Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3008/2012 от 04.05.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.о. Самара «27» июля 2012 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Булыгина Р.В., при секретаре Коноваловой Я.А., с участием представителя заявителей – Иванова И.Ю., представителя Правительства Самарской области – Бочкарева В.А., представителя Министерства строительства Самарской области – Ефимова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нагорнова Алексея Владимировича об оспаривании бездействия Министерства строительства Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Нагорнов А.В. обратился в суд с заявлением к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения органа государственной власти, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат четыре земельных участка: кадастровый номер кв.м., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер кв.м., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер кв.м., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер кв.м., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные по адресу: <адрес>». Данные земельные участки имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции.

ДД.ММ.ГГГГ Нагорнов А.В. обратился с заявлением о включении указанных Земельных участков в границы села <адрес> с переводом их из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с видом разрешенного использования земельных участков – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения <адрес> в адрес Министерства строительства Самарской области было направлено Заключение о возможности и целесообразности включения указанных Земельных участков в границы села Николаевка, изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Впоследствии представитель заявителя Нагорнова А.В. уточнил требования и просил признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области, выразившееся в непринятии решения о включении земельных участков и просил обязать Министрой Самарской области рассмотреть заявление Нагорнова А.В. и принять решение по существу.

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Правительство Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Администрация сельского поселения Черноречье, Администрация муниципального района Волжский Самарской области.

Представитель Министерства строительства Самарской области возражал против удовлетворения заявления. Согласно представленному отзыву, Министерство решение об отказе во включении земельных участков в границы населенного пункта не принимало. По мнению Министерства, результатом рассмотрения стало возвращение пакета документов с информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором была дана рекомендация рассмотреть вопрос о необходимости изменения границ села Николаевка в рамках градостроительного обоснования проектного предложения генерального плана поселения <адрес>

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области представило отзыв из которого следует, что изменение границ земельных участков должны оформляться правовыми актами Минстроя, рассмотрение данного вопроса не относится к предметам ведения Минсельхоза, просит рассмотреть заявление Нагорнова А.В. в отсутствие представителя Минсельхоза.

Представитель Правительства Самарской области поддержал позицию представителя Министерство строительства Самарской области, полагает, что решение вопроса о включении данных земельных участков в границы населенного пункта Николаевка относится к компетенции Минстроя, просил отказать в удовлетворении заявления.

Иные третьи лица, привлеченные к участию в деле, не явились, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, считает, что заявление Нагорнова А.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Законом о переводе земель №172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ законодатель установил, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о переводе земель №172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В части 1 ст. 8 Закона о переводе земель №172-ФЗ закреплено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном данной статьей. Порядок обращения заявителя о включении земельного участка в границы населенных пунктов определен в ч. 4 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ, согласно которого физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ч. 5 ст. 4.1 Вводного закона №191-ФЗ очередь орган местного самоуправления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Частью 2 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ определено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. При этом, как следует из ч. 5 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ включение земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования, проведение публичных слушаний не требуется.

В судебном заседании было установлено и сторонами не отрицается, что ДД.ММ.ГГГГ Нагорнов А.В., являясь собственником перечисленных выше земельных участков, обратился к Главе сельского поселения <адрес> с заявлением о включении земельных участков в границы села <адрес>

В данной ситуации, исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на принятие решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, является Министерство строительства <адрес> <адрес>. Согласно п. 2.2. Положение о Министерстве строительства <адрес> <адрес>, Утвержденного Постановлением <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках закрепленных предметов ведения Министерство в установленном порядке осуществляет на территории <адрес> <адрес> включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ Главой сельского поселения <адрес> в адрес Министерства строительства Самарской области было направлено Заключение о возможности и целесообразности включения указанных Земельных участков в границы села <адрес>, изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Пунктом 19 статьи 4.1 Вводного закона №191-ФЗ перечислены случаи, когда исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.

Пунктом 20 статьи 4.1 Вводного закона №191-ФЗ перечислены случаи, когда исполнительному органу государственной власти субъекта РФ предоставлено право отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.

Но в любом случае, согласно ч. 18 ст. 4.1. Вводного закона исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. При этом согласно ч. 15 ст. 4.1. Вводного закона проведение дополнительного согласования, за исключением случаев, установленных ч. 14 ст. 4.1. Вводного закона №191-ФЗ, не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как пояснил представитель Министерства строительства Самарской области, уполномоченный орган не отказывал Нагорнову А.В. во включении земельных участков в границы села <адрес>. Вместе с тем, положительного решения о включении земельных участков Нагорнова А.В. в границы села <адрес> уполномоченный орган государственной власти <адрес> также не принимал.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 1 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исходя из системного толкования перечисленных норм права, следует вывод, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ обязан принять одно из двух возможных решений. Заявителю либо отказывают, по основаниям, предусмотренным законом, либо заявление удовлетворяется и земельные участки включаются в границы населенного пункта. Иной вариант развития событий будет противоречить действующему законодательству РФ. При этом, уполномоченному органу государственной власти субъекта РФ не предоставлено право пересматривать заключение Главы сельского поселения <адрес> о возможности и целесообразности включения указанных Земельных участков в границы села <адрес>, изменения границ поселка и установления вида разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Поскольку не принятие по существу решения по заявлению Нагорнова А.В. не предусмотрено действующим законодательством РФ, суд квалифицирует поведение Министерства строительства Самарской области как бездействие, нарушающее законные права и интересы Нагорнова А.В. Указанное бездействие является незаконным, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления Нагорнова А.В. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ .░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: », ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02.08.2012 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-3008/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нагорнов А.В.
Другие
Правительство Самарской области
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Администрация сельского поселения Черноречье муниципального р-на Волжский Самарской области
Министерство строительства Самарской области
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Булыгин Р. В.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
04.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2012Передача материалов судье
15.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2012Судебное заседание
29.06.2012Судебное заседание
19.07.2012Судебное заседание
27.07.2012Судебное заседание
09.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2014Дело оформлено
15.07.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее