Дело № 1-597/2019
УИД № 03RS0007-01-2019-011583-66
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении уголовного дела и назначении
меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа
29 октября 2019 года г.Уфа
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Габдрахманова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Никонорове З.М.,
с участием заместителя Уфимского транспортного прокурора Гайсина М.М.
подозреваемого Шагиева Ф.К. и его защитника - адвоката Хайбуллина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Шагиев Ф.К., < дата > года рождения, уроженца ... Республики Башкортостан, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., имеющего высшее образование, женатого, имеющего на иждивении одного малолетнего ребенка, работающего ... военнообязанного, ранее не судимого, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, УК РФ,
с ходатайством о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Шагиев Ф.К. совершил несколько эпизодов превышения должностных обязанностей, то есть активные действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, а так же служебный подлог, внесением в официальные документы ложных сведений при следующих обстоятельствах:
Шагиев Ф.К., принятый в соответствии с трудовым договором ... от < дата > на должность ... по железнодорожному транспорту» (далее по тексту Уфимский филиал), являлся должностным лицом филиала государственного бюджетного учреждения здравоохранения, обладал в соответствии с Должностной инструкцией помощника ...-распорядительными полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а именно: проведением инструментальных исследований объектов, продукции с последующим оформлением протоколов замеров, проведением экспертиз транспортных средств (вагоны, контейнера) с оформлением актов экспертизы и выдачей санитарных паспортов на транспортные средства
Согласно положению об Уфимском филиале ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», утвержденному приказом ФГУЗ «Федеральным центром гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ... от < дата >, филиал вправе проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и выдавать по их результатам экспертные заключения по показателям радиационной безопасности, организации железнодорожных грузовых перевозок, в том числе за перевозочным процессом, транспортировкой грузов, нормируемых по радиационному фактору, пищевых продуктов и продовольственного сырья, особо опасных и радиоактивных грузов.
Не позднее мая 2017 года Шагиев Ф.К. из иной личной заинтересованности, выражавшейся в стремлении к увеличению личных показателей в работе путем умышленного исполнения обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к процедуре дозиметрического контроля партий лома черных металлов, загруженных в транспортные средства, имея единый умысел на систематическое предоставление ...- структурного подразделения ...- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ... подложных протоколом радиационного контроля партий лома черных металлов, загруженных в транспортные средства, являющихся официальным документом, договорился с представителем ПЧ-17 ИИА об оказании им услуг по мнимому проведению радиационного контроля груза лома черных металлов, отправляемого железнодорожным транспортом и выдаче соответствующих протоколов радиационного контроля от имени Уфимского филиала.
Так, Шагиев Ф.К. находясь в помещении ... по адресу ..., в период с < дата > по < дата > противоправно изготовил ... подложных протоколов радиационного контроля №... и 304 от < дата >, ... от < дата >, ... от < дата > и №... и 357 от < дата >, которые в последующем передал лично представителю ПЧ-17 ИИА.
Систематически, неправомерно ... услугу, Шагиев Ф.К. действовал за пределами своих должностных полномочий помощника санитарного врача по гигиене труда ... установленного нормативными актами порядка проведения такой процедуры, так как не проводил фактического исследования на радиационный фон лома черных металлов, погруженного в железнодорожные вагоны и изготавливал протоколы такого радиационного контроля, не согласовывая их с главным врачом ... либо лицом его замещающим. В целях придания протоколам радиационного контроля №..., 356 и 357 статуса официального документа, Шагиев Ф.К. лично утвердил их от имени главного врача ... ИИВ, путем подражания его подписи, а после заверил их гербовой печатью ...
Своими противоправными действиями Шагиев Ф.К. нарушил следующие требования федерального законодательства и локальных нормативных актов:
-ст. ст. 2, 13 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от < дата >г. № 52-ФЗ устанавливающего, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить;
- ст. ст. 11, 14, 22 Федерального закона Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» от < дата >г. № 3-ФЗ (в ред. от < дата > N 122-ФЗ) устанавливающего, что организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности; при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности;
- п.п. 3.5, 4.1, 4.8, 7.1, 7.3, СанПиН 2.< дата >-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» утвержденные приказом Министра здравоохранения РФ от < дата > N 114, устанавливающих, требования по обеспечению радиационной безопасности населения при заготовке, реализации лома черных и цветных металлов и являются обязательными для выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися данной деятельностью; к реализации (в том числе к переплавке на металлургических заводах) допускаются партии металлолома, имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее требованиям настоящих правил; радиационный контроль заготавливаемого на территории Российской Федерации и ввозимого на ее территорию металлолома осуществляется для своевременного обнаружения его радиоактивного загрязнения перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств; радиационный контроль партии металлолома, подготовленной к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК). Результаты радиационного контроля партии металлолома оформляются протоколом измерений; санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома оформляется по результатам ее радиационного контроля; санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома выдается для загруженной и готовой к отправке транспортной единицы или нескольких единиц, следующих как одно целое в адрес одного грузополучателя, на основе протоколов измерений, проведенных аккредитованными в установленном порядке ЛРК, и протокола измерений, оформленного на данную партию металлолома заготовительной организацией по результатам производственного радиационного контроля;
- п.п. 2, 7, 8, 9 Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от < дата > N 224 устанавливающих, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний); санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает: проведение экспертизы представленных документов, проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний, обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов);
- Положение о ...
- ...».
- МУК 2.< дата >-02 6.1. В соответствии с п.6.1. данного методического указания, перед погрузкой в транспортное средство партии металлолома, подготовленной для реализации, осуществляется ее радиационный контроль, проводимый в два этапа. На первом этапе проверяют отсутствие в обследуемой партии локальных источников гамма-излучения, а также проводят выборочную проверку отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами. На втором этапе определяют ММЭД на поверхности полностью загруженного металлоломом и подготовленного к отправке транспортного средства.
Противоправные умышленные действия Шагиев Ф.К. в виде неправомерной ... протоколов радиационного контроля, создало предпосылки к перевозке железнодорожным транспортом грузов лома черных металлов не соответствующего требованиям СанПиН 2.< дата >-00, создающей угрозу радиационной безопасности населения. Повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, в виде нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, дискредитации и подрыва авторитета органов государственной власти в глазах общественности, в связи с несоблюдением данным должностным лицом, действующего от имени государства антикоррупционного законодательства Российской Федерации, создание негативного мнения у граждан о существовании атмосферы беззакония при принятии решений государственными служащими.
Таким образом, Шагиев Ф.К. следственным органов СК России подозревается в совершении пяти преступлений, предусмотренных ч.1 ст.286 УК РФ, совершенных в совокупности с пятью преступлениями, предусмотренными ч.1 ст.292 УК РФ.
Шагиев Ф.К. в судебном заседании поддержал ходатайство о прекращении уголовного дела и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, мотивируя его совершением преступления впервые, раскаянием с выражением согласия на оплату судебного штрафа.
Участвующий в деле защитник, государственный обвинитель выразили согласие на прекращение уголовного дела с назначением Шагиев Ф.К. судебного штрафа.
Шагиев Ф.К. подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292 УК РФ, дал чистосердечное признание, вина Шагиев Ф.К. в совершении 5 эпизодов превышения должностных обязанностей, то есть активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, а так же служебном подлоге, то есть внесении в официальные документы ложных сведений из иной личной заинтересованности, подтверждается собранными по уголовному делу материалами.
В представленных суду материалах уголовного дела содержатся достаточные сведения, позволяющие суду принять итоговое решение о прекращении его и назначении подозреваемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
В соответствии со статьей 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ суд по собственной инициативе в случаях, предусмотренных статьей 76.2 УК РФ вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Суд учитывает, что Шагиев Ф.К. ранее не судим, инкриминируемые ему преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 292 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 1 ст. 286 УК РФ – к преступлениям средней тяжести, подозреваемый вину в совершении данных преступлений признал полностью, раскаивается в содеянном, ущерб от преступления государству отсутствует, загладил, вред причиненный преступлением, а именно перечислил в благотворительный фонд денежные средства в размере 1500 рублей.
Препятствий для освобождения Шагиев Ф.К. от уголовной ответственности с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа не имеется.
В соответствии со ст. 104.5 УК РФ при определении размера судебного штрафа суд учитывает тяжесть инкриминируемого преступления, имущественное положение подсудимой, ее возраст и состояние здоровья.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым при освобождении Шагиев Ф.К. от уголовной ответственности назначить ему судебный штраф в размере 10 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.1 ст. 25.1 УПК РФ, ст.254 УПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении Шагиев Ф.К., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292, ч.1 ст. 286, ч. 1 ст. 292 УК РФ, на основании ст.25.1 УПК РФ прекратить и освободить его от уголовной ответственности с назначением Шагиев Ф.К. меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей в доход государства, который подлежит уплате в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Разъяснить Шагиев Ф.К., что сведения об уплате судебного штрафа необходимо представить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Также разъяснить Шагиев Ф.К., что в соответствии с ч.2 ст. 104.4 УК РФ в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РБ в течение 10 суток через Советский районный суд ... со дня вынесения.
Копия верна
Судья Р.Р. Габдрахманов