Решение по делу № 33-31194/2018 от 11.07.2018

Решение

Именем Российской Федерации

 

 

        07 февраля 2018  г.                                                                  город Москва

        Тверской районный суд  города Москвы в составе:

         председательствующего судьи Виноградовой Л.Е., 

        при секретаре Кузнецовой К.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2-336/2018 по иску Красноперовой НВ к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы, расходов на услуги представителя, третье лицо ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани»,

 

установил:

 

        Красноперова Н.В., с учетом уточнений, обратилась в суд к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о взыскании задолженности по заработной плате за период с января 2008 г. по январь 2015 г. в размере 1 883 260,92 руб. за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 г. по 22 июня 2015 г. в размере 525 201,82 руб., расходов на услуги представителя в размере 10 000 руб.

        Определением Тверского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

        Требования мотивированы тем, что Красноперова Н.В. с ХХХХ  состоит в трудовых отношениях с ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» на основании трудовых договоров  ХХХХ от ХХХХ г., от ХХХХ г., от ХХХХ г., от ХХХХ г., приказом от ХХХХ г.  ХХХХ о назначении главного бухгалтера.

        В соответствии с приказом Федерального агентства по промышленности (Роспром) от ХХХХ г.  ХХХХ учреждение находится в стадии ликвидации, создана ликвидационная комиссия.  

        Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 октября 2015 г. по делу  2-3773/2015 с ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» взыскано в пользу Красноперовой Н.В. задолженность по заработной плате за период с января 2008 г. по январь 2015 г. в размере 1 883 260,92 руб. (из которых 244 824 руб. подлежат удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве НДФЛ), денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 г. по 22 июня 2015 г. в размере 525 201,82 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. 

         12 апреля 2016 г. в ОСП  1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство  ХХХХ  на основании исполнительного листа от 27 октября 2015 г.

        30 июня 2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП  1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области было установлено, что у должника ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Постановлением от 30 июня 2016 г. исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю Красноперовой Н.В. без исполнения.

        В связи с отсутствием у учреждения денежных средств, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения Российская Федерация в силу ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 г.).

        Трудовые отношения между Красноперовой Н.В. и ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» возникли в ХХХХ г. и ХХХХ  г., т.е. до 01 января 2011 г.

        Кроме того, обязательства учреждения перед истцом по выплате заработной плате за период с 2008 г. по 2015 г. являются текущими расходами, так как возникли после принятия решения о ликвидации учреждения и были необходимы для продолжения деятельности учреждения на этапе ликвидации и, по мнению истца, в силу п. 2 ст. 62 ГК РФ также подлежат возложению на Российскую Федерацию.

        Истец и ее представитель в судебном заседании уточненный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.  

Представитель Росимущества в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменного отзыва.

Представитель Минпромторга России в судебном заседании иск не признал по доводам письменного отзыва.

        Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.

        Представитель ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв.

        Дело рассмотрено в отсутствие Министерства финансов РФ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит отказу по следующим основаниям.

        В соответствии с ч. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

         В соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

        Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

        В силу ч. 7 ст. 63 ГК РФ, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

         В соответствии со ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 г.) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

        Федеральным законом  83-ФЗ от 08 мая 2010 г., вступившим в силу с 01 января 2011 г., указанная норма о субсидиарной ответственности исключена из закона.

        Федеральным законом  99-ФЗ от 05 мая 2014 г. Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 123.22, устанавливающей субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.

        Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона  83-ФЗ от 08 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» положения абз. шестого пункта 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2011 г.            

        В судебном заседании установлено, Красноперова Н.В. с 01 января 2008 г. состоит в трудовых отношениях с ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» на основании трудовых договоров  ХХХХ от ХХХХ г., от ХХХХ г., от ХХХХ г., от ХХХХ г., приказом от ХХХХ г.  ХХХХ  О назначении главного бухгалтера.

        В соответствии с приказом Федерального агентства по промышленности (Роспром) от 31 января 2005 г.  17 учреждение находится в стадии ликвидации, создана ликвидационная комиссия.

        Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 октября 2015 г. по делу  2-3773/2015 с ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» взыскано в пользу Красноперовой Н.В. задолженность по заработной плате за период с января 2008 г. по январь 2015 г. в размере 1 883 260 руб. 92 коп. (из которых 244 824 руб. подлежат удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ в качестве НДФЛ), денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 06 февраля 2008 г. по 22 июня 2015 г. в размере 525 201 руб. 82 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.

         12 апреля 2016 г. в ОСП  1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство  ХХХХ  на основании исполнительного листа от 27 октября 2015 г.

        30 июня 2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП  1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области было установлено, что у должника ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Постановлением от 30 июня 2016 г. исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю Красноперовой Н.В. без исполнения.

        Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 октября 2015 г. по делу  2-3773/2015 до настоящего времени не исполнено в связи с отсутствием у учреждения денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание.

        Требования Красноперовой Н.В. в полном объеме включены в реестр требований к учреждению по текущим платежам.

        С доводами истца о том, что задолженность по заработной плате, компенсации за задержку выплат и расходы на представителя, взысканные на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от 27 октября 2015 г. по делу  2-3773/2015 подлежат взысканию за счет средств Казны Российской Федерации, суд не может согласиться исходя из следующего.

        Согласно данным из ЕГРЮЛ учредителем ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» является Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, полномочия которого в настоящее время переданы Минромторгу России.

        В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000  812 «Об утверждении положения о Министерстве промышленности науки и технологий Российской Федерации», ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» входило в перечень организаций, находящихся в ведении Минпромнауки России.

        Приказом Минпромнауки России от 24 ноября 2003 г.  258 в связи с ликвидацией ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» создана ликвидационная комиссия.         

        Приказом Федерального агентства по промышленности от 31 января 2005 г.  17 приказ Минпромнауки России от 24 ноября 2003 г.  258 признан утратившим силу. Приказом Федерального агентства по промышленности от 04 апреля 2005 г.  106 утвержден состав ликвидационной комиссии ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани», председателем которой назначен Гетта В.А.

        В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г.  1954-р ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» не включено в Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минпромторга России.

        Таким образом, в настоящее время ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» не подведомственно какому-либо государственному органу и не имеет главного распорядителя бюджетных средств.

        Вопреки доводам  истца, к спорным правоотношениям не могут быть применены положения ч. 2 ст. 62 ГК РФ, поскольку учредителем ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» является не Российская Федерация как таковая, а юридическое лицо Минпромнауки России, которое в настоящее время ликвидировано.

        Несмотря на то, что полномочия Минпромнауки России переданы Минпромторгу России, ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» не является и никогда не являлось подведомственным Минпромторгу России.  

        Кроме того, исходя из положений ч. 7 ст. 63 ГК РФ при недостаточности имущества ликвидируемого учреждения требования кредиторов по обязательствам учреждения могут быть удовлетворены за счет собственника учреждения только в случаях установленной законом субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения.  

        Суд не усматривает оснований для применения положений ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 г.), поскольку задолженность по заработной плате образовалась за период с января 2008 г. по январь 2015 г., задолженность по компенсации за задержку выплат - за период с 06 февраля 2008 г. по 22 июня 2015 г., расходы на представителя в 2015 г., однако ст. 120 ГК РФ утратила силу 01 января 2011 г.

        При этом, действующим законодательством предусмотрено, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность только по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.

        Истцом в настоящее дело не представлено решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 октября 2015 г. по делу  2-3773/2015, по имеющимся материалам дела, в том числе по реестру требований ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани», не представляется возможным установить размер задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплат по состоянию на 01 января 2011 г.

         Ссылки истца на письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 г.  12-08-06/44036 по применению положений п. 12 ст. 33 Федерального закона  83-ФЗ необоснованны, поскольку правоотношения Красноперовой Н.В. и ГУ «Дирекция строящегося завода медицинского оборудования в г. Сызрани» возникали из самостоятельных срочных трудовых договоров сроком действия один год, до 03 октября 2011 г. трудовые отношения не являлись бессрочными.

        При таких обстоятельствах, учитывая, что по имеющимся материалам дела не представляется возможным определить размер обязательств учреждения по состоянию на 01 января 2011 г., оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд 

 

Решил:

 

Отказать Красноперовой НВ в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате за счет казны Российской Федерации, компенсации за задержку выплаты заработной платы, расходов на услуги представителя.     

 

         Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 

 

Судья:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33-31194/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 16.07.2018
Истцы
Красноперова Н.В.
Ответчики
Министерство финансов РФ
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Росимущество
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
07.02.2018
Решение
16.07.2018
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее