Дело № 2К-277/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
с участием прокурора Костина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калевальского района Республики Карелия, действующего в интересах ФИО1, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Калевальская средняя общеобразовательная школа имени ФИО3» (далее - МБОУ «Калевальская СОШ») о взыскании задолженности по заработной плате,
Установил:
Иск заявлен по тем основания, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Калевальская СОШ» в должности посудомойки. Ей установлен оклад в размере 3805,00 руб., 40% районный коэффициент, 80% северная надбавка и 4% доплата за вредность, стимулирующая выплата - 314 руб. Заработная плата выплачивается 10 и 25 числа. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ на истца возложено выполнение дополнительной работы в должности посудомойки в объеме 0,5 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ названное соглашение утратило силу. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в качестве расширения зоны обслуживания на истца возложено выполнение дополнительной работы в должности посудомойки в объеме 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчетным листкам, заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила менее минимального размера оплаты труда за каждый месяц, что является нарушением трудовых прав работника.
<адрес> Республики Карелия просил взыскать в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за период январь-сентябрь 2015 года в размере 51639,94 руб.
Прокурор Костин В.В., в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил взыскать в пользу ФИО1 сумму задолженности по заработной плате за период январь- сентябрь 2015 года в размере 24219,39 руб., в остальной части поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствии, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - МБОУ «Калевальская СОШ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений против заявленных требований, а также ходатайств об отложении дела не представил.
Представитель третьего лица - администрация Калевальского муниципального района, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве возражал по существу заявленных требований, указал, что ответчиком требование по установлению размера минимальной заработной платы не нарушено, поскольку величина среднемесячной заработной платы истца выше минимального размера оплаты труда (7213 руб.), установленного Соглашением о минимальной заработной плате в <адрес>. Просили применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, установленные ст. 392 ТК РФ. В случае удовлетворения требований просили освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением районного бюджета.
Третье лицо - муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений <адрес>» извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В отзыве пояснили, что не являются по делу третьим лицом, поскольку не обслуживают ответчика.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия истца, представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст.133 Трудового Кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 1 статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В <адрес> действует Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> (далее - Соглашение), заключенное между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение организаций профсоюзов в <адрес>" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, утвержденное Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 811р-П, вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, <адрес>ы, <адрес>) - 7213 рублей.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в <адрес> при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Калевальская СОШ» в должности посудомойки. Ей установлен оклад в размере 3805,00 руб., 40% районный коэффициент, 80% северная надбавка и 4% доплата за вредность, стимулирующая выплата - 314 руб. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ на истца возложено выполнение дополнительной работы в должности посудомойки в объеме 0,5 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ названное соглашение утратило силу. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в качестве расширения зоны обслуживания на истца возложено выполнение дополнительной работы в должности посудомойки в объеме 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчетным листкам, заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за отработанное время составила: за январь 2015 -оклад 5707,50 руб., доплата за вредность - 399,53 руб., доплата за сложность - 471,00 руб., стимулирующая надбавка - 1000 руб.; за февралю 2015 - оклад 5707,50 руб., доплата за вредность - 399,53 руб., доплата за сложность - 471,00 руб., стимулирующая надбавка - 1000 руб.; за март 2015 - оклад 4069,70 руб., доплата за вредность - 284,88 руб., доплата за сложность - 335,84 руб., стимулирующая надбавка - 1000 руб.; за апрель 2015 - оклад 5707,50 руб., доплата за вредность - 399,53 руб., доплата за сложность - 471,00 руб., стимулирующая надбавка - 1000 руб.; за май 2015 - оклад 5707,50 руб., доплата за вредность - 399,53 руб., доплата за сложность - 471,00 руб., стимулирующая надбавка - 1000 руб.; за июнь 2015 - оклад 5707,50 руб., доплата за вредность - 399,53 руб., доплата за сложность - 471,00 руб., стимулирующая надбавка - 680 руб.; в июле 2015 - трудовую деятельность не осуществляла; за август 2015 года - оклад 219,52 руб., доплата за вредность - 15,37 руб., доплата за сложность - 18,12 руб.; за сентябрь 2015 года - оклад 4170,87 руб., доплата за вредность - 266,35 руб., доплата за расширение зоны обслуживания - 1626,36 руб.. доплата за сложность - 314,00 руб.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ составляет 5965 руб. <адрес> относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. (ст. 148 Трудового кодекса РФ)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что заработная плата истца выше установленного размера минимального размера заработной платы, установленного в <адрес> распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ N 811р-П в размере 7213 руб., не состоятелен по изложенным выше основаниям.
Заявленный третьим лицом - администрацией Калевальского муниципального района вопрос о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, установленных ст. 392 ТК РФ подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно ч. 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Из материалов дела следует, что ответчик до принятия судом решения о пропуске истцом срока обращения в суд не заявлял.
При указанных обстоятельствах законных оснований для применения последствий пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по заявлению третьего лица не имеется.
На основании вышеперечисленных правовых норм, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%), был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению.
Таким образом, подлежащая взысканию в пользу истца задолженность по оплате труда должна определяться как разница между заработной платой, которая должна была начисляться и выплачиваться истцу в соответствии с законом, то есть в размере МРОТ с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера, и фактически полученной истцом оплатой труда, исходя из оклада, стимулирующих выплат, доплат за интенсивность и вредность, с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.11 Договора истцу установлена 36 часовая рабочая неделя. Норма рабочего времени в 2015 года для 36 часовой рабочей недели составляла: в январе - 108 часов, в феврале - 136,8 часа, в марте - 151,2 часа, в апреле - 157,4 часа, в мае - 128,6 часа, в июне - 150,2 часа, в июле - 165,6 часа, в августе 151,2 часа, в сентябре 158,4 час. Согласно табеля учета рабочего времени, истец отработала: в январе - 108 часов, вфеврале - 136,8 часа,в марте - 129,6 часа, в апреле - 157,4 часа, в мае - 128,6 часа, в июне - 150,2 часа, в августе 7,2 часа, в сентябре 158,4 часа.
С учетом содержащихся в материалах дела сведений о фактически начисленной истцу заработной плате и количестве отработанных часов в указанном периоде, расчет минимальных сумм заработной платы, которые должны были начисляться истцу, выглядят следующим образом:
январь - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/108 час.(норма труда) х 108 час.(фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 16671,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за январь составляет 3012,84 руб.
февраль - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/136,8 час.(норма труда) х 136,8 час.(фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 16671,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за февраль составляет 3012,84 руб.
март - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50 /151,2 час.(норма труда) х 129,6 час.(фактически отработано) = 5917,66 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 16872,44. Фактически начислено (без учета оплаты больничных листов) 12518,93 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за март составляет 4353,51 руб.
апрель - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/157,4 час.(норма труда) х 157,4 час.(фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 16671,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за апрель составляет 3012,84 руб.
май - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/128,6 час.(норма труда) х 128,6 час.(фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 16671,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за май составляет 3012,84 руб.
июнь-5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/150,2 час.(норма труда) х 150,2 час. (фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 15967,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за июнь составляет 3716,84 руб.
август - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/151,2 час.(норма труда) х 7,2 час. (фактически отработано) = 426,07 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) =937,36. Фактически начислено 556,52 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за май составляет 380,84 руб.
сентябрь - 5965,00(1 ставка) + 2982,50 (0,5 ставки)= 8947,50/158,4 час.(норма труда) х 158,4 час. (фактически отработано) = 8947,50 х 40% х 80% (районный коэффициент и северная надбавка) = 19684,50. Фактически начислено 15967,66 руб. Сумма невыплаченной заработной платы за июнь составляет 3716,84 руб.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы истцу за период с января - сентябрь 2015 года составляет 24219,39 руб.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, тяжелое финансовое положение районного бюджета, бюджет является дотационным, что подтверждено справкой финансового управления Калевальского муниципального района, суд считает возможным освободить ответчика от взыскания государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Калевальского района Республики Карелия удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Калевальская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Кириллова» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, август, сентябрь 2015 года в размере 24219 рублей 39 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья В.П.Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 27 ноября 2015 года