Дело 2-145-149/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья, Республика Карелия 01 апреля 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Лахденпохского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Хийтольского сельского поселения о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрации Хийтольского сельского поселения (далее ХСП) о понуждении к действиям: обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории поселения. Иски мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверкой выявлены свалки бытового мусора: на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула Лахденпохского района РК; на участке местности – территории бывшей совхозной АЗС, расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола на расстоянии примерно 3 метра от обочины не асфальтированной проселочной дороги; на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо на расстоянии примерно в 5 метрах от дорожного полотна; на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара на расстоянии в 3 метрах от проезжей части; на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала. Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблений», указал, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора лежит на администрации ХСП. Бездействие администрации ХСП нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, создают угрозу для жизни и здоровья жителей ХСП и населения Лахденпохского района.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Лахденпохского района Макиев Т.Ю. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Уточнил местонахождение несанкционированных свалок, указав, что находятся, в том числе: на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза «ХХ.ХХ.ХХ расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги); на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо); на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара); на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).
Представитель ответчика – администрации ХСП Кодяев М.Б. (Глава) полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с действующим законодательством полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов с 1 января 2015 г. относятся к полномочиям администрации района. Между ними и администрацией Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) заключено соглашение о передаче полномочий, однако денежные средства были выделены только на администрирование. На территории ЛМР нет санкционированных свалок для мусора.
Представитель третьего лица – администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению. Доводы ответчика считает несостоятельными, так как исковые требования заявлены о ликвидации несанкционированных свалок, а не об организации сбора и вывоза бытовых отходов. Соглашение о передаче полномочий не имеет отношения к рассматриваемому спору. Кроме того, свалки мусора возникли не 01.01.2015 г., а гораздо раньше.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления и требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверкой выявлены несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории Хийтольского сельского поселения: на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула Лахденпохского района РК; на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза «Застава», расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги); на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо); на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара); на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).
Земельные участки, на которых расположены свалки, в аренду организациям не сданы, не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано, из чего следует, что рассматриваемые территории отнесены к землям ХСП.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЛМР и администрацией ХСП заключено соглашение о передаче Хийтольскому сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения Лахденпохского муниципального района. Согласно подпункту 3 пункта 1.2 соглашения, переданы полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу положений ст.ст.9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пункт 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ, действовавшей на момент выявления несанкционированных свалок) предусматривал, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 3 Закона №7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В статье 4 Закона №7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно положениям ст.13 Федерального закона №89 организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 ст.51 Закона №7-ФЗ установлено, что запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом названных положений нормативно-правовых актов и установленных обстоятельств, обязанность по ликвидации выявленных несанкционированных свалок, на территории Хийтольского сельского поселения должна быть возложена на администрацию указанного поселения.
Бездействие администрации ХСП в части не принятия мер для разрешения указанного вопроса, противоречит приведенным выше положениям законов и нормативно-правовых актов и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд полагает неправомерной ссылку представителя ответчика на то, что с 1 января 2015 года полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории сельских поселений относятся к полномочиям муниципальных районов. Прокурор в иске не просит обязать администрацию ХСП организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на территории поселения, а ликвидировать несанкционированные свалки, которые возникли задолго до 1 января 2015 г., то есть в то время, когда обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территориях сельских поселений возлагалась на администрации этих поселений.
Кроме того, в настоящее время между администрацией ЛМР и администрацией ХСП заключено соглашение о передаче полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территориях Хийтольского сельского поселения, администрации указанного поселения.
Из чего следует, что на данное сельское поселение в настоящее время возлагается обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в том числе и ликвидация несанкционированных свалок отходов на территории ХСП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Хийтольского сельского поселения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных на территории Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района:
- на участке территории бывшего карьера по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Тиурула;
- на участке местности – территории бывшей АЗС совхоза Х.ХХ.ХХ расположенной по <адрес>ХХ.ХХ.ХХ в п.Хийтола (слева по направлению движения от центральной автодороги);
- на 4 километре автодороги п.Хийтола - п.Алхо (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Алхо);
- на 1-м километре автодороги п.Хийтола-п.Хауккаваара (справа по направлению движения п. Хийтола – п. Хауккаваара);
- на 4 километре автодороги п.Хийтола-п.Ринтала (справа по направлению движения к п. Ринтала).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 06 апреля 2015 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев