Решение по делу № 3а-461/2019 от 31.05.2019

    010а

3а-461/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     8 октября 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.,

с участием прокурора Даценко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаджиалиева Р.О. оглы о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р,

УСТАНОВИЛ:

Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края.

Частью III данного документа установлены градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, в том числе, для зоны ОД.2. «Общественно-деловая зона».

Решение Элитовского сельского Совета депутатов и утвержденные им Правила было опубликовано 19 и 26.08.2009 в газете "Емельяновские веси" N 33,34, и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 19.08.2009.

Гаджалиев Р.О. о. обратился в суд с административным исковым заявлением,

в котором, с учетом уточнений (т. 2, л.д. 18-20), просил признать карту градостроительного зонирования, разработанную Решением главы Емельяновсокго района Красноярского края, но не утвержденную Решением Емельяновсокго совета депутатов 30-179Р от 20.12.2017 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет, утвержденную решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновсокго района Красноярского края от 18.08.2009 года №39-1Р» в составе Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, площадью 1887 кв.м., по карте градостроительного зонирования к территориальной зоне «ОД-2» зона общественно деловой застройки, незаконной и не подлежащей применению.

Заявленные требования мотивировал тем, что он (Гаджалиев Р.О. о.) осуществил государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, площадью 1887 кв.м. на основании утвержденной схемы расположения земельного участка Постановлением администрации Емельяновского района №2387 от 08.09.2017 по решению Емельяновского районного суда Красноярского края.

После предоставления в орган местного самоуправления выписки из ЕГРН о завершении процедуры предоставления земельного участка в собственность бесплатно многодетной семье было получено решение №1299 от 28.02.2018, №8722 от 16.10.2018, принятые МКУ «Управзем» о пересечении сформированного земельного участка с территориальной зоной ОД.2. «Общественно-деловая зона», которая установлена и обозначена в карте градостроительного зонирования Правилами землепользования и застройки МО Элитовского сельсовета Емельяновского района, утвержденными Решением Элитовского сельского Совета депутатов от 18.08.2009 №39-1р в редакции с изменениями, утверждёнными Решением Емельяновского совета депутатов №30-179Р от 20.12.2017, которыми новая редакция карты градостроительного зонирования, разработанной администрацией Емельяновского района в составе этих правил не принималась, что исключало ее опубликование и применение.

Указал, что, поскольку карта градостроительного зонирования в силу положений ст. 30 ГрК РФ является неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки, позволяет устанавливать пересечение установленных границ земельного участка с территориальной зоной, то ее отсутствие в составе Правил землепользования и застройки при принятии решения о внесении изменений в основной нормативный правовой акт, не позволяет достоверно установить такое пересечение, дает недопустимую свободу собственного усмотрения органу местного самоуправления, наделённого правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность а которые не разграничена по определению пересечений на карте, которая не только не принималась уполномоченным органом, но даже и не разрабатывалась при внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

При этом, наличие карты градостроительного зонирования, при утверждении Элитовским сельским Советом депутатов Правил землепользования и застройки 18.08.2009, установить невозможно, поскольку редакция Правил, опубликованная в газете «Емельяновские веси», в разделе II не содержит карты градостроительного зонирования.

На сайте администрации Емельяновского района Красноярского края опубликована карта градостроительного зонирования, разработчиком которой указана администрация Емельяновского района Красноярского края, что свидетельствует о ее разработке и принятия органом, который был наделен такими полномочиями не ранее 01.01.2015, в связи с внесением изменений ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Указал, что карта градостроительного зонирования, примененная при рассмотрении заявления Гаджиалиева Р.О.о., принята не в 2009 году, а гораздо позднее, после изменения полномочий между органами местного самоуправления в 2015 году, но при отсутствии в материалах дела доказательств внесения уполномоченным органом изменений в картографический материал Правил в период с 2015 года по 2018 год.

Полагает, что придание юридической силы, легитимности и правовой определенности карте градостроительного зонирования, принятой иным органом местного самоуправления муниципального района, считая ее разработанной и принятой в составе Правил землепользования и застройки в 2009 году, при отсутствии по состоянию на 18.08.2009 соответствующих полномочий у администрации Емельяновского района Красноярского края на принятие решения по разработке и утверждению карты градостроительного зонирования, невозможно, поскольку будет осуществлена подмена полномочий представительного органа местного самоуправления сельского поселения и муниципального района, что является нарушением пп. 20 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ч.5 ст.4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136. Кроме этого, Уставом МО Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края не предусмотрено деление по полномочиям между собой и представительным органом муниципального района для принятия той либо иной части муниципального правового акта.

Указал, что при рассмотрении дела необходимо выяснить, вносились ли Решением Емельяновского совета депутатов №30-179Р от 20.12.2017 изменения во весь муниципальный правовой акт в редакции 2009 года, либо только в отношении отдельных его положений; была ли в этот период, в декабре 2017 года, принята новая карта градостроительного зонирования, либо указанным решением вносились изменения в уже существующую графическую часть карты; в какой период времени администрация Емельяновского района Красноярска, указанная как разработчик карты градостроительного зонирования, согласно положениям ч. 5, ч. 7 ст. 31 ГрК РФ приняла решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе в отношении карты градостроительного зонирования.

В нарушении норм действующего градостроительного законодательства, установление Правилами землепользования и застройки в отношении спорного участка территориальной зоны ОД-2 не соответствует функциональной зоне, установленной для спорного земельного участка действующим генеральным планом п. Элита.

В судебном заседании представитель административного истца Шульгина Е.С., действующая на основании доверенности от 12.02.2019, заявленные требования с учетом поступивших уточнений поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям, на их удовлетворении настаивала. Суду пояснила, что на сайтах Администрации Емельяновского района и Администрации Элитовского сельсовета размещены две разные редакции оспариваемых Правил землепользования и застройки, которые различаются как по количеству, так и по содержанию статей. Имеется также несколько редакций Карты градостроительного зонирования. Администрация Емельяновского района, отказывая административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, ссылается на Правила землепользования и карту градостроительного зонирования в тех редакциях, которые никогда не принимались, фактически представляют собой новый юридический документ. Указала, что на момент разработки Карты градостроительного зонирования у Администрации Емельяновского района отсутствовали соответствующие полномочия.

Представитель административного ответчика Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края по доверенности Петрова М.А., действующая на основании доверенности от 07.10.2019 г., в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснила, что Администрацией Емельяновского района было принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Элитовского сельсовета, принятых сельсоветом, проект изменений был внесен на рассмотрение Емельяновского районного Совета депутатов. Изменения вносились в текстовую часть. Указала, что нового правового акта в данной части представительным органом не принималось.

Представитель заинтересованного лица Администрации Емельяновского района Красноярского края по доверенности Хасиева Н.Э., действующая на основании доверенности от 26.06.2019 г., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении административного иска. Полагает, что стороной административного истца не доказано нарушение его прав, в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта. Изменения в текстовую часть Правил землепользования и застройки вносились в 2017 году, в части раздела о территориальных зонах такие изменения нет вносились. В настоящее время карта градостроительного зонирования официально опубликована на сайтах и района, и сельсовета. Указала, что решение суда от 2017 года, которым на Администрацию была возложена обязанность сформировать административному истцу земельный участок, исполнено. В судебном порядке представлялись документы о том, что испрашиваемый участок находится в зоне ОД2, где отсутствует требуемый Гаджиалиевым Р.О. вид разрешенного использования.

Административный ответчик Глава муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Звягин В.В. в зал суда не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на административный иск Гаджиалиева Р.О.о., в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик Элитовский сельский Совет депутатов в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, об отложении рассмотрении дела ходатайств не заявляли.

Прокурор Даценко О.А. в своем заключении полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит, в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого нормативного правового акта.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом, решением суда от 17.07.2017 по административному делу №2а-1713/2017 постановлено обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий в указанных в решении суда координатах, в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ, по заявлению Гаджиалиева Р.О.о., от 07.02.2017 №1190.

Решение суда было исполнено в полном объеме, путем утверждения схемы земельного участка в д. Минино, на основании постановления администрации Емельяновского района Красноярского края 08.09.2017 №2387.

19.01.2018 земельный участок был постановлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера

По результатам рассмотрения поступившего заявления Гаджиалиева Р.О.о. от 05.02.2018 №1237 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность как многодетной семье, уполномоченным органом было отказано в предоставлении указанного участка на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, так как в соответствии с утверждённым проектом планировки территории, испрашиваемый участок расположен в общественно-деловой зоне ОД.2. Также, согласно генеральному плану, на данной территории запроектировано место под общеобразовательное учреждение (школа), (л.д. 40-41).

Отказ в предоставлении указанного земельного участка был оспорен в суде, где решением Емельяновского районного суда от 25.06.2019 в удовлетворении требований Гаджиалиева Р.О.о. к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управзем» администрации Емельяновского района, Филиппову А.А. о признании незаконным бездействия по не предоставлению земельного участка в собственность бесплатно, признании решения МКУ «Управзем» №1299 от 28.02.2018 незаконным, признании права собственности на земельный участок было отказано, решение вступило в законную силу 25.09.2019.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ).

Частью 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).

Утверждение оспариваемых Правил землепользования и застройки на момент их принятия в силу пп. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относилось к вопросам местного значения поселения Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края.

В соответствии со ст. 25 Устава муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, ст. 16 Регламента Элитовского сельского Совета депутатов, нормативные решения Элитовского сельского Совета депутатов в течение 10 дней с момента их принятия направляются главе сельсовета для подписания и обнародования. Глава сельсовета в течение 10 дней с момента поступления к нему решения подписывает и обнародует решение. Решения Совета депутатов являются нормативными правовые актами и вступают в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в своем решении.

Проект Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет, разработанный в соответствии с постановлением главы Элитовского сельсовета №29/1 от 18.02.2009 (л.д. 142), прошёл публичные слушания в населенных пунктах, входящих в состав Элитовского сельсовета - п. Элита, с. Арейское, д. Бугачево, д. Минино, 21.07.2009, 22.07.2009 (л.д. 143-151).

Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р были приняты Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет. В пункте 3 данного решения указано, что оно вступает в силу с момента опубликования в газете «Емельяновские веси» (л.д. 140).

Вышеназванное решение Элитовского сельского Совета депутатов и утвержденные им Правила (без карты градостроительного зонирования) были опубликованы 19.08.2009, 26.08.2009 в газете «Емельяновские веси» № № 33, 34.

Сведения о публикации карты градостроительного зонирования, являющейся частью Правил, в газете «Емельяновские веси» в материалах настоящего административного дела отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", который суд полагает необходимым учитывать при исследовании доказательств по настоящему административному делу, при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2019 по делу N 53-АПА19-13, по административному исковому заявлению Рылкина Д.Ю., установлено, что карта градостроительного зонирования, являющаяся частью Правил землепользования и застройки Элитовского сельсовета, не опубликована, поскольку администрацией Емельяновского района была изъята графическая часть материалов, ввиду их ограниченного доступа. В связи с отсутствием до июля 2015 года официального сайта администрации Элитовского сельсовета, карта градостроительного зонирования размещена на сайте администрации сельсовета в сети "Интернет" 18.11.2015.

Разрешая заявленные требования, судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия, а нарушения, допущенные при его опубликовании (размещенные карты территорий, входящих в состав сельсовета, представляют собой схематичные изображения населенных пунктов, не позволяющие определить прохождение границ территориальных зон применительно к конкретным участкам территории), не могут являться существенными основаниями для признания акта недействующим.

Верховным судом РФ, в частности, было отмечено, что, на момент обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением в апреле 2017 года, карты градостроительного зонирования сельсовета были опубликованы для всеобщего доступа и соответственно применялись. В соответствии с частью 2 статьи 7 федерального закона от 31.12.2017 г. №507-ФЗ неточности, имеющиеся в картах градостроительного зонирования, допустимы, но должны быть приведены уполномоченными органами в соответствие с градостроительным законодательством до 01 июня 2020 года.

К участию в рассмотрении вышеназванного административного дела по административному иску Рылкина Д.Ю., просившего о признании недействующими Правил землепользования и застройки Элитовского сельсовета, в части карты градостроительного зонирования, были привлечены в качестве участников администрация Емельяновского района Красноярского края, администрация Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, Элитовский сельский Совет депутатов Емельяновского района.

Принимая во внимание, что в судебном порядке, с участием органов и должностных муниципальных образований Элитовского сельского совета депутатов и Емельяновского района, также привлеченных по настоящему административному делу в качестве участников, ранее проверялся вопрос о соблюдении порядка принятия и опубликования оспариваемых в настоящем процессе Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, в том числе, в части публикации карты градостроительного зонирования, и каких-либо нарушений указанного порядка являющихся основанием для признания их недействующими судами установлено не было, суд по настоящему делу, руководствуясь п. 2 ст. 64 КАС РФ, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, полагает необходимым отклонить доводы административного истца Гаджиалиева Р.О. о. в части нарушения процедуры принятия и официального опубликования оспариваемого муниципального правового акта.

Разрешая доводы административного истца о принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки, с нарушением полномочий, судом учтено, что, с 11.01.2018 года начал свое действие федеральный закон от 31.12.2017 N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 7 данного документа, органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 01.06.2020.

В соответствии с частью 5 статьи 4 федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6.1 статьи 30 ГрК РФ, обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон.

В материалы административного дела стороной административного истца представлена Карта градостроительного зонирования деревни Минино Элитовского сельсовета Емельяновского района, указанная в качестве приложения №4 к оспариваемым Правилам землепользования и застройки (т. 1, л.д. 44). Заказчиком данной карты указана Администрация Емельяновского района, основание – муниципальный контракт №38 от 26.11.2007.

В соответствии со статьей 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В данном случае, указание на Администрацию Емельяновского района как заказчика карты градостроительного зонирования д. Минино не имеет правового значения для рассмотрения настоящих требований. Суд учитывает, что договорные отношение в рамках муниципального контракта №38 от 26.11.2007, не регулируются Градостроительным кодексом РФ, а заказчик по такому контракту не является субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующего документа градостроительного зонирования. Следовательно, утверждение административного истца о том, что Администрация Емельяновского района приняла Карту градостроительного зонирования как составную часть оспариваемых Правил землепользования и застройки, является несостоятельным, основанными на неверном толковании норм материального права. В данном случае, административный истец ошибочно смешивает сферу гражданско-правовых отношений и отношения, вытекающие из административно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительного зонирования.

Вместе с тем, из содержания вышеприведенных норм градостроительного законодательства следует, что с 01.01.2015 у Администрации Емельяновского района имеются полномочия на принятие градостроительного документа, действующего на территории населенных пунктов Элитовского сельсовета - Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования. Соответственно, как это было выше отмечено Верховным судом РФ, у Администрации как уполномоченного органа в срок до 01.06.2020 имеется обязанность по устранению недостатков оспариваемых Правил, в том числе, в части проведения работ по координированию границ территориальных зон на территории Элитовского сельсовета, подготовке графического отображения расположения территориальных зон.

Вопреки утверждениям административного истца, как следует из пояснений представителей Администрации Емельяновского района и Емельяновского районного Совета депутатов, графическая часть Правил, включая карту градостроительного зонирования, решением Емельяновского Совета депутатов от 20.12.2017 №30-179р не утверждалась и не изменялась.

Из анализа содержания представленных в материалы дела текстов оспариваемых Правил (т. 1, л.д. 14-38, т. 2, л.д. 30-40, 59-96), текста Решения Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.12.2017 N 30-179Р, которым были внесены изменения в оспариваемые Правила на момент обращения административного истца (т. 2, л.д. 21-29) следует, что изменения вносились только в текстовую часть данного документа. То есть, имело место изменение количества и содержания отдельных статей Правил. При этом, перечень вносимых изменений свидетельствует по существу о дополнении содержательной части указанного документа, с учетом специфики предмета правового регулирования (например, конкретизация перечня территориальных зон).

В связи, с чем, и в этой части доводы административного иска являются несостоятельными.

Ссылки административного истца на наличие разных редакций оспариваемых Правил землепользования и застройки, размещенных на сайте Администрации Емельяновского района и Администрации Элитовского сельсовета, не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.

Суд обращает внимание, что текст Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции был размещен в печатном периодическом издании Емельяновского района – «Емельяновские веси» (N 33 от 19.08.2009), копия которого представлена в материалы административного дела (т. 1, л.д. 39). Достоверность содержания данной копии, ее аутентичность не вызывает у суда сомнений.

Решение Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.12.2017 N 30-179Р о внесении изменений в Правила было также официально опубликовано в периодическом печатном издании «Емельяновские веси», (N 103, 27.12.2017).

В статье 25 Устава Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края предусмотрено, что нормативные решения Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (т. 1, л.д. 83-85). При этом, законодательство сельсовета не предусматривает определения отдельного источника официального опубликования муниципальных правовых актов сельсовета – периодического издания, интернет-сайта.

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 17.05.2018 N 690 в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов администрации Емельяновского района на 2018 год Краевое Государственное автономное учреждение "Редакция газеты «Емельяновские веси».

Из материалов административного дела не следует, а в процессе судебного следствия не было установлено, что, начиная с 2009 года, то есть, с момента первой публикации оспариваемого нормативно-правового акта, источник официального опубликования муниципальных правовых актов Элитовского сельсовета был иным, нежели печатное периодическое издание «Емельяновские веси».

При этом, размещение Правил землепользования и застройки, в том числе, Карты градостроительного зонирования, на сайтах Администрации Емельяновского района и Администрации Элитовского сельсовета в качестве источника официального опубликования вышеназванными муниципальными правовыми актами Элитовского сельсовета и Емельяновского района не предусмотрено.

Само по себе размещение оспариваемого документа в устаревшей редакции, без последующих изменений, на сайте государственного органа (сайт Администрации Элитовского сельсовета) в сети «Интернет» однозначно не свидетельствует о применении оспариваемого нормативно-правового акта в указанной редакции к правоотношениям, с участием административного истца.

Каких-либо противоречий в правоприменительной деятельности за период с 2017 года по настоящее время, в том числе, на момент исполнения решения суда от 17.07.2017 по административному делу №2а-1713/2017, а также на момент обращения административного истца в Администрацию Емельяновского района за предоставлением испрашиваемого земельного участка, в связи с действием Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края в редакции Решения Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.12.2017 N 30-179Р, судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела не было установлено.

С учетом положений части 5 статьи 4 федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, у Емельяновского районного Совета депутатов имелись полномочия на внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Элитовский сельсовет в 2017 году.

При таких обстоятельствах, учитывая выводы Верховного суда РФ, изложенные в апелляционном определении от 18.04.2019 по делу N 53-АПА19-13 о соблюдении процедуры порядка принятия и опубликования оспариваемых Правил, у суда отсутствовала необходимость в исследовании сайтов Администрации Емельяновского района и Администрации Элитовского сельсовета на предмет сравнения редакций размещенных на них вариантов оспариваемых Правил землепользования и застройки. Указанные обстоятельства не входят в предмет доказывания в рамках настоящего административного дела.

Разрешая доводы административного истца о неправомерности установления в отношении земельного участка с кадастровым номером территориальной зоны «ОД.2 (общественно-деловая зона)», судом учтено следующее.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).

На основании ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 36 ГрК РФ установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов происходит с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом поселения, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования и не должно нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка.

Границы территориальных зон в соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ устанавливаются на карте градостроительного зонирования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 ГрК РФ должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.

Систематическое толкование положений п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1, 2 ч. 1 ст. 34, ст. 35 ГрК РФ свидетельствует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

В соответствии со ст. 50 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района, общественно-деловая зона ОД.2 выделена для обеспечения правовых условий формирования территории, где сочетаются коммерческие, офисные, учебные, спортивно-оздоровительные и иные учреждения.

Перечень видов разрешенного использования указанной зоны не предусматривает строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу и.о. Главы Элитовского сельсовета на судебный запрос, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне общественно-деловой застройки с проектируемыми зданиями и сооружениями. Обоснованием установления данной функциональной и территориальной зоны (ОД.2) обусловлено тем, что, согласно пояснительной записки к Проекту генерального плана муниципального образования Элитовский сельсовет, все объекты социальной сферы муниципального образования имеют 100% степень износа и на расчетный срок генерального плана нуждаются в замене. Кроме того, структура фондов объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих социально-гарантированный минимум, была определена в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Согласно ответу И.о. начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района Красноярского края на судебный запрос, в соответствии с утвержденным генеральным планом муниципального образования Элитовский сельсовет, функциональное зонирование земельного участка с кадастровым номером определено как территория общественно-деловой застройки.

В материалы дела также представлено решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 25.06.2019 по гражданскому делу по иску Гаджиалиева Р.О.о. к Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управзем» администрации Емельяновского района, Филиппову А.А. о признании незаконным бездействия по не представлению земельного участка в собственность бесплатно, признании решения МКУ «Управзем» №1299 от 28.02.2018 незаконным, признании права собственности на земельный участок.

В рамках рассмотрения указанного гражданского дела судом была назначена землеустроительная экспертиза. По результатам экспертного исследования было установлено, что на территории деревни Минино отсутствуют территориальные зоны с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», в связи с чем образовать земельный участок для предоставления Гаджиалиеву Р.О.о. из категории земель - земли населённых пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1887 кв.м., по существующим требованиям не возможно. Кроме того, на территории испрашиваемого земельного участка с юго-западной части расположена линия электропередачи на бетонных опорах. Исходя из градостроительной документации, размещенной на официальном сайте администрации Емельяновского района Красноярского края krasemel.ru («Карта градостроительного зонирования. Деревня Минино Элитовского сельсовета Емельяновского района») земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне - ОД.2 (общественно-деловые зоны). В данной территориальной зоне отсутствует вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Согласно генеральному плану деревни Минино Емельяновского района, испрашиваемый земельный участок располагается на территории земельного участка, запроектированного под среднюю школу на 300 мест.

Оснований сомневаться в правильности приведенных выше выводов судов при рассмотрении настоящего административного дела не имеется.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован как отдельный объект недвижимого имущества уже после принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, в связи с чем на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта сведения о спорном земельном участке в ЕГРН отсутствовали, а следовательно, не могли быть учтены при осуществлении территориального зонирования.

При этом, отнесение территории данного земельного участка на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Элитовского сельсовета, к территориальной зоне – общественно-деловая зона ОД.2, так же как и содержание градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны, соответствуют фактически сложившемуся порядку землепользования на данной территории, характеристикам ее планируемого развития, определенным Генеральным планом.

Каких-либо противоречий в содержании карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки по отношению к графической части Генерального плана Элитовского сельсовета, из представленных материалов дела не следует.

Нарушений прав административного истца как собственника земельного участка с кадастровым номером его отнесением к территориальной зоне – общественно-деловая зона ОД.2, судом также не установлено.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию, соответствуют действующему законодательству и права административного истца не нарушает.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Гаджиалиева Р.О. оглы о признании недействующими и не подлежащим применению с момента принятия Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, утвержденных Решением Элитовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края от 18.08.2009 N 39-1Р, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу<адрес>, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, площадью 1887 кв.м., картой градостроительного зонирования к территориальной зоне ОД.2. «Общественно-деловая зона», – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда     Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 22 октября 2019 года.

3а-461/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаджиалиев Рашид Осман Оглы
Ответчики
Элитовский сельский Совет депутатов
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее