Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-632/2022 ~ М-500/2022 от 17.06.2022

УИД 63RS0028-01-2022-000833-69

Дело № 2а-632/2022?Мотивированное решение изготовлено 22.08.2022


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

15 августа 2022 года с. Сергиевск


Сергиевский районный суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Морозовой Г.С.

при секретаре Чеботарь Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина Н.С. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии,


УСТАНОВИЛ:

Никитин Н.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии отдела военного комиссариата Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области (далее призывная комиссия), военному комиссариату Самарской области, о признании незаконным решения призывной комиссии.

В обоснование заявленных требований указал, что он состоит на воинском учёте в Военном комиссариате Сергиевского, Исаклинского, Челно- Вершинского и Шенталинского районов Самарской области и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Призывной комиссией военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ принято решение о призыве на военную службу. На призывной комиссии административному истцу озвучили категорию годности к военной службе «Б» - годен с незначительными ограничениями и показатель предназначения «3». Далее ему была вручена повестка СС для отправки ДД.ММ.ГГГГ к месту прохождения военной службы.

В связи с несогласием с выше принятым решением, Никитин Н.С. обратился с жалобой в вышестоящую призывную комиссию по Самарской области. Однако принятое решение призывной комиссией МО Сергиевский утверждено. При прохождении медицинского освидетельствования, врачу – специалисту истец сообщал о том, что его беспокоит боль в поясничном и шейном отделах позвоночника, начал замечать онемение в руках и левой стопе. ЛФК и массаж не дают положительного эффекта. Врачами поставлен диагноз «Сколиоз ГОП 2ст, остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника».

Также Никитин Н.С. предъявлял следующие жалобы на доброкачественное новообразование кожи, затрудняющее ношение военной формы одежды, обуви или снаряжения (родинка на шее задевается при ношении высоких воротников).

Призывная комиссия МО Сергиевский приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами – специалистами истец не был осмотрен в полном объеме, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, они были принципиально отвергнуты, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, выразившееся в неприменении в отношении Никитин Н.С. п. б ст. 10, п. в ст. 66 Расписания болезней Приложения Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.

Истец полагает, что административным ответчиком вынесено незаконное решение призывной комиссии, поскольку нарушен порядок призыва на военную службу, решение о призыве принято до установления категории годности к его военной службе, без учета данных дополнительных медобследований и уточнения диагноза по имеющимся у него заболеваниям. Его жалобы на состояние здоровья не приняты во внимание при проведении медицинского освидетельствования в военкомате.

Полагает, что решение призывной комиссии нарушает его право на всестороннее, полное и объективное медицинское освидетельствование состояния его здоровья и является незаконным и необоснованным, поскольку не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по воинскому призыву. При принятии решения нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами.

Решение призывной комиссии считает незаконным и просит суд его отменить.

Административный истец Никитин Н.С. не явился в судебное заседание, в ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – председатель призывной комиссии отдела военного комиссариата Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области Заболотин С.Г., действующий на основании распоряжения Губернатора Самарской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором изложил основания к отказу в заявленных исковых требованиях.

Административный ответчик, привлеченный к участию в деле по инициативе суда – представитель Военного комиссариата Самарской области в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором изложены основания к отказу в заявленных требованиях.

Заинтересованное лицо – представитель военного комиссариата Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду копию учетной карты призывника Никитин Н.С.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания указанных действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Положениями п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 4 указанного Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Согласно п. 9 Положения для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

На основании п. 14 Положения до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:

- флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);

- общий (клинический) анализ крови;

- общий анализ мочи.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:

- электрокардиография в покое;

- исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".

В силу пункта 15 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе. (п. 20 Положения).

По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ).

На основании ст. 17 Положения о призыве на военную службу, при наличии оснований, предусмотренных ФЗ-53 "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, при несогласии граждан с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, соответствующее решение (заключение) может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование таких граждан (п. 7 ст. 28, п. 2 ст. 29 Федерального закона №53-ФЗ).

Из приведенных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.

Из представленных суду материалов личного дела призывника усматривается, что Никитин Н.С. прошел первоначальную постановку на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ в Военном комиссариате Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области и комиссией по первоначальной постановке па воинский учет был признан годным к военной службе категории годности Б-3 – пониженное питание.

ДД.ММ.ГГГГ прошел призывную комиссию Сергиевского района, получил отсрочку от призыва на военную службу для продолжения образования в ГБПОУ Самарской области «Сергиевский губернский техникум» до ДД.ММ.ГГГГ.

В течение двух лет истец уклонялся от мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу в военный комиссариат Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области для прохождения медицинской и призывной комиссий.

После прохождения медицинской комиссии он был признан годным к службе с незначительными ограничениями – Б-3 (правосторонний сколиоз 2 степени, нейроциркуляторная астения по смешанному типу).

Позже, Никитин Н.С. был приглашен на ВВК Самарской области, где прошел медицинское освидетельствование и был признан годным к службе по статье 66 «Г» Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями пп-4, кроме гр.8.

На призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Никитину Н.С. вручена повестка об отправке его на СПО в <адрес> для убытия к месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ Никитин Н.С. повторно вручена повестка для убытия на СПО в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4 ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.

Таким образом, Учетной картой призывника Никитин Н.С. подтверждается, что он годен к военной службе с незначительными ограничениями пп – 4 кроме гр.8.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Никитина Н.С. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд


РЕШИЛ:

Исковые требования Никитина Н.С. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Сергиевского, Исаклинского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья Г.С. Морозова

2а-632/2022 ~ М-500/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никитин Н.С.
Ответчики
Военный комиссариат Сергиевского, Исаклинского и Шенталинского районов Самарской области
Призывная комиссия МО Сергиевский
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Морозова Г.С.
Дело на странице суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
20.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2022Подготовка дела (собеседование)
17.06.2022Регистрация административного искового заявления
20.06.2022Передача материалов судье
11.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2022Судебное заседание
17.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022Дело оформлено
23.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее