Дело №5-759/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
адрес дата
Судья Дорогомиловского районного суда адрес фио,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении юридического лица наименование организации, ИНН 7704784072, юридический адрес: адрес,
У С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо наименование организации совершило кредитором действия, направленные на возврат просроченной задолженности и нарушающие законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 14.57 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
дата вх. №6283/19-КЛ в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес (далее — Управление) из ФССП России поступило обращение фио по вопросу нарушения наименование организации положений Федерального закона №230-Ф3 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» (далее — Федеральный закон №230-Ф3).
Из материалов обращения заявителя установлено, что на абонентский номер фио поступают телефонные звонки в отношении фио с просьбой передать ему информацию.
С целью проверки доводов, указанных в обращении фио, дата исх. №40907/19/6563 Управлением в адрес наименование организации (адрес, ) направлен запрос о предоставлении сведений об основаниях взаимодействия, а также о способах взаимодействия с Куракиной А,Ю.
Согласно представленным наименование организации Центральному Банку Российской Федерации, а также Управлению, информации и документам, следует что дата между Обществом и фио заключен договор займа №6410263.
В результате анализа предоставленных наименование организации документов следует, что Обществом осуществлялись звонки по номеру телефона телефон, не указанному фио в анкете-заявление при получении займа.
Как следует из представленного согласия на обработку персональных данных заемщика, указанное согласие дано фио при первоначальном обращении в наименование организации дата, т. е. до заключения договора займа (дата).
Согласие в порядке ч.4 ст.6 Федерального закона №230-Ф3, на основании которого Обществом осуществлялась обработка персональных данных, заключено не было.
Также в материалах, представленных наименование организации, отсутствует письменное согласие фио (в виде отдельного документа) на осуществления взаимодействия с третьим лицом, направленного на возврат его просроченной задолженности.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона №230-Ф3 согласие указанное в п. 1 ч. 5 настоящей статьи, должно быть в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие на обработку его персональных данных.
В силу ст. 1 Федерального закона №230-Ф3 предметом регулирования и сферой применения настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов физических лиц, в целях чего Закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств. Указанный Федеральный закон №230-Ф3 не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем сумма прописью, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, а также не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №230-Ф3 определены способы взаимодействия с должником направленные на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имении (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона №230-Ф3 согласие указанное в п. 1 ч. 5 настоящей статьи, должно быть в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 3 ст.6 Федерального закона №230-Ф3 кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.
Датой правонарушения является дата, местом - юридический адрес: адрес.
В соответствии с ч. 3 ст. 4,5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Представитель юридического лица наименование организации фио в судебное заседание явился, пояснил, что Общество не согласно с вмененным правонарушением по следующим обстоятельствам.
В силу п. 7 Согласия на обработку персональных данных, предоставленного наименование организации фио дал свое согласие на осуществление любого действия (операции) или совокупности действий (операций) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с его персональными данными, включая сбор (включая получение данных из открытых источников, а также размещенных в информационно-коммуникационной сети «Интернет»), запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, включая передачу третьим лицам, в том числе, в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Заёмщиком обязательств по Договору Займа и в том числе с целью передачи Заёмщику информации, связанной с исполнением договора займа.
Сведений о каких-либо действиях по возврату задолженности в отношении Заёмщика либо третьих лиц с нарушением законодательства или с намерением причинить вред, равно как и сведений об угрозах или о разглашении тайны об операциях Заёмщика третьим лицам у Общества не имеется.
В своей работе наименование организации руководствуется требованиями законодательства о потребительском займе и микрофинансовой деятельности, в частности при контактах с третьими лицами им только корректно передается просьба Общества передать заемщику информацию о необходимости связаться с наименование организации. Таким образом, если даже у Общества и имелись контакты с третьими лицами, то только в связи с просроченной задолженностью фио, однако в этом случае сотрудник Общества мог максимум спросить, как обращаться к лицу, ответившему на звонок, если это не заёмщик, и обычно такая информация ограничивается именем и отчеством ответившего.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от дата № 230- ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ):
Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1. имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2. третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Кроме того, согласие на взаимодействие в отношении каждого третьего лица, с кем возможно взаимодействие при возврате просроченной задолженности, приводило бы к фактической обработке персональных данных, что требовало бы соответствующего согласия данных лиц.
Между тем, Закон конкретизирует изложенную выше норму: согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его_ персональных данных. Таким образом, Закон требует лишь наличие согласия должника на обработку его персональных данных.
По мнению Общества, само по себе отсутствие в Законе требования о согласии третьего лица на обработку его персональных данных и вообще отсутствие упоминания о персональных данных третьего лица, при том что речь идёт о взаимодействии с третьим лицом, не случайно. Закон содержит требование к согласию на взаимодействие не с конкретным третьим лицом, а с любыми третьими лицами.
Кроме того, получение согласия на взаимодействие с конкретным третьим лицом вызывало бы и другую правовую коллизию.
Так, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от дата № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. Вместе с тем Федеральный закон № 230- ФЗ дозволяет лишь следующее: Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи... При этом Федеральный закон № 230-ФЗ не содержит каких-либо норм, увязывающих отзыв согласия на взаимодействие с третьим лицом с отзывом согласия на обработку персональных данных третьего лица. Следовательно, на практике имела бы место ситуация, при которой взаимодействие с третьим лицом было бы прекращено, а для прекращения обработки персональных данных третьего лица ему самому пришлось бы обращаться в Общество лично - в соответствии с Законом «О персональных данных».
Более того, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от дата № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. ... В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Следовательно, поскольку должник каждый раз при даче согласия выступал бы в качестве представителя третьего лица, Обществу приходилось бы каждый раз соответственно испрашивать у него полномочия, предоставленные ему третьим лицом, и далее, проверять эти полномочия, что вызывало бы огромные затруднения с практической точки зрения, учитывая онлайн-метод работы Общества.
Относительно соблюдения Обществом ч. 6 ст. 4 Федерального закона от дата № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», со стороны Общества данная норма неукоснительно соблюдается.
Так, в соответствии с названной нормой согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.
Представленное в числе Приложений Согласие на обработку персональных данных и есть тот самый отдельный документ, который содержит и согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом, и согласие должника на обработку его персональных данных. В данном документе не содержится ничего иного, кроме указанных выше согласий, что подтверждает его свойство отдельного документа, при этом Закон не устанавливает требования к названию (заголовку) такого документа.
До внесения соответствующих изменений в законодательство в дата все предоставляемые клиентом согласия оформлялись единым документом, включающим в себя и согласия, содержащиеся в нынешних «Согласиях и обязательствах», и согласия, содержащиеся в нынешнем отдельном документе, о котором идёт речь. Выделение согласия должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом, в отдельный документ было реализовано как раз во исполнение вступивших в силу изменений законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ совершение юридическим лицом, с которым кредитор заключил агентский договор (предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат возникшей по договору потребительского кредита (займа) задолженности), действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа) и не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
Субъектом данного административного правонарушения являются кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах.
Из указанных норм права следует, что наименование организации является субъектом административного правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 230-ФЗ.
Правоотношения между кредитором и заемщиком в данном случае регулируются Федеральным законом от дата N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в целях прав и законных интересов физических лиц устанавливающий правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, и по смыслу которого, микрофинансовые организации являются кредиторами, независимо от того, что их основным видом деятельности не является возврат просроченной задолженности, поскольку имеют в штате сотрудников, занимающихся возвратом просроченной задолженности, в этой связи фактически осуществляют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, и обязаны соблюдать требования действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №230-Ф3 определены способы взаимодействия с должником направленные на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имении (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона №230-Ф3 согласие указанное в п. 1 ч. 5 настоящей статьи, должно быть в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие на обработку его персональных данных.
Согласно ч. 3 ст.6 Федерального закона №230-Ф3 кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленных требований Федерального закона от дата № 230-ФЗ и вина наименование организации в совершении данного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения, обращением фио, материалами проверки наименование организации, документами юридического лица, иными материалами дела.
Материалами дела установлено, что наименование организации не соблюдены условия при котором кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах имеет право совершать действия направленные на возврат просроченной задолженности в отношении должника, а также третьих лиц, предусмотренные ч. 6 ст. 4 и ч. 4 ст. 6 Федерального закона №230-Ф3, путем осуществления телефонных звонков третьему лицу (фио).
Изложенные выше доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами УФССП, непосредственно выявившими нарушение юридическим лицом требований по соблюдению законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях наименование организации имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, его виновность подтверждена совокупностью надлежащих, достаточных доказательств, достоверность которых не вызывает сомнений у суда.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица наименование организации имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, данные о юридическом лице, в связи с чем полагает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо наименование организации виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
На основании ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ, штраф подлежит оплате на счет получателя платежа: УФК по адрес (Управление Федеральной службы судебных приставов по адрес)
ИНН 4027066824
КПП 402701001
ОКТМО 29701000
ОКПО 75471987
Расч. счет 40101810500000010001
Банк Отделение Калуга адрес
л/с 04371785340
БИК 042908001
УИН 32240000190000032014
КБК 32240000190000011017Постановление может быть обжаловано в
Московский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья