Судья Безъязыкова М.Л.
Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-6434/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Коваленко В.В. и Жилкиной Е.М.,
при секретаре Назаренко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску прокурора г. Иркутска в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней Томиловой Е.М. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 мая 2019 года,
установила:
Прокурор г. Иркутска обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней Томиловой Е.М. к Администрации г. Иркутска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, указав в обоснование иска, что распоряжением администрации г. Иркутска от 25.02.2013 № 704-02-1049/13 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья из трех человек: Томилова М.М. (мать), Литвинцева Э.М. (дочь), Томилова Е.М. (дочь). Согласно протоколу ВК от 04.04.2013, справке, выданной ОГБУЗ «Иркутский психоневрологический диспансер» от 16.05.2013 № 2223, Томилова Е.М. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно распоряжению администрации г. Иркутска от 23.05.2013 № 704-07-2046/13 «О включении в список страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний» Томилова Е.М. включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Между тем, до настоящего времени администрация г. Иркутска жилое помещение по договору социального найма Томиловой Е.М. не предоставила.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил обязать Администрацию г. Иркутска предоставить Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, не выше 3 этажа (с учетом категории «ребенок – инвалид»).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13 мая 2019 года исковые требования прокурора г. Иркутска удовлетворены частично. На Администрацию г. Иркутска возложена обязанность предоставить Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Иркутска, площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь. В части требований о предоставлении жилого помещения не выше третьего этажа отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ). Исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, указанное в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям администрации г. Иркутска. Возложение на администрацию г. Иркутска, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету г. Иркутска. Кроме того, Законом Иркутской области от 04 апреля 2008 года № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» муниципальные образования не наделены полномочиями по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями.
В письменных пояснениях представитель третьего лица Томиловой М.М. – Томилов М.Ю. просил решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., объяснения прокурора Дудиной В.П., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, пояснения представителя Томиловой Е.М. Томилова М.Ю., согласившегося с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Указанное постановление утратило силу с 1 января 2018 года, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 утвержден новый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Томилова Е.М., "Дата изъята" года рождения, страдает хроническим заболеванием ("Данные изъяты"), которое было включено в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утративший силу с 18.01.2018, что подтверждается выпиской из протокола ВК ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» № 776 от 04.04.2013.
В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012, зарегистрированный в Минюсте России 18 февраля 2013 года № 27154, хроническое заболевание, которым страдает несовершеннолетняя Томилова Е.М., "Дата изъята" года рождения, не включено, что подтверждается ответом ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» от 22.03.2019 № 914 на запрос суда.
Согласно справке серии МСЭ-"Номер изъят" от 12.04.2016 Томиловой Е.М. была установлена инвалидность по категории «ребенок – инвалид».
Согласно сведениям отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по Иркутской области, справке № 14443 ОАО «Южное управление жилищно – коммунальными системами», несовершеннолетняя Томилова Е.М., "Дата изъята" года рождения, зарегистрирована по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят".
Как следует из поквартирной карточки, имеющейся в материалах дела, помимо несовершеннолетней Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, страдающей хроническим заболеванием, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в указанной квартире по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", зарегистрированы: Томилова М.М., Литвинцева Э.А., Радушевская Н.М., Томилов М.Ю., Томилова М.Р.
Указанное жилое помещение было предоставлено исполнительным комитетом Октябрьского городского районного Совета народных депутатов трудящихся 04.07.1966 Томиловой И.И. на основании ордера серии "Номер изъят".
Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 14.01.2013 № 944-02-000022/13 на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 14.01.2013 № 11, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 14.09.2016 по гражданскому делу № 2-2851/16 по иску Администрации г. Иркутска к Томилову М.Ю., Бурбуловой Э.Ю., Томиловой М.Р., Радушевской Н.М., Томиловой М.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Томиловой Е.М., Литвинцевой Э.А., ответчики Томилов М.Ю., Бурбулова Э.Ю., Томилова М.Р., Радушевская Н.М., Томилова М.М. с несовершеннолетними Томиловой Е.М. и Литвинцевой Э.А., были выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", общей площадью 65 кв.м., с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", общей площадью 109,2 кв.м.
Из материалов дела также следует, что исполнительное производство № 6684/17/38016-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № 016528844 от 30.12.2016, выданного Октябрьским районным судом г. Иркутска, в отношении должника Томилова М.Ю., было окончено 10.05.2017 фактическим исполнением требований исполнительного документа.
По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» на запросы суда, сведений о принадлежности на праве собственности жилых помещений несовершеннолетней Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, а также ее матери - Томиловой М.М., не имеется.
Как усматривается из материалов учетного дела, предоставленного Администрацией г. Иркутска по запросу суда, распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска от 25.02.2013 № 704-02-1049/13, признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Томилова М.М., с семьей из трех человек: дочь – Литвинцева Э.А., дочь – Томилова Е.М., зарегистрированная по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят". Включена в список лиц, страдающих тяжелыми формам хронических заболеваний согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, Томилова М.М., зарегистрированная по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", на основании справки ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» от 06.12.2012 № 3815.
Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации г. Иркутска от 23.05.2013 № 704-02-2046/13, включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Томилова Е.М., очередник по списку нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 25.02.2013, зарегистрированная по адресу: г. Иркутск, "Адрес изъят", на основании справки ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» от 16.05.2013 № 2223.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, до настоящего времени жилое помещение Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, предоставлено не было.
Установив, что Томилова Е.М., как лицо, страдающее хроническим заболеванием, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, не имеет отдельного жилого помещения, состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, на момент обращения в суд жилое помещение ей не предоставлено, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, возложив на администрацию г. Иркутска обязанность по предоставлению Томиловой Е.М., "Дата изъята" года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Иркутска, площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, на момент постановки на учет (по «списку внеочередников») Томилова Е.М. подпадала под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Это означает, что право Тимиловой Е.М. на обеспечение жилым помещением вне очереди было реализовано путем подачи соответствующего заявления, и это право не оспаривалось ответчиком. Однако вследствие бездействия органа местного самоуправления жилое помещение, подлежавшее предоставлению вне зависимости от какой-либо очередности, не было предоставлено Тимиловой Е.М. длительное время вплоть до введения нового перечня заболеваний.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, изменение перечня заболеваний не может повлечь прекращение у лица ранее возникшего права на внеочередное предоставление жилья, которое не было предоставлено вследствие бездействия ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевание, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, возложение на администрацию г.Иркутска указанной обязанности, не обеспеченной средствами соответствующего бюджета, повлечет причинение убытков бюджету города Иркутска, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Согласно ч. 1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Решения Думы г. Иркутска от 05.07.2005 № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв. м. на одного человека.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, поскольку Томилова Е.М. является ребенком - инвалидом и имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, при котором совместное проживание граждан с таким заболеванием в одной квартире невозможно, учитывая, что Томилова М.М., являющаяся законным представителем несовершеннолетней Томиловой Е.М., признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, постановка Томиловой Е.М. на соответствующий учет является констатацией уполномоченным органом оснований для предоставления Томиловой Е.М., как ребенку- инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания вне очереди жилого помещения, в связи с чем, заявленные истцом требования являются законными и обоснованными.
При этом, согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.
Учитывая, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, возможность у органа местного самоуправления предоставить жилое помещение необходимой площади предполагается в силу закона, так как органы публичной власти самостоятельно и под свою ответственность реализуют публично-властные полномочия, а государство законодательно обеспечивает для каждого уровня публичной власти свои источники доходов бюджета, имущественные права и т.д.; при недостаточности финансовых и имущественных возможностей используются механизмы бюджетного выравнивания, софинансирования, передачи полномочий и т.д., но не освобождение от исполнения полномочий.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда по данному делу, рассмотренному в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 мая 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.Л. Васильева Судьи Е.М. Жилкина В.В. Коваленко |