Решение по делу № 33-1151/2019 от 08.04.2019

Председательствующий: Лемперт И.Н.

Дело № 33-1151/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,

при секретаре Немкове С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 апреля 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе истца Раковой Татьяны Владимировны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2019 года, которым частично удовлетворен ее иск к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о признании решения незаконным, о включении периодов работы в страховой стаж, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца Раковой Т.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ракова Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее – УПФР в г. Абакане Республики Хакасия) о признании решения незаконным, о включении периодов работы в страховой стаж, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии. Требования мотивировала тем, что имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении данной пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением ответчика от 17.10.2018 № 118410/18 ей необоснованно было отказано по мотиву недостаточности специального стажа. При этом ответчик необоснованно исключил из подсчета стажа ряд периодов. Просила признать названное решение пенсионного органа незаконным, включить в страховой страж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 12.10.1993 по 18.07.1994 - 0 лет 09 месяцев 07 дней - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
с 19.07.1994 по 01.05.1995 - 0 лет 09 месяцев 13 дней, с 27.02.1998 по 30.09.1998 - 0 лет 07 месяцев 04 дня в должности руководителя кружка в Республиканской общеобразовательной специализированной школе фермеров, а также с 01.10.1998 по 23.04.2002 - 3 года 06 месяцев 23 дня в должности методиста, педагога дополнительного образования в Республиканском государственном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»;
с 01.09.2008 по 31.10.2008 - 0 лет 02 месяца 01 день в должности руководителя физического воспитания в Республиканском государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников    с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 1.2 видов»; с 03.02.2003 по 22.02.2003 - 0 лет 0 месяцев 20 дней - нахождение на курсах повышения квалификации; с 11.12.2012 по 15.12.2012 - 0 лет 0 месяцев 05 дней нахождение в командировке; с 03.11.1997 по 11.12.1997 - 0 лет 1 месяц 08 дней в должности воспитателя в детском комбинате № 52 ГОУ.

В судебном заседании истец Ракова Т.В. настаивала на иске.

Представитель ответчика Цацорин К.В. иск не признал.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал незаконным решение УПФР в г. Абакане Республики Хакасия № 118410/10 от 17.10.2018 в части не включения в специальный стаж Раковой Т.В. следующих периодов с: 12.10.1993 по 18.07.1994, 01.09.2008 по 31.10.2008, 03.02.2003 по 22.02.2003, 11.12.2012 по 15.12.2012.

Обязал УПФР в г. Абакане Республики Хакасия включить в специальный трудовой стаж Раковой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды: с 12.10.1993 по 18.07.1994 - 0 лет 09 месяцев 07 дней - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;    с 01.09.2008 по 31.10.2008 - 0 лет 02 месяца 01 день в должности руководителя физического воспитания в Республиканском государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат I, II видов;    с 03.02.2003 по 22.02.2003 - 0 лет 0 месяцев 20 дней нахождение на курсах повышения квалификации;    с 11.12.2012 по 15.12.2012- 0 лет 0 месяцев 05 дней нахождение в командировке.

Взыскал с УПФР в г. Абакане Республики Хакасия в пользу Раковой Т.В. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

Исковые требования Раковой Т.В. к УПФР в г. Абакане Республики Хакасия о включении периода работы с 03.11.1997 по 11.12.1997 - 0 лет 1 месяц 08 дней - в должности воспитателя в детском комбинате № 52 ГОУ в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно, оставил без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

В части исковых требований об обязании УПФР в г. Абакане Республики Хакасия включить в специальный трудовой стаж Раковой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды: с 19.07.1994 по 01.05.1995, с 27.02.1998 по 30.09.1998, с 01.10.1998 по 23.04.2002, и признания решения № 118410/10 от 17.10.2018 в указанной части незаконным, отказал.

С решением суда не согласна истец Ракова Т.В.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, в части отказа во включении в страховой стаж следующих периодов: с 19.07.1994 по 01.05.1995, с 27.02.1998 по 30.09.1998, с 01.10.1998 по 31.12.2000, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Приводя обстоятельства дела и анализируя приказ Минобразования Хакасии от 17.11.1992 № 95, справки от 19.12.2018 № 205 и от 11.03.2019 № 100-1400, лицензию на право ведения образовательной деятельности от 30.08.1995, настаивает на том, что в спорные периоды работала педагогом дополнительного образования в образовательном учреждении дополнительного образования детей, наименование которого и организационно-правовая форма периодически менялись, в настоящее время это РБУ ДО РХ «Республиканский центр дополнительного образования детей». Обращает внимание на то, что к спорным периодам могут быть применены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку судом первой инстанции было неправильно распределено бремя доказывания, обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены неполно и доказательства, их подтверждающие, не были представлены в суд первой инстанции, судебная коллегия признала необходимым принять при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции новые доказательства, с учетом которых постановлено апелляционное определение.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12. 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.06.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).

В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). В разделе "Наименование учреждений" – были предусмотрены внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы. Однако в разделе « Наименование должности» ни руководитель кружка, ни педагог дополнительного образования не поименован.

Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999
N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года.

Таким образом, период работы Раковой Т.В. в должности "педагог дополнительного образования" мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года.

Как видно из материалов дела, Ракова Т.В. с 01.09.1989 осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

10.07.2018 Ракова Т.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Абакане с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ в г. Абакане № 118410/18 от 17.10.2018 Раковой Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемого стажа педагогической деятельности. В бесспорном порядке ответчиком засчитано 19 лет 3 месяца 05 дней.

Не засчитаны в специальный стаж, в том числе периоды работы: с 19.07.1994 по 01.05.1995, с 27.02.1998 по 30.09.1998 в должности руководителя кружка в Республиканской общеобразовательной специализированной школе фермеров, а также с 01.10.1998 по 23.04.2002 в должности методиста, педагога дополнительного образования в Республиканском государственном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», в связи с отсутствием указанных должностей в общеобразовательных учреждениях.

Из трудовой книжки Раковой Т.В. усматривается, что в период с 19.07.1994 по 01.10.1998 она работала руководителем кружка в Центре натуралистической и экологической работы.

Однако, согласно приказу № 276 от 19.07.1994, уточненной справки № 205 от 19.12.2018, Ракова Т.В. была принята на работу в Республиканский центр натуралистической и экологической работы педагогом дополнительного образования.

Проводя оценку пенсионных прав истца, в частности в отношении возможности включения в льготный стаж Раковой Т.В периодов работы с 19.07.1994 по 01.05.1995, с 27.02.1998 по 30.09.1998, пенсионный орган учел запись в трудовой книжке о том, что истец в указанные периоды работала руководителем кружка и не засчитал их в специальный стаж по мотиву того, что указанная должность не предусмотрена Списком от 06.09.1991 № 463.

Разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции оценил представленные доказательства, пришел к выводу о том, что истец в указанные периоды работала педагогом дополнительного образования.

Указанный вывод ответчиком не оспорен.

Судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства принято Положение о Центре натуралистической и экологической работы с учащимися Республики Хакасия от 10.03.1992.

Центр натуралистической и экологической работы может быть отнесен к внешкольным учреждениям, что следует из названного положения.

Но поскольку работа в должности педагога дополнительного образования может быть включена лишь после 1 ноября 1999 года, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе во включении периодов работы с 19.07.1994 по 01.05.1995, с 27.02.1998 по 30.09.1998 в специальный стаж истца.

С 01.10.1998 по 23.04.2002 Ракова Т.В. работала методистом, педагогом дополнительного образования в Республиканском государственном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Из уточняющей справки № 205 от 19.12.2018, правоустанавливающих документов Республиканского центра натуралистической и экологической работы, Республиканской специализированной школы фермеров, ГУ «Республиканской общеобразовательной специализированной школы фермеров», РГОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» г. Абакан, следует, что Школа №    23 и Республиканский центр натуралистической и экологической работы преобразованы в Республиканскую специализированную школу фермеров (постановление Совмина РХ № 303 от 06.10.1992), где созданы отделения общего образования, начальной профессиональной подготовки и натуралистической и экологической работы.

Республиканская специализированная школа фермеров переименована в РГОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» (приказ № 33 от 16.02.2001 по Министерству образования РХ), в дальнейшем переименовано в МОУ «СОШ № 23» (распоряжение № 500 от 29.09.2003 комитета муниципальной экономики администрации
г. Абакана).

В материалах дела имеется Устав Республиканского Государственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом» от 12.02.2001, из которого следует, что основным предметом деятельности Школы и ее филиалов является реализация образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного эколого-натуралистического образования.

Суд первой инстанции, оценив положения вышеприведенного Устава, архивные справки о переименовании учреждения, пришел к выводу о том, что общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом», в котором осуществлялась трудовая деятельность истца на протяжении спорного периода,не являлось учреждением дополнительного образования детей. Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит.

Утверждение истца о неправомерности отнесения занимаемой ею должности к должностям работников, осуществляющих педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении, в том числе до 1 января 2001 года, не основано на материалах дела.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал во включении Раковой Т.В. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 01.10.1998 по 31.12.2000 в должности педагога дополнительного образования в Государственном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом».

В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно отказал Раковой Т.В. в удовлетворении иска о признании решения пенсионного органа в части отказа указанных периодов в льготный стаж незаконным.

Довод апеллянта, озвученный в суде апелляционной инстанции, о том, что Республиканская общеобразовательная специализированная школа фермеров состояла из трех отделений, в том числе натуралистической и экологической работы, которая относится к дополнительному образованию, не влияет на выводы суда, поскольку в спорный период истец работала в Государственном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметом».

Иные доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В остальной части это же решение сторонами не обжаловано и его законность в силу ч.2 ст.327.1. ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.

Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия
от 11 февраля 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Раковой Татьяны Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий:                    А.С. Топоев

    

Судьи:                                Т.М. Капустина

Г.П. Пархомович

33-1151/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ракова Татьяна Владимировна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Капустина Тамара Михайловна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
23.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2019Передано в экспедицию
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее