008 г. по 13.01.2013 г., с 06.03.2013 г. по 30.04.2015 г., в должности медицинской участковой сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» с 01.05.2015 г. по 19.11.2015 г., с 21.11.2015 г. по 06.09.2017 г., с 11.10.2017 г. по 31.12.2017 г. Однако, ответчиком указанные периоды исключены из стажа, дающего право на льготную пенсию на том основании, что работодатель не подтверждает льготный стаж, на индивидуальном лицевом счета Андреевой Н.Н. отсутствуют сведения за указанные периоды для досрочного назначения пенсии. Кроме этого, из стажа Андреевой Н.Н. исключены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: 29.01.2002 г. - 01.03.2002 г., 20.11.2015 г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 21.01.2008 г. – 21.02.2008 г., 14.01.2013 г. – 05.03.2013 г., 07.09.2017 г. - 10.10.2017 г. В ходе судебного разбирательства исковые требования истцом были уточнены, Андреева Н.Н. просит признать решение ГУ – УПФ РФ от 07.03.2019 г. № 174665/19 признать незаконным; признать действительной справку № 4588 от 26.09.2018г. уточняющую характер (условия труда), необходимые для назначения льготной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, выданную на имя Андреевой Н.Н. КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1»; обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ Андреевой Н.Н. спорные периоды работы в должности участковой медицинской сестры; признать за Андреевой Н.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать ответчика назначить выплату пенсии с 17.03.2019 г.; возложить на КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» обязанность предоставить в УПФР сведения о работе Андреевой Н.Н. за указанные спорные периода как сведения, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; возложить на КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» обязанность произвести начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанные периода работы Андреевой Н.Н. в должности участковой медицинской сестры, при этом, более требования относительно включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не поддерживая.
В судебном заседании истец Андреева Н.Н., представитель истца Мощеев Э.А. (на основании доверенности) уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в объеме, заявленном и уточненном в ходе рассмотрения дела, представив для приобщения в материалы дела документы, в том числе, характеризующие специфику её работы, связанную с непосредственным контактом с больными (пациентами).
Представители ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) Ларионова Е.В. (доверенность № 9 от 20.02.2019 г.), Толкачева Е.А. (доверенность от 02.11.2018 г.) в ходе рассмотрения дела иск не признали, полагая, что основания для включения в стаж заявленных истцом периодов отсутствуют, ссылаясь на доводы, отраженные в приложении к решению пенсионного органа по заявлению № 174665/19 от 26.02.2019 г.
Представитель ответчика КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, также в суд были представлены возражения на иск Андреевой Н.Н., в которых ответчик поясняет, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предполагает выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня, также предполагает непосредственное обслуживание больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, проведение специальной оценки условий труда, которой установлен класс вредности не ниже 3.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, полагая, что из анализа должностной инструкции медицинской сестры участковой не следует, что в течение полного рабочего дня она непосредственно обслуживает больных туберкулезом. Кроме этого, ответчик в своих возражения пояснил, что после присоединения КГБУЗ ККПТД № 1 был установлен факт не проведения до 2015 г. СОУТ (специальной оценки условий труда) по указанной должности, в связи с чем СОУТ проведена только в 2015 г. и введена в действие с 01.04.2016 г.
Суд, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования Андреевой Н.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Положениями Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имеющего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Разделом XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, предусмотрено, что правом на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях пользуются работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах: средний и младший медицинский персонал (код позиции 22600000а).
В Приложениях № 1 и № 2 Указания Министерства социальной защиты населения РФ N 1-31-У от 26.04.1993 г., Письме Минздрава РФ от 25.03.1993 г. № 05-5/119-5 «О порядке применения Списка № 2», Письме Минздрава РФ от 23.08.1993 г. № 05-16/30-16 «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» указаны виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, вошедших в раздел XXIV Списка № 2 и примерный перечень должностей медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2, где поименованы старшая медицинская сестра, процедурная медицинская сестра, участковая медицинская сестра диспансера.
В соответствии с разъяснениями Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 о порядке применения Списков № 1 и № 2 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Таким образом, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, подлежащий применению при решении вопроса о праве на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривают условие осуществления трудовой деятельности в непосредственном контакте медицинского персонала и пациента (выполнение диагностических, лечебных, профилактических, санитарных и иных мероприятий по обслуживанию больных) и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно пункту 1 Указания Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств» «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов.
Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Как следует из Приложения 1 упомянутым Указаниям видами деятельности среднего медицинского персонала, относящимися к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2 являются:
прием больных в учреждение, отделение;
организация питания больных;
контроль за лечебно - охранительным режимом;
замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.);
производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования;
участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным;
проведение занятий по лечебной физкультуре;
осуществление различных видов массажа;
лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта;
обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В Приложении 2 «Примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно -профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка 2» к Указаниям поименована «участковая медицинская сестра диспансера».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Это же было предусмотрено и ранее действующей ст. 112 КЗоТ РСФСР.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Андреева Н.Н. с 06.12.2005 г. и по настоящее время работает в должности участковой медицинской сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» (с учетом периодов времени, когда истец работала в иных учреждениях и организациях). 26.02.2019 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности, связанной с тяжелыми условиями труда. Решением от 07.03.2019 г. № 174665/19 ей было отказано в установлении досрочной пенсии – в частности, в стаж не были включены периоды работы Андреевой Н.Н. в должности медицинской участковой сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №8» с 06.12.2005 г. по 20.01.2008 г., с 22.02.2008 г. по 13.01.2013 г., с 06.03.2013 г. по 30.04.2015 г., в должности медицинской участковой сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» с 01.05.2015 г. по 19.11.2015 г., с 21.11.2015 г. по 06.09.2017 г., с 11.10.2017 г. по 31.12.2017 г.(л.д. 14-15).
При этом, как указано ответчиком в Приложении к указанному решению, стаж на соответствующих видах работ составил 04 года 02 месяца 14 дней, страховой стаж составляет 25 лет 10 мес. 29 дней, при условии, что право на досрочное пенсионное обеспечение возникнет при условии наличия стажа на соответствующих видах работ не менее 10 лет и страхового стажа не менее 20 лет.
Как следует из материалов дела, копии трудовой книжки, истец Андреева Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время работает в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» Филиал № 8.
В материалах дела имеется справка № 241 от 18.10.2018 г., выданная КГБУЗ «Канская МБ», согласно которой истица в период с 25.01.2005 г. по 05.12.2005 г. работала в должности медицинской сестры участковой в Противотуберкулезном диспансере Канской ЦГБ, в указанной должности за время работы более 80% рабочего времени непосредственно обслуживала туберкулезных больных, работая в режиме нормальной продолжительности рабочего времени на 1,00 ставку (л.д. 16 – 17).
Согласно трудовому договору № 31 от 30.12.2005 г., заключенному между КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» (ранее - МУЗ «Противотуберкулезный диспансер») и Андреевой Н.Н., договор заключен на неопределенный срок, с 30.12.2005г., Андреева Н.Н. принята на работу по профессии – медицинская сестра участковая, на полный рабочий день (л.д.20-21), установлен ежегодный оплачиваемый отпуск 28 дней, дополнительный отпуск 22 дня.
Согласно дополнительному соглашению от 28.03.2016 г., заключенному между КГБУЗ ККПТД № 1 и Андреевой Н.Н. в связи с изменением существенных условий трудового договора, к трудовому договору № 31 от 30.12.2005г., внесены с 01.04.2016 г. изменения и дополнения на период действия результатов оценки условий труда: работнику Андреевой Н.Н. установлена 30-часовая рабочая неделя, с 08.00 до 14.00 часов, установлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью 14 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в Южных районах Красноярского края продолжительностью 8 календарных дней, установлен класс вредности 3.2 (л.д.22).
30.12.2005 г. МУЗ «Противотуберкулезный диспансер» переименовано в Краевое государственное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» на основании приказа Министерства здравоохранения Красноярского края № 24 от 06.12.2004 г.;
25.12.2008г. Краевое государственное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» на основании приказа Министерства здравоохранения Красноярского края № 179-орг от 25.12.2008 г.;
08.04.2011 г. Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» переименовано в Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» на основании приказа Министерства здравоохранения Красноярского края № 89 от 08.04.2011 г.;
17.01.2014 г. Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8» на основании приказа № 1 Министерства здравоохранения от 17.01.2014 г.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярская краевая туберкулезная больница № 2» реорганизовано путем присоединения в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1 филиал № 8» на основании распоряжения Правительства Красноярского края № 52-р от 29.01.2015 г.
Согласно представленной КГБУЗ ККПТД № 1 справке № 4588 от 26.09.2018 г., Андреева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ принята медицинской сестрой участковой на основании приказа № 24 от 06.12.2005 г., в течение всего периода работает на 1,0 ставку полный рабочий день при полной трудовой неделе, непосредственно обслуживает больных туберкулезом более 80% рабочего времени (л.д. 18 – 19).
Указанная справка, при этом, была отозвана КГКУЗ ККПТД № 1 с признанием её недействительной на основании письма № 456 от 18.12.2018 г., при этом, работодателем истицы была выдана новая справка, уточняющая особый характер или условия труда, необходимые для назначения пенсии за № 4883 от 16.10.2018 г., в которой уже не содержалось указание на наличие таких оснований, имелась ссылка на то, что в должности медицинской сестры участковой Андреева Н.Н. работает с 06.12.2005 г., на 1,0 ставку полный рабочий день при полной трудовой неделе, и данная работа дает право на назначение пенсии в соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 г. № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем, суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом требований относимости и допустимости, приходит к следующим выводам:
Согласно должностной инструкции медицинской сестры участковой, согласованной и утвержденной главным врачом КГБУЗ ККПТД № 1 от 05.05.2015г., в должностные обязанности медицинской сестры участковой входит, в том числе, подготавливать пациента к амбулаторному приему врача: измерять артериальное давление, проводить термометрию и другие медицинские исследования и манипуляции в пределах своей компетенции или по поручению врача; объяснять пациенту способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям, подготавливать его к медицинскому обследованию, вызывать пациентов на прием к врачу, сопровождать их по указанию врача в лечебные (диагностические) кабинеты; обеспечивать вызов и явку больных и контактного контингента в диспансерное отделение на плановое обследование и лечение согласно действующим указаниям; обследовать впервые выявленные, бациллярные очаги в течение 3-х дней с момента обнаружения МБТ у больного, с обязательным выходом на участок; регулярно согласно установленному графику, а также по указанию врача, посещать состоящие на учете очаги туберкулезной инфекции и контролировать соблюдение санитарно-гигиенических правил по месту жительства больного и его семьи, проводить беседы с родственниками, как на дому, так и в диспансере о профилактике заражения туберкулезом окружающих, контролировать прием химиопрепаратов; оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту и направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту, вводить лекарственные препараты, противошоковые средства больным по жизненным показаниям в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии; систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
Ранее действовавшая должностная инструкция участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера, утвержденная в 2005 г., также содержала аналогичный перечень должностных обязанностей участковой медицинской сестры противотуберкулезного диспансера: вызывать на дообследование лиц после флюорографического обследования с выявленной патологией; вызывать больных, состоящих на учете, по срокам, согласно группам учета; своевременно вызывать контактных из очагов; посещать бациллярные очаги по срокам, согласно инструкции, и проверять: наличие дезсредств, проведение текущей дезинфекции, наличие у больных отдельной посуды, нательного и постельного белья, наличие отдельной кровати или комнаты, проводить инструктажи по сбору и дезинфекции мокроты, контролировать наличие контактов и выявление новых в очаге (для флюорографического обследования), проводить беседы в очаге; четко и грамотно вести свою документацию; помогать на приеме врачу; четко и своевременно выполнять назначения врача тяжело больным на дому; и т.п.
Анализ указанных должностных инструкций, с учетом того, что по данным, имеющимся в материалах дела, истец работала на полную ставку в указанной должности все спорные периоды, выполняя аналогичные обязанности, как в соответствии с должностной инструкцией от 2005 г., так и с должностной инструкцией от 2015 г., а также учитывая и то обстоятельство, что при равных, оговоренных выше трудовых обязанностях, по итогам проведенной специальной оценки условий труда в 2015 г. (введенной в действие с 01.04.2016 г.), согласно карте № 516А СОУТ от 01.10.2015 г. по должности медицинская сестра участковая Диспансерного отделения Филиала № 8 КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №1» установлен итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2 (биологический фактор), что дает работникам, занятым на указанных должностях, право на досрочное назначение трудовой пенсии (основание: Постановление Кабинета министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Список № 2. Вид производства: «XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», вид работ: «Работники, непосредственно обслуживающие больных» позиция в Списке профессии, должности: 2260000а-1754б Средний медицинский персонал), позволяет суду признать обоснованными доводы истца в части заявленных по иску требований о наличии оснований для включения указанных спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при этом, суд полагает, что указанные основания усматриваются без привязки к справке КГБУЗ ККПТД № 1 справке № 4588 от 26.09.2018 г., которой изначально также подтверждалось право истца на досрочную пенсию, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца в части признания действительной справки № 4588 от 26.09.2018 г., уточняющей характер (условия труда), необходимые для назначения льготной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, признанной лицом, её выдавшим, недействительной, суд не усматривает.
Также суд не находит доказанными доводы со стороны ответчика КГБУЗ ККПТД № 1 относительно того, что выполнение обязанностей медицинской сестры участковой не связано в полном объеме с обслуживанием только больных туберкулезом, а более 70 % посещений поликлиники приходится именно на прием с профилактическими целями, поскольку это напрямую противоречит как результатам проведенной специальной оценке условий труда в 2015 г., на основании которых были внесены соответствующие изменения в условия труда истицы путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в 2016 г., так и основной цели создания Учреждения – оказание специализированное (фтизиатрической) медицинской помощи населению Красноярского края, проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения туберкулёза и снижение заболеваемости туберкулёзом на территории Красноярского края.
Судом, как уже упоминалось выше, установлено, что истица, являясь участковой медицинской сестрой диспансерного отделения противотурберкулезного диспансера, в соответствии с должностной инструкцией, осуществляла диспансерное наблюдение больных, проводила доврачебные осмотры, в том числе профилактические, организовывала проведение диагностики и лечение заболеваний и состояний, в т.ч. восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, оказывала неотложную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях в амбулаторных условиях. Документов, опровергающих выводы суда о том, что истица в течение полного рабочего дня осуществляла обязанности в указанной должности, дающей ей право на льготное пенсионное обеспечение, ответчиками не представлено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд обоснованно исходит из того, что работа истца в приведенные выше периоды времени в должностях и учреждениях, предусмотренных положениями Списка № 2, подтверждена соответствующей записью в трудовой книжке, а условия и характер труда - иными представленными по делу доказательствами. Не выполнение со стороны работодателя своей обязанности по своевременному предоставлении сведений в пенсионные органы о характере и условий труда работника, равно как и несвоевременная уплата дополнительных тарифов страховых взносов, не может являться безусловным основанием для лишения последнего права на досрочное пенсионное обеспечение.
Исходя из того, что при включении указанных выше периодов в подсчет специального стажа истца, с учетом периодов работы, включенных пенсионным органом, у истицы образовывался необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - суд также полагает необходимым обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты достижения истцом необходимого возраста – с 17.03.2019 г.
Кроме того, суд полагает возможным отметить, что представленная при рассмотрении дела в суде карта специальной оценки условий труда работника от 2015 г. подтверждает наличие вредных факторов на рабочем месте истца по биологическим фактором, а имеющиеся данные в части характера её работы (что подтверждают исследование в ходе рассмотрения дела карты эпидемиологического обследования и наблюдения пациентов, данные журналов учета работы сотрудников вне диспансера, диспансерные истории болезни больных, обратившихся в тубдиспансер, по которым работы вела непосредственно истица в рамках исполнения своей трудовой функции) по мнению суда, достоверно подтверждают непосредственную занятость истца на обслуживании туберкулезных больных не менее 80% рабочего времени, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что характер работы с тяжелыми условиями труда истцом подтвержден. Суд также приходит к выводу, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтвержден и ответчиками не опровергнут факт полной и непосредственной занятости истца в спорные периоды на работах по обслуживанию больных.
Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
При этом, суд учитывает, что картой аттестации рабочего места участковой медицинской сестры по условиям труда, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности производственной среды трудового процесса составила 3.2, в том числе по биологическому фактору - 3.2. В порядке компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, истцу установлен сокращенный рабочий день - 30 часов в неделю и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней, а также установлено право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствие со Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, раздел XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, код позиции 22600000-1754б.
С учетом изложенного, суд полагает, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец в спорные периоды работала в должности, относящейся к должностям среднего медицинского персонала, полный рабочий день была занята непосредственным обслуживанием больных пациентов, а потому доводы истца о незаконности решения пенсионного органа об отказе во включении этих периодов работы в специальный стаж и отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия документального подтверждения занятости истца в течение полного рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда являются обоснованными.
Суд, ознакомившись с данными журналов учета работы сотрудников вне диспансера, учитывает также и тот факт, что и при посещении больных на дому медицинская сестра продолжает работу, которая осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, т.е. данная работа также является работой по непосредственному обслуживанию больных, которая и дает право на льготное пенсионное обеспечение, также судом учитывается и то обстоятельство, что ответчик - работодатель истца подтвердил факт работы истца при занятии должности медицинской сестры участковой на условиях полной занятости выполнения работ, в том числе, как следует из обстоятельств дела, по непосредственному обслуживанию больных, с учетом должностных обязанностей, предусмотренных соответствующей должностной инструкцией.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Доводы ответчиков о фактическом отсутствии данных, которые бы уточняли особый характер работы установленного образца на все спорные периоды, само по себе, не является обстоятельством, препятствующим реализации права на досрочное назначение пенсии по старости, так как суд признает установленным, что Андреева Н.Н. работала полный рабочий день в медицинском учреждении, работа в котором подлежит зачету в специальный стаж.
Поскольку право на пенсионное обеспечение ранее установленного возраста возникло, продолжительность специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях» составила более 10 лет, суд полагает, что требования истца о включении спорных периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии должны быть удовлетворены, что, в свою очередь, дает основания и для удовлетворения требований истца в части возложения на КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» обязанность предоставить в ГУ - Управление Пенсионного фонда в РФ в г Канске Красноярского края (межрайонное) уточняющие (корректирующие) сведения о работе Андреевой Н.Н. за спорные периоды, с возложением обязанности произвести начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФ РФ за указанные периоды работы Андреевой Н.Н.
На основании сделанных выводов, суд полагает, что исковые требования истца в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом, суд, с учетом пояснений сторон и установленных по делу обстоятельств, принимает во внимание, что при включении судом в страховой стаж спорного периода работы, у истца появляется право на выплату страховой пенсии по старости с 17.03.2019 г.. т.е. по достижению 50-летнего возраста.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Андреевой Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное), КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №1» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включении периодов стаж работы - удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Канск Красноярского края (межрайонное) от 07.03.2019 г № 174665/19 об отказе в установлении пенсии незаконным в части, возложив на ГУ - Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ Андреевой Н.Н., периоды осуществления работы:
с 06.12.2005 г. по 29.12.2005 г. в должности участковой медицинской сестры в МУЗ «Противотуберкулезный диспансер»;
с 30.12.2005 г. по 24.12.2008 г. в должности участковой медицинской сестры в; ККУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 25.12.2008 г. по 07.04.2011 г. в должности участковой медицинской сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 08.04.2011 г. по 06.01.2014 г. в должности участковой медицинской сестры в КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 17.01.2014 г. по 30.04.2015 г. в должности участковой медицинской сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 01.05.2015 г. по 31.12.2015 г. в должности участковой медицинской сестры в филиале № 8 КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1»;
Признать за Андреевой Н.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости и возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Канск Красноярского края (межрайонное) обязанность назначить выплату Андреевой Н.Н. страховой пенсии по старости с 17.03.2019 года.
Возложить на КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» обязанность предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в РФ в г Канске Красноярского края (межрайонное) уточняющие (корректирующие) сведения о работе Андреевой Н.Н. за периоды:
с 06.12.2005 г. по 29.12.2005 г. в должности участковой медицинской сестры в МУЗ «Противотуберкулезный диспансер»;
с 30.12.2005 г. по 24.12.2008 г. в должности участковой медицинской сестры в; ККУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 25.12.2008 г. по 07.04.2011 г. в должности участковой медицинской сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 08.04.2011 г. по 06.01.2014 г. в должности участковой медицинской сестры в КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 17.01.2014 г. по 30.04.2015 г. в должности участковой медицинской сестры в КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 8»;
с 01.05.2015 г. по 31.12.2015 г. в должности участковой медицинской сестры в филиале № 8 КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1»;
с возложением на КГБУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 1» обязанности произвести начисление и уплату дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанные периоды работы Андреевой Н.Н.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 16 октября 2019 года.
Судья А.М. Блошкина