Дело 2-548/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2019 года г. Канск Красноярский край
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,
при секретаре Рыковой Е.В.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Хохлова И.А.,
представителя ответчика Кирпиченко О.Н.,
представителя третьего лица Плотникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края, Толстиковой Татьяне Николаевне о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края, Толстиковой Татьяне Николаевне, в котором просит признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:18:4201001:121, общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, применить последствия недействительности сделки: возложить на Толстикову Т.Н. обязанность возвратить в муниципальное образование <адрес> указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что 22.12.2016 года между администрацией Чечеульского сельсовета Канского района и Толстиковой Татьяной Николаевной заключен договор аренды № 18 находящего в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием - для огородничества. Указанный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Чечеульский сельсовет, утвержденным Решением Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013г. № 25-169 «О правилах землепользования и застройки муниципального образования Чечеульский сельсовет» расположен в территориальной зоне «Зоны рекреации» - Р. 1 и частично в «Зоны индивидуальной жилой усадебной застройки для постоянного проживания и ведения личного подсобного хозяйства» -ИЖС.1. При этом согласно ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Правилами землепользования и застройки Чечеульского сельсовета не допускается предоставление земельных участков для целей огородничества в зонах Р.1 и ИЖС.1, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 24:18:4201001:121 не мог быть предоставлен Толстиковой Т.Н., а потому заключенный договор аренды земельного участка является недействительным.
В судебном заседании прокурор Хохлов И.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края Кирпиченко О.Н. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна частично, земельный участок формирует кадастровый инженер, в 2016 году граждане самостоятельно получали согласование в отделе архитектуры администрации Канского района, администрация Чечеульского сельсовета заключала договоры технически, фактически Толстиковой Т.Н. данный земельный участок не используется.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Плотников Д.А. в судебном заседании высказался об удовлетворении иска.
Ответчик Толстикова Т.Н. в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что не возражает против расторжения договора аренды земельного участка №18 от 22.12.2016, по истечению срока действия договора 22.12.2019 не намерена продлять срок аренды земельного участка.
Представитель третьего лица администрации Канского района Красноярского края Шадрина К.С. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третье лицо кадастровый инженер Величко А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными сделок, применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами местного самоуправления с целью защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Федеральным законодателем в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункт 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В силу ст. 19 Правил землепользования и застройки зоны рекреации - Р.1 включают в себя участки территорий населенного пункта, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них объектами для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также занятые лесами, скверами, парками, садами, бульварами.
В зонах рекреации допускается размещение коммунальных, линейных и иных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Основные виды разрешенного использования:
1) размещение лесов, скверов, парков, лесопарков, садов, бульваров, набережных;
Вспомогательные виды разрешенного использования:
1) размещение вспомогательных сооружений, связанных с организацией
отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом (кассы, пункты
проката спортивного инвентаря, общественные туалеты, мусоросборники);
2) размещение аттракционов, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарнозащитных зон;
3) размещение открытых площадок для временной парковки автомобильного транспорта (далее также - автотранспорта);
4) размещение коммунальных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне рекреации, либо с обслуживанием таких объектов и не требующих установления санитарно-защитных зон;
5) размещение линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне рекреации, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов;
6) размещение элементов благоустройства, малых архитектурных форм,
7) размещение ТП;
8) размещение конфессиональных объектов, мемориалов;
Условно разрешенные виды использования:
размещение объектов общественного питания;
2) размещение объектов административного назначения, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом;
3) размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, за исключением объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, а также настоящей части.
Также согласно ст. 21 правил землепользования и застройки зоны индивидуальной жилой усадебной застройки - ИЖС.1 включают в себя участки территории населенного пункта, предназначенные для размещения усадебных и блокированных жилых домов для постоянного проживания.
В зонах жилой усадебной застройки допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также стоянок, гаражей, площадок для временной парковки автотранспорта, объектов социального, коммунально-бытового назначения, линейных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей. На приусадебном участке помимо жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства, допускается размещение хозяйственных, бытовых и иных зданий строений и сооружений с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Основной вид разрешенного использования:
1) индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками;
2) отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с приусадебными участками;
3) многопрофильные учреждения дополнительного образования;
3. Вспомогательные виды разрешенного использования:
1) детские дошкольные учреждения;
2) школы начального, общего, среднего (полного) общего образования;
3) размещение на придомовых участках хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования, в том числе - построек для содержания крупнорогатого, мелкого скота и птицы, теплиц, хозпостроек для хранения инвентаря, летних кухонь, бань (саун), душа, надворных уборных, отдельно стоящих гаражей, а также гаражей, встроенных в жилые дома, устройство открытых бассейнов (за исключением хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования, примыкающих к расположенным со стороны улиц границам земельных участков);
4) размещение на приквартирных участках сплошных ограждений вдоль улиц, сквозных ограждений между участками. При этом вид ограждения (строительный материал, цвет, строительная конструкция ограждения) и его высота должны быть единообразными, как минимум, на протяжении одного квартала с обеих сторон улицы.
5) размещение линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне жилой усадебной застройки, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов;
6) размещение садов, огородов, палисадников;
7) размещение ЦТП, ТП;
8) размещение автостоянок «гостевых» для временного хранения легковых автомобилей;
9) детские площадки, площадки отдыха с элементами озеленения, хозяйственные площадки;
10) размещение магазинов, предприятий общественного питания;
11) размещение аптек;
12) размещение отделений связи;
13) размещение спортивных площадок, не требующих установления санитарно-защитных зон;
Условно разрешенные виды использования:
1) размещение 2-3 этажных многоквартирных домов;
2) блокированные жилые дома в 1 -3 этажа с участками для каждого блока (квартиры);
3) размещение домов для престарелых и инвалидов, детских домов, домов ребенка;
4) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения (ателье, парикмахерские, жилищно-эксплуатационные организации, мастерские по ремонту товаров личного и бытового потребления, иные объекты обслуживания, связанные с проживанием граждан и предназначенные для оказания бытовых услуг);
5) размещение поликлиник, амбулаторий, ФАП;
6) размещение конфессиональных объектов;
7) размещение физкультурно-оздоровительных сооружений;
8) размещение учреждений культуры и искусства;
9) размещение финансово-кредитных учреждений;
10) размещение гостиниц, общежитий;
11) размещение отделений, пунктов полиции;
Видами разрешенного использования в жилой зоне являются здания для постоянного и временного проживания, специальные здания при учреждениях социальной защиты, жилая застройка иных видов, учреждения образования.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу абз. 1 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции до Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Указанные изменения вступили в законную силу 01 января 2017 года.
В судебном заседании установлено, что 22.12.2016 года между администрацией Чечеульского сельсовета Канского района и Толстиковой Татьяной Николаевной заключен договор аренды № 18 находящего в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием - для огородничества.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,1 согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Чечеульский сельсовет, утвержденным Решением Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20.02.2013г. № 25-169 «О правилах землепользования и застройки муниципального образования Чечеульский сельсовет» расположен в территориальной зоне «Зоны рекреации» - Р. 1 и частично в «Зоны индивидуальной жилой усадебной застройки для постоянного проживания и ведения личного подсобного хозяйства» -ИЖС.1. При этом согласно ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: копией договора аренды №18 находящегося в государственной собственности земельного участка от 22.12.2016, копией кадастрового паспорта земельного участка, копией акта приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды от 22.12.2016, копией расчета арендной платы по договору аренды земельного участка, копией постановления администрации Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края №125-пг от 22.12.2016 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, №/!», копией постановления администрации Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края №106-пг от 09.12.2016 «О предварительном согласовании предоставления земельного и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории», копией плана границ земельного участка, копией схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории, выпиской администрации Канского района Красноярского края о соответствии земельного участка градостроительному регламенту и правилам землепользования и застройки, выкопировкой из ортофотоплана с. Чечеул.
Поскольку Правилами землепользования и застройки Чечеульского сельсовета не допускается предоставление земельных участков для целей огородничества в зонах Р.1 и ИЖС.1, земельный участок с кадастровым номером 24:18:4201001:121 не мог быть предоставлен Толстиковой Т.Н., в связи с этим заключенный договор аренды земельного участка является недействительным.
В связи с тем, что в настоящее время распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, возврат спорного земельного участка следует осуществить в распоряжение администрации Канского района Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Каннского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды №18 находящегося в государственной собственности земельного участка от 22.12.2016, заключенного между администрацией Чечеульского сельсовета Канского района Красноярского края и Толстиковой Татьяной Николаевной.
Применить последствия недействительности сделки: возложить на ФИО1 обязанность возвратить в муниципальное образование Канский район Красноярского края земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Гришанина Н.В.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.