Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-145/2015 ~ М-84/2015 от 02.03.2015

Дело 2-145-149/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья, Республика Карелия      01 апреля 2015 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хийтольского сельского поселения о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Прокурор Лахденпохского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрации Хийтольского сельского поселения (далее ХСП) о понуждении к действиям: обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории поселения. Иски мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверкой выявлены свалки бытового мусора: на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула Лахденпохского района РК; на участке местности – территории бывшей совхозной АЗС, расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола на расстоянии примерно 3 метра от обочины не асфальтированной проселочной дороги; на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо на расстоянии примерно в 5 метрах от дорожного полотна; на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара на расстоянии в 3 метрах от проезжей части; на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала. Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблений», указал, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора лежит на администрации ХСП. Бездействие администрации ХСП нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, создают угрозу для жизни и здоровья жителей ХСП и населения Лахденпохского района.

В судебном заседании истец – помощник прокурора Лахденпохского района Макиев Т.Ю. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Уточнил местонахождение несанкционированных свалок, указав, что находятся, в том числе: на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза «ХХ.ХХ.ХХ расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги); на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо); на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара); на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).

Представитель ответчика – администрации ХСП Кодяев М.Б. (Глава) полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с действующим законодательством полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов с 1 января 2015 г. относятся к полномочиям администрации района. Между ними и администрацией Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) заключено соглашение о передаче полномочий, однако денежные средства были выделены только на администрирование. На территории ЛМР нет санкционированных свалок для мусора.

Представитель третьего лица – администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Доводы ответчика считает несостоятельными, так как исковые требования заявлены о ликвидации несанкционированных свалок, а не об организации сбора и вывоза бытовых отходов. Соглашение о передаче полномочий не имеет отношения к рассматриваемому спору. Кроме того, свалки мусора возникли не 01.01.2015 г., а гораздо раньше.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверкой выявлены несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории Хийтольского сельского поселения: на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула Лахденпохского района РК; на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза «Застава», расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги); на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо); на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара); на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).

Земельные участки, на которых расположены свалки, в аренду организациям не сданы, не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано, из чего следует, что рассматриваемые территории отнесены к землям ХСП.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и администрацией ХСП заключено соглашение о передаче Хийтольскому сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения Лахденпохского муниципального района. Согласно подпункту 3 пункта 1.2 соглашения, переданы полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу положений ст.ст.9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пункт 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ, действовавшей на момент выявления несанкционированных свалок) предусматривал, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 3 Закона №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В статье 4 Закона №7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно положениям ст.13 Федерального закона №89 организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 ст.51 Закона №7-ФЗ установлено, что запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом названных положений нормативно-правовых актов и установленных обстоятельств, обязанность по ликвидации выявленных несанкционированных свалок, на территории Хийтольского сельского поселения должна быть возложена на администрацию указанного поселения.

Бездействие администрации ХСП в части не принятия мер для разрешения указанного вопроса, противоречит приведенным выше положениям законов и нормативно-правовых актов и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд полагает неправомерной ссылку представителя ответчика на то, что с 1 января 2015 года полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории сельских поселений относятся к полномочиям муниципальных районов. Прокурор в иске не просит обязать администрацию ХСП организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории поселения, а ликвидировать несанкционированные свалки, которые возникли задолго до 1 января 2015 г., то есть в то время, когда обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территориях сельских поселений возлагалась на администрации этих поселений.

Кроме того, в настоящее время между администрацией ЛМР и администрацией ХСП заключено соглашение о передаче полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территориях Хийтольского сельского поселения, администрации указанного поселения.

Из чего следует, что на данное сельское поселение в настоящее время возлагается обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в том числе и ликвидация несанкционированных свалок отходов на территории ХСП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Хийтольского сельского поселения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района:

- на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула;

- на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза Х.ХХ.ХХ расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги);

- на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо);

- на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара);

- на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                     А.Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено: 06 апреля 2015 года.

Председательствующий:                     А.Б. Каменев

2-145/2015 ~ М-84/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лахденпохского района
Ответчики
Администрация Хийтольского сельского поселения
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
02.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2015Передача материалов судье
04.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.03.2015Предварительное судебное заседание
01.04.2015Судебное заседание
06.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2015Дело оформлено
07.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее