Дело № 2-964/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Рыбниковой С.А.,
с участием: истца Кравцова С.В., представителя истца Кравцова С.В. – Лесняк С.В., представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по СК Геворкяна С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Кравцова С. В. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кравцов С.В. обратился в суд с иском, в котором просит суд: признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 01.11.2016г., протокол №88 об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчик устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления от 08.05.2014г. на указанный состав 4 человека; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Кравцов С.В. проходит службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» он обратился в комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением от 08.05.2014г. о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставив необходимые документы, на состав семьи 4 человека: он, жена - Кравцова Ю.С., <дата обезличена> г.р., дочь - Кравцова Е.С., <дата обезличена> г.р., и сын - Кравцов С.С., <дата обезличена> г.р. г. Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю №6 от 30 мая 2014 года принято решение о направлении его заявления (рапорта) и приложенных к нему документов в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 29.08.2013г. №496 был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», согласно которому Комиссия ФСИН России, комиссии территориальных органов ФСИН России уполномочены принимать документы для получения единовременной выплаты и принимать решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты или отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. В письме от 29.08.2017г. № ОГ-20-31759 за подписью заместителя начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России, ему сообщили, что в соответствии с протоколом заседания Комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. №88 мне отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В приложении к данному письму, в его адрес была направлена выписка из протокола от 01.11.2016г. №88 и письмо от 16.05.2017г. № ОГ-20-17374. С решением Комиссии ФСИН России от 01.11.2016г., протокол №88, об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Как указывается в протоколе № 88 от 01.11.2016г., ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369. В обоснование данного решения указано следующее: не представлена информация на дочь по регистрации до 05.03.2014г. В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. №369, данные Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам указанных в них ведомств. Согласно выписке из протокола №6 заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю от 30 мая 2014 года следует, что территориальная подкомиссия провела проверку сведений, содержащихся в моих документах для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в пункте 5 Правил, а также установленному порядку их оформления. Комиссия УФСИН России по СК не выявила в переданных им документах недостатков и, соответственно, не возвратила их истцу с указанием в письменном виде причин возврата, а наоборот, рассмотрела его рапорт и документы для получения ЕСВ и приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России. Несмотря на решение территориальной комиссии УФСИН России по СК о принятии документов и направлении их в комиссию ФСИН России для постановки на учет, комиссия ФСИН России отказала в постановке на учет по мотивам отсутствия обязательных документов. Ни Правила, ни Порядок не предусматривают возможность принятия отрицательного решения комиссией ФСИН России по причине отсутствия обязательных документов, поскольку взаимодействие между комиссиями разного уровня является внутренней работой системы ФСИН России. Истцом были сданы все необходимые документы в соответствии с пунктом 5 Правил для получения единой социальной выплаты, а доводы комиссии ФСИН России не соответствуют действительности и указывают на неправомерность и незаконность действий комиссии, а также грубейшем нарушении его прав и членов его семьи. При подаче рапорта и документов на получение единой социальной выплаты 08.05.2014г., в соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил им была представлена выписка из домовой книги квартиры <номер обезличен> в жилом <адрес обезличен>, заверенная ООО «Трест жилищного хозяйства», где проживали и были зарегистрированы он и члены его семьи: жена, дочь и сын, за последние 5 лет до подачи заявления. В домовой книге имеется запись о его регистрации по месту жительства - 04.08.1995г., его жены - 22.09.2004г. Соответственно, в силу закона, с момента рождения вместе с ними в указанной квартире проживали и их дети. При подготовке документов для подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, они внесли в домовую книгу запись о регистрации наших детей по месту жительства по указанному адресу 05.03.2014г. В п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369) отсутствуют требования о предоставлении комиссии документов с информацией о месте регистрации членов семьи заявителя за последние 5 лет. Соответственно основание отказа в постановке на учет с формулировкой - «не представлена информация на дочь по регистрации до 05.03.2014г.» - не может быть признано правомерным. Как следует из протокола №6 от 30.05.2014г. заседания комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю, все представленные им. Таким образом, решение комиссии ФСИН России об отказе истцу в постановке на учет в получении ЕСВ, с указанием на отсутствие обязательных документов, свидетельствует об отсутствии должного порядка в работе комиссии ФСИН России и не квалифицированности членов территориальной комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю при принятии и рассмотрении его документов. Ненадлежащее исполнение членами территориальной комиссии УФСИН России по СК своих обязанностей при приеме и изучении документов сотрудников для получения единовременной выплаты, а также отсутствие взаимодействия между Комиссией ФСИН России и ее территориальных подразделений, не может быть использовано как основание для отказа в постановке на учет. Решением Комиссии ФСИН России от 01.11.2016г. протокол №88 и действиями территориальной комиссии УФСИН России по Ставропольскому краю при принятии документов истца нарушено его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В результате неправомерных действий ответчиков ему причинен моральный вред. Поскольку нарушено право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он незаконно лишен возможности улучшения жилищных условий для своей семьи. В результате такой несправедливости он испытывает нравственные страдания в виде постоянного беспокойства и переживаний по этому поводу, чувства обиды и угнетенного нервного состояния. Причиненный ему моральный вред он оценивает в сумме 10 000 рублей.
Истец Кравцов С.В. и его представитель Лесняк С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по СК Геворкян С.А. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требований пояснил, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах УИС, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах УИС, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на ЕСВ один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, при условии нуждаемости в жилом помещении, определяемом по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3. Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ ЕСВ предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие указанного закона, если иное не установлено отдельными положениями закона, считаются, в том числе: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления ЕСВ сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила). Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, ЕСВ (далее – Порядок. Функции и полномочия Комиссии ФСИН России и Территориальных подкомиссий по рассмотрению заявлений о постановке на учет для получения ЕСВ и приложенных к ним документов были регламентированы утвержденным ФСИН России Порядком. При этом в соответствии с пунктом 8.1.2. и разделом IV Порядка принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него относилось к исключительным функциям и полномочиям Комиссии ФСИН России. В целях выполнения возложенных функций на Территориальные комиссии возлагались определенные полномочия, в том числе основные: регистрация рапортов и заявлений в Книгах учета заявлений; проведение проверок представленных документов для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления; рассмотрение в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий документов для получения ЕСВ в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Территориальные подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения ЕСВ в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ, отказе в указанной постановке на учет осуществляли подготовку для направления в ФСИН России соответствующего пакета документов. Согласно материалам дела, в Комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, ЕСВ (далее - Комиссия УФСИН России по Ставропольскому краю) майор внутренней службы Кравцов С. В., <данные изъяты> УФСИН России по Ставропольскому краю, обратился 08.05.2014 с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения ЕСВ с составом семьи 4 человека: заявитель - Кравцов С. В., <дата обезличена> г.р.; супруга - Кравцова (Мачула) Ю. С., <дата обезличена> г.р.; дочь - Кравцова Е. С., <дата обезличена> г.р.; сын - Кравцов С. С., <дата обезличена> г.р. По результатам рассмотрения заявления (рапорта) и представленных документов Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю принято решение о направлении заявления (рапорта) Кравцова С.В. и приложенные к нему документы в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ, что задокументировано протоколом заседания комиссии от 30.05.2014 № 6. О принятом решении истец уведомлен письмом УФСИН России по Ставропольскому краю от 03.06.2014 № 26/ТО/7/1-11666. Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 01.11.2016 № 88, Кравцову С.В. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Пунктами 10.1 и 10.2 Порядка на Территориальные комиссии возлагались функции по проверке представленных документов для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, с правом при выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращения их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата. Таким образом, законодатель четко определил предмет проверки - проверка представленных заявителем документов для получения ЕСВ на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, но не проверка документов на предмет их достаточности, достоверности и объективности для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ. Представленные Кравцовым С.В. документы соответствовали перечню, предусмотренному Правилами, замечания к установленному порядку их оформления отсутствовали. Принятие сотрудников на учет для получения ЕСВ носит заявительный характер, в связи с чем обязанность предоставления всех необходимых документов, подтверждающих право сотрудника на постановку на учет для получения ЕСВ, возлагается именно на сотрудника (заявителя). При этом ни на ФСИН России, ни на его территориальные органы не возложена обязанность и не предоставлено право запрашивать документы для постановки граждан на такой учет. В связи с чем, доводы истца о неквалифицированности членов Комиссии У ФСИН России по Ставропольскому краю при принятии и рассмотрении его документов не обоснованы.
Выслушав лиц, участвующих вделе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ).
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 данного кодекса, а способы защиты - в его ст. 12, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
Кравцов С.В. проходит службу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет.
Федеральным законом ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ" от 30.12.2012г. №283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах(ч.1 ст.4).
Единовременная социальная выплата(далее по тексту - ЕСВ) предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке(ч.3 ст.4).
В соответствии с п.6 ст.4 ФЗ РФ №283-ФЗ, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты были определены постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ".
В целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и(или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении) брака; е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных п.19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в п.5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в п.5 настоящих правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Комиссия УФСИН России по СК постановила направить заявление (рапорт) Кравцова С.В. и приложенные к нему в комиссию ФСИН России документы для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты. Протокол № 6 от 30.05.2014г. заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден председателем комиссии Виноградовым В.В.
Выводы комиссии УФСИН России по СК подтверждают, что сданные истцом документы соответствуют законодательству РФ в данной области правоотношений, в частности, ФЗ от 30.12.2012г. №283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлению Правительства РФ от 24.04.2013г. №369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ".
Как следует из пункта 5 Правил и с учетом утвержденного ФСИН России Порядка, в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представлял в Территориальную подкомиссию заявление (рапорт), в котором указывал сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывал, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагались документы по перечню согласно подпунктам а)-л) пункта 5 Правил (в зависимости от жилищных условий сотрудника и состава его семьи), в том числе: з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены. Представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
В Комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, ЕСВ майор внутренней службы Кравцов С. В., <данные изъяты>, обратился 08.05.2014 с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения ЕСВ с составом семьи 4 человека: заявитель - Кравцов С. В., <дата обезличена> г.р.; супруга - Кравцова (Мачула) Ю. С., <дата обезличена> г.р.; дочь - Кравцова Е. С., <дата обезличена> г.р.; сын - Кравцов С. С., <дата обезличена> г.р.
По результатам рассмотрения заявления (рапорта) и представленных документов Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю принято решение о направлении заявления (рапорта) Кравцова С.В. и приложенные к нему документы в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 4 человека) на учет для получения ЕСВ, что задокументировано протоколом заседания комиссии от 30.05.2014 № 6. О принятом решении истец уведомлен письмом УФСИН России по Ставропольскому краю от 03.06.2014 № 26/ТО/7/1-11666.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 01.11.2016 № 88, Кравцову С.В. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
Комиссия ФСИН России комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий, с учетом положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. При этом наличие оснований для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Принятие сотрудников на учет для получения ЕСВ носит заявительный характер, обязанность предоставления всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на постановку на учет для получения ЕСВ, возлагается на сотрудника (заявителя).
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ и требования к оформлению этих документов. При этом учреждениям и органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Как следует из подпункта з) пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представлял в Территориальную подкомиссию документы с мест своего жительства и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения). При этом в качестве подтверждения мест жительства, в отношении которых должны быть представлены документы, предусмотренные подпунктом з) пункта 5 Правил, по общему правилу, являются сведения о регистрации граждан по месту жительства (пребывания).
Таким образом, Кравцов С.В. обратился с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения ЕСВ 08.05.2014, пятилетний период до подачи заявления (рапорта) установлен с 08.05.2009 по 08.05.2014
Согласно материалам учетного дела в указанный период времени истец с 1995 года, супруга с 2004 года, дети с <дата обезличена> постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 65,8 кв. метра по адресу: <адрес обезличен> кв.З, принадлежащем на праве собственности матери заявителя Кравцовой Н.В.
Однако, информация о месте регистрации дочери Кравцовой Е.С. до 05.03.2014 отсутствует.
Нормы пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших 14-ти лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, не исключают обязанностей регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» установлен порядок регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями. Обязанность такой регистрации возлагается на родителей несовершеннолетних.
Согласно указанным Правилам, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; факт регистрации гражданина по месту жительства подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельством о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Фактическое отсутствие до 05.03.2014 регистрации дочери Кравцовой Е.С. по месту жительства не исключало обязанности истца предоставить в отношении нее документы, подтверждающие невозможность получения сведений о регистрации по независящим от сотрудника обстоятельствам. Однако, такие документы в учетном деле истца также отсутствуют. При этом в пункте 5 Правил не содержится каких-либо исключений, позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.
В исковом заявлении истец подтверждает факт внесения записи о регистрации своих несовершеннолетних детей в домовую книгу по месту жительства только с 05.03.2014.
Указанная информация также подтверждается представленной истцом, как в материалы учетного дела, так и к исковому заявлению, копии выписки из домовой книги квартиры <номер обезличен> в жилом <адрес обезличен>, заверенной ООО «Трест жилищного хозяйства».
Доводы истца об отсутствии оснований Комиссии ФСИН России требовать данные о регистрации дочери до 05.03.2014 со ссылкой на пункт 5 Правил основаны на неверном толковании правовых норм.
Так, применительно к рассматриваемым правоотношениям на сотрудника возлагается обязанность предоставить в Комиссию ФСИН России документы, предусмотренные подпунктом з) пункта 5 Правил, с мест своего жительства и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, что прямо предусматривает возложение на сотрудника обязанности документально подтвердить места своего жительства и членов своей семьи за указанный период времени. Непредставление указанных сведений исключает возможность проверить соблюдение в полном объеме сотрудником обязанности по представлению документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Таким образом, обязанность сотрудника предоставить в Комиссию ФСИН России р целях постановки на учет для получения ЕСВ данных о регистрации членов своей семьи, в данном случае дочери Кравцовой Е.С. за последние 5 лет до подачи заявления, является необходимым условием исполнения требований подпункта з) пункта 5 Правил.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2016 № 12-КГ 16-3 «Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения ЕСВ, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.».
Таким образом, решение Комиссии ФСИН России об отказе в постановке Кравцова С.В. на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным.
Оснований для признания незаконным решения Комиссии ФСИН России от 01.11.2016, протоколом № 88, об отказе Кравцову С.В. в постановке на учет для получения ЕСВ не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Кравцову С. В. в удовлетворении требования о признании незаконным решение комиссии ФСИН России от 01.11.2016г., протокол №88 об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Кравцову С. В. в удовлетворении требования о возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказания устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления от 08.05.2014г. на указанный состав 4 человека отказать.
Кравцову С. В. в удовлетворении требования о взыскании с Федеральной службы исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказания России по СК в солидарном порядке в его пользу компенсации морального вреда в размере 10000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09.03.2018 г.
Судья Е.С. Данилова